Исследовательский проект
" Молоко и молочные продукты"
Подготовила воспитатель Гаранина Е.А.
Проект «Молоко и молочные продукты»
Краткая аннотация проекта.
Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой молока и молочных продуктов, пониманию значимости молока в питании растущего детского организма.
Эта работа осуществлялась через поисково- исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.
Продолжительность проекта – 2 недели.
Тип проекта - исследовательский.
Участники проекта - дети группы, воспитатели и родители.
Возраст детей – 3-7 лет.
Актуальность.
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам имеет исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемое в питании детей всех возрастов.
К сожалению, не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока. Дети не понимают значимости молока и молочных продуктов в развитии организма человека. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценные качества молока, его значимость для развития детского организма. Мы с детьми решили посмотреть, где ещё содержится молоко? Зачем человеку нужно молоко?
Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи: Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.
Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.
Привлечь родителей в работу проекта.
Гипотеза.
Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктах через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.
В основе проекта лежит исследовательский метод обучения. Это метод, в ходе которого дети учатся проводить самостоятельные исследования, учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать её, расширяют свой кругозор. У детей развиваются творческие способности и умение высказывать свои определения, развиваются мышление и речь.
Главная особенность исследовательского обучения – активация образовательной деятельности детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребёнку инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Методы исследования:
- наблюдение;
- поисковая работа (из различных источников информации, экскурсия в магазин);
- экспериментирование.
Ожидаемые результаты по проекту: в ходе работы над проектом мы выясним, что молоко - основа пищевого рациона ребенка. Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия! С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества для нормального развития организма. для детей:
- Обогатятся знания о молоке и молочных продуктах, о значении их для детского организма и о роли молока в жизни человека. - Разовьется познавательный интерес к исследовательской деятельности, желанию познавать новое (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т. д.).
Для педагогов
- Повысится педагогическое мастерство по формированию у детей представлений о молоке и молочных продуктах, по применению в работе метода проектов, видеть желание ребят быть активными участниками на протяжении всего проекта
- для родителей
- Поможем осознать важность употребления молока и молочных продуктов детьми для здорового развития организма
Перед началом проекта для определения степени знаний у детей о молоке и молочных продуктах, я воспользовалась методом «Трёх вопросов». Цель его – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировала ответы в таблице. Далее поинтересовалась, что бы они хотели узнать? Ответы также зафиксировала. Предложила детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач, провести опыты, сходить на экскурсию в магазин. Третий вопрос «Что узнали?» задавался по окончании проекта, что помогло мне сделать правильные выводы и понять, чему научились дети.
Что мы знаем о молоке Что мы хотим узнать Что мы узнали
Совместно с детьми проводила опыты и эксперименты с молоком и молочными продуктами, выявляли свойства молока, дегустировали молочные продукты, смешивали молочные коктейли, делали простоквашу, пекли пироги. Был проведён цикл занятий, посвящённый молоку и молочным продуктам, проблеме здорового питания. Ходили с детьми на экскурсию в магазин в отдел молочной продукции.
В речевом направлении была проделана работа по составлению рассказов о молочной продукции, коровах. Вместе с детьми читали рассказы, сказки, потешки, в которых рассказывается о молоке и коровах, разучивали стихи и инсценировки.
Проводились беседы, досуги и развлечения по формированию у детей ценности здорового образа жизни.
Детям было дано домашнее задание: исследовать дома холодильник и найти в нём молочные продукты, посетить с родителями в магазине молочный отдел и посмотреть разнообразие молочной продукции. В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие молочные продукты предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также родителям предложили поучаствовать в выставке «Молоко – здоровье всей семьи», на которой были представлены совместные рисунки, поделки, плакаты детей и родителей.
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, что молоко – не только вкусный, но и ценный продукт для детского питания. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
«Молоко и молочные продукты»
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи |
Подготовительный Проблема: дети дошкольного возраста не понимают значимости молока и молочных продуктов в развитии организма млекопитающих. Планирование:выяснить «Зачем человеку нужно молоко?» Прогнозирование результатов/ продуктов проекта:в ходе работы над проектом выяснить, что молоко - основа пищевого рациона ребенка. | 1.Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»). 2.Обсуждение возможных решений, ситуации, выбор приоритетных решений | 1.Создает проблемную ситуацию и описывает ее (использует модель 3-х вопросов). 2.Формулирует проблемные вопросы. 3.Определяет задачи. 4.Разрабатывает содержания образовательно–воспитательного процесса по центрам активности. 5.Подбирает методическую и художественную литературу по теме. 6.Привлекает к сотрудничеству членов семьи. | 1.Вхождение родителей в тему проекта. 2.Ознакомление родителей с содержанием проекта. 3.Помогают собирать литературу о молоке и молочных продуктах 4.Беседуют с детьми о молоке, помогают им в решении проблемной ситуации. |
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) | 1.Беседы по формированию у детей первоначальных представлений о ценности здорового образа жизни 2.Проведение опытов с молоком. 3.Чтение детям сказок, пословиц, в которых рассказывается о молоке и коровах, разучивание стихотворений. 4.Коллективная работа по рисованию на тему «Далеко на лугу пасутся ко… », 5.Изготовление макета «Стакан молока»(какие витамины содержатся в стакане молока) 7.Придумывание стихов, загадок, небольших рассказов о молоке (словотворчество). | 1.Оформление выставки детских работ. 2.Разрабатывание сценария итогового развлечения. 3.Оформление информационных стендов для родителей, 4.Помощь в изготовлении атрибутов и игровых пособий детям и родителям. 5.Разучивание с детьми стихи, чтение сказок и рассказов. 6. Контролирует развитие проектной деятельности детей. 7. Оказывание дифференцированной помощи детям при проведении проектной деятельности. 6. Собирание рисунков детей для оформления альбома «Пейте дети молоко, будете здоровы». | 1.Помощь детям в оформлении альбома «Пейте дети молоко, будете здоровы», 2.Сбор рецептов блюд из молочных продуктов”. 3.Помощь детям в исследовании холодильника на нахождение продуктов из молока. 4.Консультация для родителей «Польза молока». |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) | Обсуждение результата проектной деятельности, выяснение причины успехов и неудач. | Изготовления молочного коктейля Оформление и подборка наглядного и практического материала для детей. Подведение итогов работы над проектом. | Помощь в организации выставки молочных продуктов. |
ВЫВОД:
Из молока можно сделать много молочных продуктов,