Планы практических и семинарских занятий*
* Начинайте работу с персоналий (кто, откуда, когда, основные работы). Список имен сформирован для каждого занятия отдельно в разделе Персоналии.
*В каждом подходе выделяйте основные положения и работайте с ключевыми понятиями-терминами, которые даны в конце каждого плана в разделе Основные понятия. Многие термины и персоналии являются сквозными и рассматриваются при освоении различных тем: их повторение способствует и простому запоминанию, и более глубокому погружению в проблематику курса.
* Желательна (в ряде случаев необходима) работа с несколькими источниками. Основные учебные пособия называются к каждой теме в разделе Источники для подготовки к семинару с указанием страниц. Привлекайте дополнительные источники, включая лекции, Интернет-ресурсы, словари, справочные материалы.
*Составляйте тезис-конспект ответа на каждый вопрос – это способствует структурированию и запоминанию информации. Составленные тезис-конспекты – прекрасное подспорье в период подготовки к зачету и экзамену.
Занятие 1. Что такое коммуникация? Составление портрета явления
План практического занятия
1.Попробуйте дать не менее 10 собственных о пределений такого явления, как коммуникация. С чем именно для Вас ассоциируется это слово?
2.Выделяем ключевые слова-темы в определениях коммуникации.
3.Резюме-итог. Составляем общий портрет явления в его многообразии. Называем главные аспекты.
Занятие 2. Объект, предмет, методология курса. Базовый категориальный аппарат научной дисциплины «Основы теории коммуникации»
План семинарского занятия
1.Объект и предмет в научном познании:
-что определяется объектом (любой) науки?
-что определяется предметом (любой) науки?
Приведите примеры наук, где объектом и предметом выступает человек; где объектом и предметом выступает природа; где объектом и предметом выступает общество; где объектом и предметом выступает техника. Объясните соотношение объекта и предмета для всех этих случаев.
2.Номинации науки о коммуникациях в отечественном и зарубежном наукознании.
3.Объект и предмет теории коммуникации. Ядро теории (core theory) коммуникации по Стивену Литтлджону. Концептуальное ядро коммуникативистики по А.В. Резаеву, А.В. Соколову.
4.Теория коммуникации как комплексная и интегральная научная дисциплина. В чем заключается предметный плюрализм современной науки о коммуникации?
5.Соотношении теории коммуникации (ТК) и
-философии,
-семиотики,
-психологии,
-лингвистики,
-социологии,
-кибернетики,
-риторики.
Обратите внимание на ключевые понятия (категории) каждой научной области, востребованные теорией коммуникации.
6.Что такое методология науки? Назовите и охарактеризуйте основные методологические подходы к изучению социальной коммуникации. Назовите и кратко охарактеризуйте общенаучные и специальные методы изучения коммуникации в ТК.
7.Какие функции выполняет ТК?
8.Категориальный аппарат ТК:
-коммуникация,
-общение,
-речевая деятельность,
-интеракция,
-социальная перцепция,
-информация,
-знак, знаковая система (язык),
-коммуникативное пространство,
-коммуникативное время,
-коммуникатор, коммуникант.
9.Законы и условия коммуникации.
10.Резюмирующий блок. Аспекты ТК:
-онтология,
-гносеология,
-методология,
-прагматика (прикладные сферы).
Персоналии:
Литллджон Стивен
Резаев Андрей Владимирович
Соколов Аркадий Васильевич
Основные понятия:
объект науки, предмет (предметное поле) науки, науки: естественные и (социо)гуманитарные, интегральная (интегративная) научная дисциплина, фундаментальная научная дисциплина, категориальный аппарат науки, коммуникация/общение, речевая деятельность, коммуникация/интеракция/перцепция, информация, информационная деятельность, знак, знаковая система, коммуникативное пространство/время, онтологический аспект науки, гносеологический аспект науки, методология науки: подход и метод, общенаучный метод, специальный метод, анализ, синтез, типологизирование, сравнительный метод, контент-анализ, интент-анализ, концепт-анализ, метод моделирования, функция научной дисциплины (теории), прикладные сферы научного знания.
Источники для подготовки к семинару:
1. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011. 1.2.Объект, предмет и методология теории коммуникации. Стр.18-28.
2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М., 2010. Стр.23-33, 142-145, 195-196.
3. Основы теории коммуникации / Под ред.М.А. Василика. М., 2005. Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. 1.1. Предмет теории коммуникации. Стр. 9-21; 1.2.Законы и категории теории коммуникации. Стр. 21-31. 1.3.Методы и функции теории коммуникации. Стр. 31-43.
4. Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. Теория коммуникации. М., 2012.
Стр. 16-22.
5. Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: Практикум. М., 2008. Тема 1. Теория коммуникации в системе наук. Стр.11-25.
Занятие 3. Основные парадигмы исследования социальной коммуникации (по Р. Крейгу). Эволюция и логика сменяемости парадигм
План семинарского занятия
1.Понятие научной парадигмы (по Т. Куну).
2.Полипарадигмальность в исследовании социальной коммуникации. 7 основных традиций в изучении коммуникации (по Р. Крейгу). Естественнонаучные и гуманитарные метапарадигмы в исследовании коммуникации. Американские и европейские научные традиции.
3.Логика эволюции и сменяемости парадигм: преемственность трех типов рациональности – классической, неклассической и постнеклассической.
Персоналии:
Крейг Роберт Томас
Кун Томас Самюэл
Основные понятия:
научная парадигма (подход), метапарадигма, смена парадигм (научная революция), полипарадигмальность научной дисциплины (предметный и методологический плюрализм), классическая методология субъектно-объектных отношений, неклассическая методология субъектно-субъектных отношений (интеракций, диалога), постнеклассическая методология стирания границ между субъектом и объектом.
Источники для подготовки к семинару:
1. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011. 1.1.Теория коммуникации как интегральная научная дисциплина. Коммуникативный подход к социальным явлениям. Стр.9-17, 69-79.
2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М., 2010. 7.1.Основные парадигмы исследования социальной коммуникации. Стр.192-197; 7.2. Эволюция и логика сменяемости парадигм в исследовании социальной коммуникации. Стр. 197-200.
Занятие 4. Антропосоциогенез и социальная коммуникация. Теории происхождения языка. Коммуникативные революции
План семинарского занятия
1.Биологические корни человеческой коммуникации. Зоокоммуникация как предпосылка социальной коммуникации. Язык животных и язык человека: общее и различное.
2.Гипотезы о происхождении человеческого языка (проблема глоттогенеза):
-звукоподражательная (ономатопоэтическая) теория;
-междометная теория;
-теория инстинктивных трудовых выкриков;
-сакральная теория (теория божественного происхождения);
-теория социального договора (конвенциональная теория) и др.
3.Исторические вехи в развитии социальной коммуникации (коммуникативные революции):
-возникновение членораздельной человеческой речи;
-возникновение письменности. Виды письма: предметное письмо, узелковое письмо, пиктография, идеография (иероглифика), алфавитное письмо. Социокультурные последствия возникновения письменности в истории цивилизации;
-изобретение книгопечатания – «эра Гуттенберга». Социокультурное значение книжности в истории цивилизации;
-появление и развитие электронных средств коммуникации – «эра Маркони». Компьютерный «взрыв».
Теория технологического детерминизма: параллелизм развития технологий и коммуникаций.
4.Основные закономерности развития социальной коммуникации.
Персоналии:
Белл Александр
Герц Генрих
Гуттенберг Иоганн
Джобс Стив
Зворыкин Владимир Кузьмич
Люмьеры Луи и Огюст
Маркони Гульермо
Морзе Самуэль
Попов Александр Степанович
Розинг Борис Львович
Эдисон Том
Основные понятия:
антропогенез, антропосоциогенез, биокоммуникация, зоокоммуникация, этология, социальная коммуникация, глоттогенез, конвенциональный, предметное письмо, узелковое письмо, пиктография, пиктограмма, идеография (иероглифика), идеограмма (иероглиф), фонограмма, алфавитное (фонетическое) письмо, коммуникативная революция, технологический детерминизм, кумуляция коммуникационных каналов, моментальная/законсервированная информация, синхронная/диахронная коммуникация, джойнеровая коммуникация, полифункциональные социально-коммуникационные институты, средства массовой коммуникации/средства массовой информации.
Источники для подготовки к семинару:
1. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. М., 2007. Лекция 1. 3. Происхождение коммуникативной деятельности. Стр.17-23; 1.4. Гипотезы о происхождении человеческого языка. Стр. 23-29.
2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации. М., 2010. 2.1. Коммуникационные революции. Стр.41-43; 2.2. Важнейшие исторические вехи в эволюции социальной коммуникации. Стр. 43-47. 2.3. Развитие электронных средств коммуникации. Стр. 47-50. 2.4. Основные закономерности развития социальной коммуникации. Стр. 50-59.
3. Яковлев И. Ключи к общению: Основы теории коммуникаций. СПб., 2006. Глава 3. Исторические вехи в развитии коммуникаций. Стр. 14-21.
4. Основы теории коммуникации / Под ред.М.А. Василика. М., 2005. Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. 1.4.Антропосоциогенез и социальная коммуникация. Стр. 43-56.
5. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб., 2003. Глава 1. Возникновение массовых коммуникация в обществе: функциональный подход. Стр. 8-25.