Государственный строй и управление




Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в 1 тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или союзов племён в форме племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых роль государственного управления выполнял племенной орган. Это были монархии, в которых главенствующую роль выполняли брахманы, в которых политическое господство осуществлялось военной силой кшатриев.

Царская власть

В Древней Индии, несмотря на их исторические особенности, цари возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. Они наделялись всесильными деспотическими полномочиями.

Правители первых государственных образований – раджи, выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель и собирали ренту-налог.

В Древней Индии, особенно в эпоху Маурьев, происходило усиление монархической власти и постепенное падение роли институтов племенного управления. Царь считался основой государства. «Государство – это царь», и такова вкратце суть всех элементов государства, как гласит об этом «Артхашастра».

Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей (обычно старшего) наследником престола, хотя захват престола сопровождался, обычно, острой борьбой между царевичами. При вступлении на престол совершалась особая церемония воцарения – абхишека, которая сопровождалась пышными празднествами.

Древнеиндийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Он сам назначал крупных государственных чиновников и являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.

Большую роль при дворе играл царский жрец, которых принадлежал к влиятельному брахманскому роду. Царь сам выбирал себе надежных помощников и строго следил за своей безопасностью. В целом службе надзора придавалось большое значение. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень. Под особым наблюдением находились царевичи.

Царь считался и командующим армией. Центральный административно-военный аппарат в Индии был слаб. Причина – сохранение важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Всё это даёт утверждать, что власть древнеиндийских царей не была деспотической.

Армия

Армия играла огромную роль в Древней Индии. Войны и грабёж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался царь – мужественный воин, добывающий «то, что он не имеет». Царю переходила и большая часть награбленного имущества, остальное подлежало дележу среди солдат.

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наёмников, воинов, поставляемых зависимыми союзниками. Численность царского войска была огромной. Например, в военном лагере Чандрагупты находилось 400 тысяч солдат. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие. Другие могли браться за оружие, когда для них «наступает время бедствий».

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она должна была защищать государственную целостность. Вот почему отряды помещались «среди двух, трех, пяти, а также сотен деревень».

Паришад и сабха

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников – паришад. Совет занимался проверкой всей системы управления и выполнения приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел могли вместе собираться члены обоих советов.

Количественный состав паришада зависел от нужд государства. Паришад контролировал выполнение норм дхармы и устанавливал обязанности для чиновников, выезжавших в инспекционные поездки по стране. Он мог собираться и без царя.

Паришад как политический орган состоял из знати – военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. Постепенно количественный состав паришада уменьшался, он аристократизировался, роль его все более сводилась к выполнению совещательных функций при царе.

Широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции называлось сабхой. Постепенно состав сабхи значительно уменьшился, она тоже приобретает характер царского совета – раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения.

Все это говорит о том, что даже в период особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.

Сбор налогов

Сбор налогов считался одной из важнейших функций царя. В различных политических трактатах многократно подчеркивалось, что казна составляет основу сильной власти, и царю рекомендовалось постоянно следить за ней. Доля собираемых налогов была весьма велика, но существует идея, что царь собирает налоги ради защиты самих подданных, что это своего рода небольшая награда ему за заботу о населении страны.

Основным видом налога был бхага – доля царя, обычно составлявшая 1/6 сельскохозяйственной продукции. Царь по своему желанию мог уменьшить эту долю или вообще освободить кого-то от налога, но это бывало очень редко и лишь в особых случаях. Царь даже назывался «шадбхагин», то есть «получающий шестую долю». Некоторые области с особо хорошей почвой, где выпадали обильные осадки, могли облагаться значительно более высокими налогами – до 1/4 и даже 1/3 урожая. Доля царя могла быть увеличена и при финансовых затруднениях в государстве.

Основной податной группой были земледельцы – свободные общинники, владельцы небольших участков земли. Кроме них налоги царю уплачивали также ремесленники, торговцы, владельцы скота.

Некоторые слои населения были освобождены от налогов. Брахманы, как знатоки священных текстов и как представители высшей варны, освобождались от уплаты налогов. Более того, за взимание налога со знатоков Вед, с отшельников и царских жрецов полагался штраф. Это объяснялось тем, что брахманы уже своей деятельностью и религиозными заслугами вносили свой вклад в государственную казну и способствовали расцвету страны.

В список освобожденных от налогов также входили «люди царя», то есть находящиеся на царской службе. Таким образом, основное бремя налогов ложилось на земледельцев и ремесленников, что еще более обостряло противоречия между сословиями и различными социальными группами.

5. Городское управление

Многие города складывались в результате войн, покорения ряда племён и народов (империя Маурьев – война Кошалы и Магатхи и разгром Александром Македонским).

Города возникали как центры торговли, управления хозяйством, средоточия ремесел, концентрации идеологической активности. Каждый город имел свое лицо, свою индивидуальность, свою атмосферу и свой стиль жизни. Ритм жизни в таком городе был близок к природному, и человеку было несложно включиться в него и сочетать его с ритмом своего труда.

Вначале древнеиндийские города были городами – государствами. Это была самостоятельная политическая единица, состоявшая из города с окружающей его территорией, которую возделывало население города и прилегающих селений. Город – государство мог включать в себя и несколько зависимых от него городов

Древнеиндийские города делились на внутренние, то есть находившиеся в виджите, и внешние. Существовали специальные городские чиновники – астиномы, в функцию которых входило создание шести небольших советов по пять человек в каждом, осуществлявших надзор за определенной сферой жизни народа: за ремесленниками, за чужеземцами, за регистрацией рождений и смертей городских жителей, за торговыми операциями, за клеймением товаров ремесленников и, наконец, шестой совет собирал десятину с продаваемых товаров. Заслуживает внимания сам факт существования в городах коллективных органов управления. Городской совет фактически был главным органом власти в городе, хотя члены его, не выбирались, а назначались или утверждались центральной или провинциальной администрацией.

Центральная власть стремилась лишить городские советы независимости, но определенную автономию им удавалось все же сохранять. Известно, например, что некоторые города имели свои собственные печати, городские знаки; городские советы заключали сделки с ремесленными организациями.

Каждая группа населения в зависимости от варны и профессии жила в определенной части города, что, возможно, было связано с пережитком очень древней традиции племенной организации. Городские чиновники осуществляли контроль за общественными постройками, за чистотой в городе, за святилищами и храмами. Большинство построек в городах были деревянными, поэтому противопожарный контроль приобретал особую актуальность. Например, в летнее время нельзя было разводить огонь, за нарушение этого правила взимался большой штраф. Всем домохозяевам надлежало иметь противопожарные средства. Множество сосудов с водой выставлялось на улице. Жизнь в городе строго регламентировалась. Хождение по улицам города после специального ночного сигнала запрещалось, а если кто-либо проходил мимо царского дворца, его арестовывали и штрафовали.

Суд и судебный процесс

В Древней Индии существовали 2 системы судов: царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь (вместе с брахманами и опытными советниками) или замещающая его судебная коллегия. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистию.

Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела. Большая ответственность лежала на городских властях, которые боролись с преступностью.

Большинство дел рассматривалось общинными, кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии и до наших дней.

Судопроизводство по своему характеру процесса, что по уголовным, что по гражданским делам, в основном совпадали. Судебное дело начиналось с подачи заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда. Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного иска (исключая дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев). Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик признавал свою вину. В противном случае, ему давалась отсрочка для ответа: первый раз – 3-7 дней, второй раз – 1,5 месяца с целью поиска новых доказательств. Истец должен был оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае, он подлежал штрафу. Бегство и истца, и ответчика – признание вины.

Действовал общий принцип: свидетель должен быть равным по социальному статусу той стороне, в процессе относительно которой он даёт показания. Эти требования не действовали в случае тяжких преступлений. Лжесвидетельство считалось преступлением, наказываемым штрафом равным десяти кратной сумме иска или изгнанием из страны.

В древности применялся суд божий – ордалии (испытание весами, огнём, водой простой и священной и ядом). К ним прибегали при согласии обоих сторон и при отсутствии доказательств.

7. Система провинциального управления

Ядром государства считалась виджита (в пер. «завоеванное»), куда входил собственно царский домен и некоторые области, находящиеся под особо строгим контролем центрального управления. Территория государства делилась на провинции, из которых особым статусом обладали четыре главные провинции – Северо-Западная со столицей в Таксиле, Западная со столицей в Уджаяни, Восточная (провинция Калинга) с главным центром в Тосали и Южная с центром в Суварнагири. Во главе этих провинций находились царевичи. Столь высокий статус именно этих областей был связан с их особым положением и ролью в политической, экономической и культурной жизни страны.

Главные провинции обладали немалой автономней. Царевичи во всех провинциях (кроме Калинги) посылали специальных инспекторов по управляемой ими территории для проверки действий местных чиновников. Правитель же Калинги не обладал этим правом: по его территории инспектирующие поездки организовывал сам император.

Наряду с делением на главные провинции существовало деление на джанапады (обычные провинции), прадеши (области), ахале (округа). Низшей единицей провинциального управления считалась грама (деревня). Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники – раджуки (в пер. «держащий веревку»). В подчинении раджуков находились окружные махаматры, стоявшие во главе ахале.

В главных городах округа имелись канцелярии, где регулярно должны были собираться чиновники. Отсюда посылались уже по всему округу распоряжения.

Местное управление

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. В функции правителя провинции входила защита её территории, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником («думающим обо всех делах»). В его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход «с города».

Артхашастра выделяет четыре вида сельских областей, состоящих из 800, 400, 200 и 10 селений. Жалование давалось управителю начиная с 10 деревень. Это свидетельствует о том, что староста деревни-общины не был царским чиновником. В его обязанности входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. На общинных сходках решались наиболее важные вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: