(Управление маркетингом – анализ, планирование, реализация и контроль программ, направленных на создание, поддержание и расширение выгодных отношений с целевыми покупателями для достижения целей компании. Таким образом, УМ включает в себя управление спросом, котор., в свою очередь, подразумевает упр. отношениями с потребителями).
Концепция – система взглядов, определяющих ориентацию предпринимательской деятельности на различных этапах ее развития.
Какими принципами следует руководствоваться в такой деятельности? Как сбалансировать интересы компании, потребителей и общества?
Существуют пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность:
1) концепция совершенствования производства;
2) концепция совершенствования товара;
3) концепция интенсификации коммерческих усилий;
4) концепция маркетинга;
5) концепция социально-этичного маркетинга.
Эти концепции олицетворяют собой различные периоды в истории развития рыночной экономики.
1. Концепция совершенствования производства, являющаяся одним из самых старых подходов, основана на том, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффектности системы распределения. Применение данной концепции подходит в двух ситуациях: когда спрос превышает предложение, либо когда снижение затрат на производство ведет к быстрому росту объема продаж (Пример: Генри Форд стремился довести производство автомобиля Model T до совершенства, чтобы стоимость автомобиля понизилась и он стал доступным максимальному числу потребителей. Г.Форд шутил, что может предложить автомобиль любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным).
2. Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. Основным недостатком является невнимание к нуждам потребителей. Зачастую новые технические открытия ведут банкротству предприятий и даже отраслей (марк. близорукость).
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Чаще всего эта концепция применяется в отношении так называемых товаров пассивного спроса – тех, о покупке которых покупатель вряд ли задумывается (напр., энциклопедич. издания, страхов. полисы).
Многие компании прибегают к концепции интенсификации коммерческих усилий в периоды перепроизводства. Их цель – продать то, что у них есть, а не производить то, что требуется на рынке. Такой подход связан с большим риском, ориентирован на единовременную сделку, а не на создание длительных взаимовыгодных отношений с клиентами.
4. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Её часто путают с концепцией интенсификации коммерческих усилий. Если концепция интенсификации коммерческих усилий сосредоточена на нуждах продавца, то концепция маркетинга ориентирована на нужды покупателя.
5. Концепция социально-этичного маркетинга. Онаутверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Концепция социально-этичного маркетинга порождена сомнениями относительно соответствия концепции чистого маркетинга нашему времени с его ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, стремительным приростом населения, всемирной инфляцией и запущенным состоянием сферы социальных услуг.
Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности всех трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества.