Что делал ведущий в ходе упражнения «Команда»




Использовал несколько структур (схем) групповой работы:

- взаимные интервью в парах;

- творческое письмо в парах;

- групповая сборка результатов.

Использовал приемы «Идентификации группы» (название, тотем, символ).

Распределил роли в группах.

Почему представление участника поручено написать «партнеру по группе»?

Каковы итоги прошедшего занятия:

- для участников;

- для преподавателя;

- для мастерской в целом?

Рекомендации ведущему

Провести разбор того, что собирались сделать (цели, ожидаемые ре­зультаты) и что фактически делали в ходе выполнения упражнения (са­моанализ).

Пример

Использовалось несколько широко распространенных структур груп­повой работы: «Трехшаговое интервью», «Творческое письмо в парах», «Круглый стол», «Сборка результатов».

Применялись приемы идентификации группы (название, тотем, сим­вол). Распределение ролей было поручено самим группам.

Оценка навыков работы в группе не входила в задачу преподавателя во время этого упражнения.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА __________________________ 327

Вопросы участникам мастерской

Почему написать итоговое представление участника поручено парт­неру по паре?

Вы познакомились с примером групповой работы. Она использована для знакомства. Как еще можно познакомить незнакомых людей?

Групповая форма работы весьма эффективна во многих случаях. В каких именно? (Сравните представление по очереди в кругу и вызов учи­телем по одному.)

Подвести вместе с участниками мастерской итоги первого упражнения:

- для студентов (что нового узнали, чему научились, что не очень выш­ло, как надо работать в дальнейшем);

- для преподавателя;

- для хода предстоящих занятий.

Модуль 2. Введение в организацию групповой работы (1-6)

Слайд 1

Сотрудничество в учении и обучении

«И нет ничего нового под солнцем» (Эк. 4:9-12) ...от начала мира до наших дней

- сотрудничество и конкуренция;

- о благе сотрудничества, вреде конкуренции и наоборот.

«Что не сделаешь один - сделаем вместе!» ...жизнь берет свое

- подсказка на уроках;

- студенты объединяются для подготовки к экзамену.

«Вместе весело шагать по просторам...» ...советская педагогика учит

- групповое выполнение лабораторных работ;

- шефство отличника над неуспевающим;

- работа в пионерском отряде.

Рекомендации ведущему

Перед началом систематического изложения принципов и техники организации групповой работы школьников желательно провести всту­пительную беседу, где студенты познакомятся с историей вопроса, ак­тивизируют свои знания из курса общей педагогики.

328 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Тезисы

«Люди взаимозависимы. Они обречены жить вместе, взаимодейство­вать».

«О двух типах взаимодействия:

- конкуренция: борьба за ресурсы, за власть и т.п.;

- сотрудничество: совместное использование ресурсов, взаимопомощь». «О естественном отборе и кооперации в живой природе. Примеры из

книги Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». Современные представления об устройстве экосистем. Человек как «кол­лективное животное».

«Вынужденное сотрудничество людей: строительство Беломоро-Бал-тийского канала. Добровольное сотрудничество людей: вместе готовимся к экзамену».

«Тип взаимодействия в классе при фронтальной организации учеб­ной работы».

«Тип взаимодействия в спортивных играх».

«Примеры сотрудничества на традиционном уроке».

«Авторитарная педагогика и педагогика сотрудничества».

Слайд 2

Из истории педагогики

Ланкастерская система (Джозеф Ланкастер). Педагогическая техника «Талгенизм» (А.Г.Ривин). Проектный метод в обучении (Джон Дьюи). Реформа школы в СССР. Постановление ЦК КПСС от 25 августа 1932 г.

«...урок - основная форма учебной работы в советской общеобра­зовательной школе»

Рекомендации ведущему

Подбирая примеры из истории педагогики, надо исходить из воз­можного интереса к ним со стороны студентов, примеров из истории школы в вашем регионе. Можно упомянуть, что Талмуд рекомендует со­вместное изучение религиозных текстов. В ходе беседы желательно опи­раться на знания студентов, полученные ими на занятиях по истории пе­дагогики. Желательно подвести беседу к разбору примера из истории оте­чественной педагогики - запрету на использование групповых форм ра­боты в школе с середины 30-х гг. XX в.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 329

Тезисы

«Педагогическая мысль давно искала способы использовать феномен сотрудничества для решения задач обучения».

«Методика Ланкастера и его интерпретация в современной истории педагогики. Например, в советское время писали, что Ланкастер изобрел тьюторов, так как классы в его школе были переполнены, а он стремился организовать обучение большего числа детей из бедных семей в услови­ях нехватки учителей».

«Опыт А.Г.Ривина. Успех подготовки группы детей к сдаче экзаменов за полный курс гимназии с использованием приемов взаимного обуче­ния».

«В.А.Шульгин и теория отмирания школы. Коллективная работа детей как опыт подготовки к участию в общественном производстве. Школа как место формирования активного строителя нового общества».

«Борьба за «нового человека». Бригадно-лабораторный метод обуче­ния. Комиссарство педологов в школе».

«О постановлении ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в сис­теме Наркомпроса».

Слайд 3

Постановлением ЦК КПСС от 25 августа 1932 г. урок был про­возглашен основной формой учебной работы в советской об­щеобразовательной школе. Это постановление пресекло все попытки использовать групповые формы работы в школе.

Задание: работа в группах.

- Каждой группе разбиться на пары.

- В течение 5 минут обсудить в парах, придумать и написать на ли­сте бумаги три версии ответа на вопрос:

«Почему использование лабораторно-бригадного метода в школе было осуждено партией и правительством»?

- В течение 5 минут выработать общегрупповую точку зрения, ка­кая причина первая, какая вторая, какая третья. Записать ответы на бумаге.

- Один из членов группы по выбору ведущего будет докладывать эти результаты от имени группы.

Внимание: следует убедиться, что каждый член группы готов от­стаивать принятое решение. Качество результатов работы каждой группы будет оцениваться.

 

330 ______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Рекомендации ведущему

1. Огласить текст задания. Студенты должны постараться угадать фор­мальные и реальные причины, заставившие принять это решение. Как это решение могло бы аргументироваться в тексте постановления?

2. Обходить группы, наблюдая за ходом их работы. Отмечать, как Коор­динаторы следят за временем.

3. Провести опрос групп «по номерам». По ходу представляемых груп­пами выступлений сравнивать перечень предлагаемых ими причин. Обращать внимание на причины, мнения по которым расходятся. Про­сить представителей групп аргументировать свои предложения. Пред­лагать выслушивать контраргументы. Каждая группа должна предста­вить свои аргументы о возможных причинах осуждения групповой работы в школе. После каждого доклада можно спросить, что хотят добавить члены группы, какие вопросы на понимание есть у других групп.

4. По завершении докладов суммировать итоги и раздать группам текст постановления (см. Приложение 2).

Задание группам: Прочтите текст. Проверьте ваши догадки по тексту поста­новления. Назовите причины, которые прямо следуют из текста постановле­ния. Назовите скрытые причины, которые остались за текстом. Время - 8 минут.

5. Группы делают сообщения о принятых ими уточнениях своей преды­дущей точки зрения. Положительно оценивать и прокомментировать точки зрения всех активных участников обсуждения. Можно упомя­нуть о материалах для чтения.

6. Наградить группы грамотами. При награждении аргументировать, почему каждая группа получила ту или иную грамоту.

7. По итогам обсуждения желательно прийти к выводу о том, что груп­повая работа может быть успешной и неуспешной. Организация коо­перации в обучении - сложная педагогическая техника. Чтобы ее ус­пешно применять, нужны соответствующие методические разработ­ки и тщательная подготовка учителей.

КНИГА 2. КООПЕРАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: ГРУППОВАЯ РАБОТА _________________________ 331

Слайд 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: