Особенности формирования и использования финансовых ресурсов ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» в виде капиталов и кредиторской задолженности




 

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счет реализации товаров и услуг, выбывшего имущества организации, а также путем привлечения внешних источников финансирования.

При создании ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» был сформирован в первую очередь уставный капитал. Также в организации формируются такие виды финансовых ресурсов, как:

- нераспределенная прибыль;

- кредиторская задолженность (поставщикам и подрядчикам, перед персоналом организации, перед государственными внебюджетными фондами, по налогам и сборам, прочие кредиторы). [28; C. 566]

Для более наглядного представления о формировании финансовых ресурсов ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» следует провести горизонтальный и вертикальный анализ Баланса данной организации.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Аналогично может быть выполнен горизонтальный анализ других форм бухгалтерской отчетности.

Таблица 9 – Горизонтальный анализ Баланса ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» за 2007 – 2009 гг.

Показатель На конец 2007 г. На конец 2008 г. На конец 2009 г.
тыс. руб. %, раз тыс. руб. %, раз тыс. руб. %, раз
А            
Актив       3/2   5/2
I Внеоборотные активы: основные средства     100,0     116,99     114,73
Итого по разделу I   100,0   116,99   114,75
II Оборотные активы: -запасы -дебиторская задолженность -денежные средства     100,0 - 100,0     124,1 - 118,78     В 2,3 раза - 68,38
Итого по разделу II   100,0   169,99   165,21
Баланс   100,0   129,27   126,45
Пассив
III Капитал и резервы: -уставный капитал -нераспределенная прибыль     100,0 100,0     100,0       100,0 138,46
Итого по разделу III   100,0   137,55   137,33
V Краткосрочные обязательства: кредиторская задолженность         100,0         127,58         112,31
Итого по разделу V   100,0   97,64   84,87
Баланс   100,0   129,27   126,45

 

Из приведенной таблицы видно, что валюта баланса в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 26,45 %, это положительный фактор, так как он говорит о расширении организацией хозяйственного оборота. Данное увеличение произошло из-за увеличения суммы оборотных активов на 65,21 %, а именно запасов в 2,3 раза. Увеличение удельного веса производственных запасов может свидетельствовать о наращивании производственного потенциала организации либо о нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах, чья ликвидность может быть невысокой. Таким образом, хотя тенденция к росту запасов может привести на некотором отрезке времени к увеличению значения коэффициента текущей ликвидности необходимо проанализировать, не происходит ли это увеличение за счет необоснованного отвлечения активов из производственного оборота, что в конечном итоге приводит к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния.

Валюта баланса в пассивной части увеличилась за счет увеличения кредиторской задолженности на 12,31% и нераспределенной прибыли на 38,46%. Увеличение кредиторской задолженности на 12,31% является отрицательным фактором, так как может привести к нарушению финансовой устойчивости ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2». Наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности.

Вертикальный анализ позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибыли в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют один другого.

Из приведенной ниже таблицы 10 видно, что в активе баланса наибольший удельный вес занимают оборотные активы (30,28%). Наблюдается уменьшение объема денежных средств в 2009 году по сравнению с 2007 годом (на 5,17 п. п.), это положительный признак, так как деньги не должны залеживаться, они должны находится в обороте. В пассиве же баланса наибольший удельный вес занимает нераспределенная прибыль (84,25 %), положительным фактором является снижение кредиторской задолженности по сравнению с 2007 годом (на 0,58%).

Это свидетельствует о том, что ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» уменьшает задолженность перед кредиторами. Собственный капитал компании находится на уровне 86% от общей суммы его пассивов, что говорит о высоком уровне финансовой стабильности.

Таблица 10 – Вертикальный анализ Баланса ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» за 2007 – 2009 гг.

Показатель На конец 2007 г. На конец 2008 г. На конец 2009 г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Актив            
I Внеоборотные активы: основные средства     76,83     69,53     69,71
Итого по разделу I   76,83   69,53   69,72
II Оборотные активы: - запасы - дебиторская задолженность - денежные средства       11,19 0,68   11,26       10,74 8,09   10,34       20,38 1,54   6,09
Итого по разделу II   23,17   30,47   30,28
Баланс   100,0   100,0   100,0
Пассив            
III Капитал и резервы: - уставный капитал -нераспределенная прибыль     1,65 76,94     1,27 82,54     1,303 84,25  
Итого по разделу III   79,24   84,32   86,07
VКраткосрочные обязательства: кредиторская задолженность         5,12         5,05         4,54
Итого по разделу V   20,76   15,68   13,94
Баланс   100,0   100,0   100,0

Рассмотрим каждый вид финансовых ресурсов ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» в динамике.

Уставный капитал — это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.

Для обеспечения деятельности Общества образуется Уставный капитал. Размер уставного капитала 136903,83 рублей.

Уставной капитал распределяется между участниками следующим образом.

Таблица 11 - Распределение уставного капитала между учредителями

  Наименование участника Номинальная стоимость вклада, в рублях Размер доли, в процентах
ЗАО «Великоустюгское ПАТП» 136903,83 руб. 100 %

Доля в уставном капитале дает право голоса на общем собрании участников, а также иные права, предусмотренные Уставом и настоящим договором, ее владельцу, с момента фактической оплаты.

Доля в уставном капитале оплачена полностью. Дочерних и зависимых обществ организация не имеет.

Кредиторская задолженность - задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда.

Другими словами кредиторская задолженность представляет собой вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц. [39; C. 24]

Задолженность поставщикам и подрядчикам – это задолженность за поставленные материалы, сырье или же топливо, задолженность за предоставленные или выполненные работы и услуги. Задолженность перед персоналом – это задолженность перед персоналом организации по выдаче заработной платы, отпускных и т. д. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами – это задолженность по взносам в фонд обязательного медицинского страхования, в пенсионный фонд, в фонд социального страхования от несчастных случаев. Задолженность по налогам и сборам – это задолженность организации перед государством по различным видам налогов, таких, как: налог на имущество юридических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т. д.

Рассмотрим состав и структуру кредиторской задолженности в ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (таблица 12).

Таблица 12 - Состав и структура кредиторской задолженности в ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» за 2007 – 2009 гг.

Кредиторская задолженность 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. к 2007 г., %, раз
тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу
Поставщикам и подрядчикам   8,35   3,89   3,03 40,79
Задолженность перед персоналом   59,34   76,66   74,85 141,67
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами   2,42 - -   1,37 63,64
Задолженность по налогам и сборам   23,4   4,39   19,08 91,55
Прочие кредиторы   6,37   15,07   1,66 29,31
Итого   100,0   100,0   100,0 112,31

Наибольший удельный вес в общей сумме кредиторской задолженности в 2009 году занимает задолженность перед персоналом 74,85%. Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам составляет 3,03% от общей суммы кредиторской задолженности, задолженность по прочим кредиторам 1,66%, к ним относится задолженность: перед подотчетными лицами, по авансам, полученным от покупателей, по добровольному страхованию, по депонированной зарплате, перед учредителями по выплате доходов и т.д., перед государственными внебюджетными фондами – 1,37%, она имеет наименьший удельный вес в общей сумме кредиторской задолженности.

Общая сумма кредиторской задолженности в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 12,31%. Это связано в первую очередь с увеличением такого показателя, как задолженность перед персоналом на 41,67%, что свидетельствует о несвоевременных расчетах организации со своими подчиненными, т. е. о задержке заработной платы работникам данной организации.

Одно из направлений использования финансовых ресурсов ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» - это пополнение оборотных средств.

Оборотные средства предприятия – это совокупность денежных средств и материальных средств, авансированных в средства производства, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт. Оборотные средства обеспечивают непрерывность и ритмичность всех процессов, протекающих на предприятии: снабжения, производства, сбыта, финансирования. Они постоянно находятся в движении, совершая кругооборот. Кругооборот начинается с оплаты денежными средствами необходимых предприятию материальных ресурсов, а заканчивается возвратом всех затрат на всем пути движения средств в виде выручки от реализации готовой продукции.

В ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» имеются в наличии такие виды оборотных средств как:

- производственные запасы – предметы труда, поступившие на предприятие для последующей обработки или обеспечения производственного процесса (запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, тары и т. д.);

- дебиторская задолженность – долги предприятию со стороны юридических, физических лиц и государства. В составе дебиторской задолженности выделяют задолженность покупателей и заказчиков, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, выданные авансы;

- денежные средства. [28; С. 325]

 

 

Таблица 13 – Состав и структура оборотных средств ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» за 2007 – 2009 гг.

Оборотные средства 2007 г 2008 г 2009 г 2009 г. к 2007 г., %, раз
тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу тыс. руб. в % к итогу
Запасы   48,28   35,24   67,30 В 2,3 раза
Дебиторская задолженность   2,94   26,55   5,08 В 2,85 раза
Краткосрочные финансовые вложения   0,22   4,28   7,34 В 55,5 раз
Денежные средства   48,57   33,94   20,1 68,38
Прочие оборотные активы - - - -   0,18 -
Итого   100,0   100,0   100,0 165,21

 

Наибольший удельный вес в общей сумме оборотных средств занимают запасы 67,3%. Дебиторская задолженность составляет 5,08% от общей суммы оборотных средств организации, а денежные средства составляют 20,1% от общей суммы оборотных средств.

Наблюдается увеличение в 2009 году по сравнению с 2007 годом суммы оборотных активов предприятия на 65,21%, а именно увеличения стоимости запасов в 2,3 раза (что может свидетельствовать об увеличении объема запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, тары и т. д.) и дебиторской задолженности почти в 3 раза (это говорит об уменьшении наличных денежных средств в кассе и на расчетном счете организации).

Дебиторская и кредиторская задолженность — неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар. То есть между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты обычно проходит некоторое количество времени.

С ростом дебиторской задолженности у предприятия возникает потребность в дополнительных источниках формирования текущих активов за счет краткосрочных кредитов банка и кредиторской задолженности. Опережающий рост кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской может привести в конечном итоге к снижению ликвидности.

С другой стороны при не возврате организации дебиторской задолженности, она теряет собственные средства. Поэтому превышение дебиторской задолженности над кредиторской считается отрицательным фактором. [46]

 

Таблица 14 – Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей в ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» за 2007 – 2009 гг.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. к 2007 г., (+/-) 2009 г. к 2008 г., (+/-)
Дебиторская задолженность, тыс. руб. Кредиторская задолженность, тыс. руб.       +112   +2688 -139   -197
Соотношение кредиторской задолженности к дебиторской, раз   4,53 раза   6,04 раза   6,66 раза   Х   Х

 

Из приведенной выше таблицы видно, что кредиторская задолженность организации почти в 6,6 раз больше дебиторской. Однако положительным фактором является уменьшение дебиторской задолженности в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 139 тыс. руб., что свидетельствует о возврате дебиторами средств организации в течение года.

Отрицательным фактором является увеличение кредиторской задолженности на 2688 тыс. руб., однако темп роста ее уменьшаеться (в 2008 году по сравнению с 2007 годом кредиторская задолженность увеличилась на 2885 тыс. руб., а в 2009 по сравнению с 2007 годом увеличилась лишь на 2688 тыс. руб.). Это говорит о том, что предприятие активно использует привлеченные средства и кредитуется за счет поставщиков, работников, бюджета государства и т. д., что может привести к ухудшению отношений с поставщиками вплоть до их отказа в предоставлении услуг.

Несвоевременная выплата заработной платы работникам может привести к намеренному застою производства, а, следовательно, к убыткам. Несвоевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами государства может привести к обязанности выплатить различные пени и штрафы. Поэтому, ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» рекомендуется максимально снизить кредиторскую задолженность.

В целом можно сделать вывод, что ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» активно пользуется кредиторской задолженностью. Что может негативно сказаться на его финансовой устойчивости. Предприятию рекомендуется снизить кредиторскую задолженность за счет внутренних финансовых ресурсов. Также отрицательным фактором является рост дебиторской задолженности, так как он говорит о несвоевременных расчетах покупателей с организацией. Поэтому ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 2» следует пересмотреть политику расчетов с покупателями, например, увеличить штрафные санкции за несвоевременную оплату.

Положительным фактором является превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью. Так как всегда существует риск невозврата дебиторской задолженности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: