Тема «Восприятие и познание людьми друг друга (перцепция)»
План.
1. Аспекты коммуникации.
2. Перцептивный аспект общения.
3. Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия.
4. Механизмы межгруппового восприятия. Эффекты восприятия.
5. Влияние эмоционального состояния на восприятие.
Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрени я) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения. Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрени я) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения.
Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:
• информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;
• интерактивный , где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;
• гносеологический (познавательная деятельность субъекта),
когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;
• аксиологический (этический, ценностный), предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;
• нормативный (соблюдение норм литературного языка в качестве образца или «идеала»), выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;
• семиотический ( семиотика – знак, признак), в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем (противопоставленность знаков символов на основе различных признаков, например: день - ночь", "близкий - далекий", «собака-кошка», «большой-маленький»;
• практический , где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.
Вступая в общение, то есть взаимодействуя друг с другом, люди
обычно преследуют конкретные цели.
К основным целям коммуникации обычно относятся:
• обмен и передача информации;
• формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
• формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
• обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;
• изменение мотивации поведения;
• обмен эмоциями.
Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.
Выявление перечисленных аспектов коммуникативного акта происходит с помощью как вербальных, так и невербальных средств. Эти средства обладают способностью передать не только текст самого сообщения, но и информацию о его отправителе (его социальном статусе, территориальной принадлежности, возрасте, образовании, самооценке).
В зависимости от соответствующей комбинации вербальных и невербальных средств, выбранных норм речевого этикета и поведения становится ясно и отношение отправителя к адресату.
При этом нужно учитывать, что если вербальную информацию контролировать достаточно легко, то невербальные средства плохо поддаются контролю.
Поэтому самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к какому-то нужному для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании или плохом контроле невербальных и паравербальных средств.
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕНИЯ –
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией.
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — как личность.
Социальная перцепция
Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)
Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров.
Межличностное восприятие или социальная перцепция - это сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе поступков и поведения.
Термин «социальная перцепция» ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социального восприятия, и его зависимости не только от характера стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, осознания значимости ситуации.
Позже под социальной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей), социальных ситуаций.
В социальном восприятии человека в целом всегда присутствуют оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом планах.
На основе восприятия человека человеком формируется представление о
- намерениях,
- мыслях, способностях,
- эмоциях,
- установках партнера по общению
и определяется собственное поведение.
В целом в ходе социальной перцепции осуществляется:
· эмоциональная оценка другого,
· попытка понять причины его поступков и прогнозировать поведение,
· создание собственной стратегии поведения.
Можно также выделить четыре основные функции социальной перцепции:
1. познание себя,
2. познание партнера по общению,
3. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания,
4. установление эмоциональных отношений.
При изучении процессов межличностного восприятия выделяют два главных аспекта:
1) психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия;
2) механизмы и эффекты межличностного отражения.
В восприятии и оценке людьми друг друга существуют индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные различия.
Но наибольшее значение в формировании оценки партнера по общению имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок.
Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции.
Особенно значительна работа таких установок при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.
К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести:
ü выражение лица,
ü способы выражения экспрессии (чувств),
ü жесты и позы, походка,
ü оформление облика (одежда, прическа),
ü особенности голоса и речи.
Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить.
Вместе с тем можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.