Виды позитивной взаимозависимости




По результату У всех общая цель (подготовить отчет, написать рассказ или изготовить прибор)
По успеху (оценке) Оценка работы группы учитывает вклад каждого из участников
По задаче Задача поставлена так, что нельзя сделать ее друг без друга. Распределение работы между членами группы дает больший эффект, каждый решает одну из важных подзадач
По ресурсу У одного есть специальная форматка, у другого — тексты с программой, у третьего — инструкция, как выполнять работу
Ролевая В группе распределены взаимодополняющие и необхо­димые для выполнения работы роли (например: Завхоз, Бодрила, Координатор, Секретарь, Мудрец)

222 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

может получить что-то вместо другого. Типичные примеры - приглашение к доске одного школьника, когда желающих отвечать несколько, или пред­ставление на выставку работ только лучших учеников. В ситуации нега­тивной взаимозависимости, когда учитель отмечает оценкой только од­ного ответившего на данный вопрос, ученики невольно начинают ощу­щать взаимную конкуренцию. Например, если школьник знает, что на выставку будут представлены только две лучшие работы, а трое сильных одноклассников уже соревнуются за это право, он вряд ли будет особен­но стараться при выполнении задания.

Итак, позитивная взаимозависимость способствует кооперации, а негативная - конкуренции (рис. 1).

ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Конкуренция Невзаимодействие Сотрудничество

Отрицательная Отсутствует Положительная

Рис. 1. Характер взаимодействия при разных знаках взаимозависимости

Возможен промежуточный случай - отсутствие взаимозависимости, когда стимулируется возникновение организационной структуры «невза­имодействие». Однако и нулевое взаимодействие стимулирует конкурен­цию из-за естественного процесса взаимного сопоставления («Чем я хуже...»). Так, если одноклассники работают над индивидуальными пись­менными заданиями, то, хотя их оценки различны и не зависят друг от друга, успевающие ощущают себя выигравшими.

Сказанное не означает, что ситуации конкуренции и/или невзаимо­действия надо исключать из учебного процесса. Эти ситуации постоянно встречаются в жизни за стенами классной комнаты и к ним надо уметь приспосабливаться. Конфликты реальны и неизбежны, а способность побеждать в противоборстве трудно переоценить. Проблема в другом. Современная школа слишком часто ставит учащихся в условия конкурен­ции и слишком редко готовит своих выпускников к коллективной работе в условиях позитивной взаимозависимости. А такие ситуации все более типичны для сложного современного производства, естественны для рож-

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 223

дающегося на наших глазах информационного общества, неизбежны при реализации демократических процедур развитой демократии. Доказано, что работа в условиях кооперации - весьма эффективный режим учеб­ной работы. И дело не только в том, что кооперация в обучении позволя­ет лучше освоить материал и дольше его помнить. Как показывают мно­гочисленные эксперименты, обучение в условиях кооперации демонст­рирует и другие важные преимущества по сравнению с обучением в усло­виях конкуренции.

1. Повышение уровня осмысления материала. Работы, выполненные в условиях кооперации, отличаются большей логичностью, обоснован­ностью, их положения глубже и серьезнее аргументированы, чем ана­логичные работы, выполняемые индивидуально или в условиях кон­куренции. Это относится не только к устным сообщениям членов групп, но и к письменным работам.

2. Рост числа нестандартных решений. В условиях кооперации члены группы существенно чаще выдвигают новые идеи, предлагают нео­жиданные варианты решения стоящих перед ними задач. Как пока­зывают эксперименты, кооперация членов группы порождает боль­ше ситуаций «Ага!..» по сравнению с индивидуальной работой или работой в условиях конкуренции.

3. Перенос. Знаменитое высказывание Л.С.Выготского: «То, что дети мо­гут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать са­мостоятельно» - хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию ин­дивидуальной работы школьников.

4. Позитивное отношение к изучаемому материалу. Школьники лучше относятся к материалу, который они изучали в условиях кооперации, чем к материалу, который им приходится осваивать индивидуально или в условиях конкуренции. Они с большей готовностью возвращают­ся к предшествующим темам, углубляют и расширяют полученные зна­ния. Это положительное отношение в равной мере распространяется как на саму предметную область, так и на весь учебный процесс.

5. Готовность не отвлекаться отрешаемой задачи. В условиях коопе­рации школьники реже отвлекаются от учебной задачи и в среднем занимаются ею в отведенный промежуток времени больше, чем школь­ники, работающие самостоятельно или в условиях конкуренции. Итак, учение - не только личный, но и групповой процесс. Лучше все­го оно происходит в условиях, когда учащиеся взаимодействуют для того, чтобы поделиться приобретаемым знанием, конструировать его. Хоро-

224 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

ший учитель, стремясь повысить эффективность учения, улучшить отно­шение школьников к изучаемому материалу, побудить школьников глуб­же осмыслить то, с чем они работают, естественно, использует элементы кооперации в учении. Призывы современных педагогов использовать в школе «педагогику сотрудничества» и «гуманистическую педагогику», ссыл­ки на эффективную работу учителей-новаторов, которые «строят с деть­ми в классе человеческие отношения», по своей сути являются неявно сформулированным призывом шире использовать в учении и обучении коллективную работу на основе позитивной взаимозависимости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: