Общие принципы использования памятников




Основной принцип использования памятников гласит: лучшим спосо- бом сохранения ОКН является его использование. Согласно законодатель- ству РФ эксплуатация исторического и культурного наследия допускается исключительно в целях развития науки, культуры и образования. Правила использования памятников установлены ФЗ-№ 73 от 25. 06. 2002 г. и Ин- струкцией «О порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, исполь- зования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» от 13.

05. 1986 г. № 203. Использование памятников обеспечивается их доступно- стью для граждан через сеть музеев и историко-культурных заповедников, путём развития экскурсий, туризма и других форм пропаганды историко- культурного наследия. При этом указанные направления эксплуатации объ- ектов не должны наносить физического ущёрба их сохранности или снижать историко-художественную ценность памятников. Применение ОКН в хозяй- ственных нуждах допускается в качестве исключительной меры, обуславли- вающей вовлечение объекта в общественную жизнь.

Направление использования памятника и соответственно условия его содержания определяются принадлежностью объекта к одной из 4-х групп:

а) памятники, историко-культурная ценность и степень сохранности которых позволяет использовать их в научных, учебных и просветительских целях;

б) памятники, исторические и художественные свойства которых предопре- деляют их использование в культурных, учебных, просветительских целях, туризме, а также для музеефикации;

в) памятники, которые сохранили свою историко-художественную ценность, функциональное назначение и техническое состояние, позволяющее ис- пользовать их по первоначальному назначению или в музеефикации;

г) памятники, утратившие своё первоначальное назначение, но способные выполнять иные хозяйственные цели без ущерба своей уникальности.

Дополнительно к этому при выборе направления эксплуатации памят- ника необходимо учитывать следующие факторы:

- соответствие выбираемого функционала памятника окружающей историко- культурной и природной среде;

- сохранение прежней исторической, планировочной и художественной цен- ностей памятника;

- сохранение историко-культурной среды и окружающего ландшафта;

- соблюдение современных инженерно-технических и санитарно- гигиенических норм, а также эксплуатационных требований без нанесения ущерба исторической и культурной ценности.

Постановка ОКН на баланс пользователя подразумевает и передачу его охранных зон. При этом организации, предприятия, учреждения и граждане, принимающие объекты истории и культуры на баланс, возлагают на себя не


 

только охранные обязательства по реставрации, консервации и ремонту па- мятников, но и расходы на благоустройство охранных зон. Реставрация, кон- сервация, ремонт и приспособление памятника производится только с разре- шения соответствующих государственных органов охраны памятников, утверждающих проектно-сметную документацию на выполнение данных ви- дов работ по сохранению ОКН и контролирующих её соблюдение. За исполь- зование памятников на условиях найма взимается арендная плата. Пользова- тели, причинившие вред памятнику или его зоне охраны, обязаны ликвиди- ровать причинённый ущерб, а при невозможности этого возместить убытки.

В нашей стране основным направлением использования памятников признана музеефикация.

Музеефикация памятника – направление музейной деятельности и охраны памятников, сводящееся к преобразованию культурного и природно- го наследия в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной и художественной ценности.

Впервые термин «музеефикация» был употреблён в 1920-х гг. в трудах Ф. И. Шмидта, однако, в языке специалистов утвердился лишь в конце 1950- ых годов после организации в СССР первых музеев-заповедников.

Сущность данного направления использования памятников состоит в превращении в музейные экспонаты не только материальных и нематериаль- ных ОКН и ОПН, но и всей культурно-исторической среды с её компонента- ми и существующими между ними взаимосвязями. При музеефикации му- зейная среда создаётся вокруг представляющего наибольший музейный ин- терес объекта и внутри него, обволакивает, накрывает его, как невидимая глазу стеклянная сфера, создавая условия для его материального и духовного хранения, выявления его ценности, включения в актуальную культуру38. Не- смотря на то, что музеефикации подвластны практически все объекты насле- дия, традиционно предметом её обихода считаются: недвижимые объекты, средовые объекты и объекты нематериального наследия. В результате их му- зеефикации возникают ансамблевые музеи и средовые музеи, которые при- нято подразделять на четыре типа: музеи-памятники, музеи под открытым небом, экомузеи, музейные учреждения.

 

Музеи-памятники

Музей-памятник – это музей, созданный на основе отдельного памят- ника истории и культуры. В структуре управления музеи-памятники могут быть представлены самостоятельными музейными учреждениями (например, Исаакиевский собор и крейсер «Аврора» в Петербурге), филиалами (Покров- ский собор в Москве – филиал главного исторического музея), отделами в составе музеев-заповедников, музейных объединений (Музей церковного ис- кусства в Тотьме – в составе Тотемского музейного объединения).

 

 
 

38 Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. – М.: Этерна, 2012. – С. 10.


 

Термин «музей-памятник» чаще всего употребляется в качестве клас- сификационной категории, включающей следующие музеи: дом-музей, му- зей-квартиру, музей-мастерскую, музей-усадьбу, дворец-музей, музей-храм.

Дом-музей – мемориальный музей, созданный в память видному куль- турному работнику, историческому лицу, государственному или обществен- ному деятелю, на основе дома, где проживал данный человек. С конца XX в. в нашей стране стали экспонироваться дома-музеи, связанные с типологиче- ской обстановкой и бытом определённой эпохи или социального слоя.

Музей-квартира – музей-памятник, сформированный на базе квартиры выдающегося человека. Аналогично домам-музеям в музеях-квартирах в неприкосновенном виде сохраняется или воссоздаётся точная обстановка с привлечением подлинных мемориальных экспонатов и осторожным включе- нием типологических предметов, дополняющих общую тематику экспози- ции. При отсутствии достоверных свидетельств в музее-квартире допускает- ся представление образного творческого портрета прославленного человека при помощи художественных средств. Основной проблемой экспонирования выставки в музее-квартире является ограниченность музейной площади и от- сутствие достаточного места для служебных помещений и фондов, зон приё- ма экскурсантов. Ко всему этому нередко затруднён доступ посетителей и в подъезды самих жилых домов. По этой причине, зачастую, музеи-квартиры имеют статусную позицию филиалов других музеев (например, музеи- квартиры Н.А. Римского-Корсакова, Ф.И. Шаляпина, актерской династии Самойловых – филиалы Музея театрального и музыкального искусства в г.Санкт-Петербурге), что от части позволяет решить указанные проблемы.

Музей-мастерская – мемориально-художественный музей-памятник, созданный на основе мастерской выдающегося деятеля изобразительного ис- кусства. Тема экспозиции такого вида музея – творческая «кухня» мастера.

Музей-усадьба вид музея-памятника, основанный на музеефикации всего архитектурно-ландшафтного, хозяйственного, бытового комплекса, ко- торый составляет историко-культурный феномен усадьбы. Подавляющее большинство музеев-усадеб – это профильные памятники: литературно- мемориальные, художественно-мемориальные («Останкино»), историко- мемориальные и т.д.. Некоторые музеи-усадьбы имеют статус музеев- заповедников («Ясная Поляна», «Мелихово», «Усадьба М.А.Шолохова», др.). Дворец-музей – историко-художественный музей ансамблевого типа, созданный на основе городского или загородного дворцового ансамбля. По профилю относятся к историко-художественным музеям, стремящимся вос- создать музейными средствами образ определённой эпохи, нашедшей отра- жение в синтезе архитектуры, изобразительных и прикладных искусств, са- дово-паркового искусства дворцового ансамбля. Наиболее известные двор-

цы-музеи расположены в пригородах С-Петербурга (Летний дворец Петра I).

Музей-храм – архитектурно-художественный музей, образованный пу- тём музеефикации единичного культового памятника. Разновидностью дан- ного вида музея является музей-монастырь, представляющий собой замкну-


 

тый архитектурный ансамбль монастырских построек. Такого вида памятни- ки, как правило, находятся в совместном пользовании музея и церкви (Соло- вецкий монастырь в Архангельской области, Кирилло-Белозерский мона- стырь в Вологодской области и др.).

Наряду с приведёнными выше видами ОКН и ОПН в нашей стране су- ществуют и другие виды музеев-памятников, возникшие на основе отдель- ных и комплексных объектов: музей-завод, музей-шахта, музей-верфь, му- зей-корабль и др. Примерами тому являются: завод-музей и музей-рудник в составе Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», ряд музеев-кораблей – крейсер «Аврора», подводная лодка Д-2 (С.-Петербург), пароход «Святитель Николай» (Красноярск), научно-исследовательское суд- но «Витязь», корабль космического слежения «Космонавт Пацаев», подвод- ная лодка С-56 (Владивосток) и др.

 

Музеи под открытым небом

Одним из наиболее эффективных типов музеефикации ОКН и ОПН яв- ляется средовой музей. В нём практическое воплощение нашла идея глобали- зации музея как формы духовного человеческого бытия. Отличительная чер- та музея под открытым небом – это основное экспозиционное пространство, которое расположено вне стен зданий. Разновидностью данного типа музея является скансен-музей. Этот вид музея получил своё название в честь ме- стечка «Скансен», расположенного возле королевского дворца в Стокгольме. Здесь в 1891 г. шведский этнограф Артур Хазелиус основал первый в мире этнографический музей, разместив в одном месте постройки, орудия труда, представителей флоры и фауны из разных концов страны. Для полноты обра- за бытия работники музея, переодетые в национальные костюмы, демонстри- руют для экскурсантов картины жизни людей разных сословий.

В нашей стране начало организации музеев под открытым небом отно- сят к 1923 году, когда в г. Москве на Всероссийской кустарно- промышленной выставке впервые была представлена экспозиция из девяти крестьянских усадеб. Позже все демонстрируемые предметы были перевезе- ны в Коломенское, где имелся более подходящий антураж в виде сооружений деревянной и каменной архитектуры XVI-XVII веков. В настоящее время му- зей занимает площадь 390 га и имеет юридический статус музея-заповедника. К началу третьего тысячелетия в России насчитывалось около 80-ти музеев, организованных под открытым небом. Среди них наибольшую из- вестность получили: государственный историко-архитектурный и этногра- фический музей-заповедник «Кижи» (Карелия), музей деревянного зодчества

«Малые Корелы» (Архангельская область), Новгородский государственный объединённый музей заповедник, Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта, технический музей ОАО «АвтоВаз» и др.


 

Экомузеи

Экомузей – музей живой истории, сложившийся на месте. В отличие от скансена он создаёт образ традиционной культуры и быта, на основе того ма- териала, который бытует на данном месте изначально. Это отличие позволяет расширить функциональность использования музея до уровня естественной научной лаборатории по изучению отношений, складывающихся между че- ловеком и окружающей средой. В качестве регулятора этих взаимодействий выступает традиционная культура, устанавливающая необходимый экологи- ческий баланс. Как следствие, экспонатом в экомузеи становятся не уникаль- ные исторические предметы, природные объекты, шедевры произведений ис- кусства, а ландшафт, на котором сложилась культура сохраняемого народа: уклад жизни, орудия труда, способы, приёмы и умения труда, обычаи и обря- ды, фольклор. В экомузее демонстрируется жизнь народа во всех её проявле- ниях, включая труд, ремесло, быт, отдых, культуру, образование, обряды и т.п.. Местные жители одновременно выполняют роль музейных экспонатов, хранителей историко- культурных объектов, организаторов культурной дея- тельности и руководителей музейной выставки.

В организацию экомузеев положены следующие принципы:

- музей – место гармонии человека и природы;

- он создаётся в интересах местного населения;

- его работу организуют музееведы, местные власти и население;

- экомузей – это территория, включающая все компоненты природного, исторического и культурного наследия;

- экомузей создаётся на месте нетронутого разрушительной силой совре- менной цивилизации комплекса в положении in situ.

Экомузеи получили широкое признание в Европе: Польше, Португа- лии, Франции, Швеции. С 1980 г. Благодаря музеологу Пьетро Мейрану, они быстро распространились в Канаде. Здесь за короткий период только в одной провинции Квебек было создано пять экомузеев. Под влиянием идей экому- зеологии в Европе наметилась тенденция организации музеев, посвящённых определённому виду деятельности: растениеводству, скотоводству и т.п.. В Англии, испытывающей дефицит этнографических раритетов, стали форми- роваться экомузеи техники и промышленности. Так в 1968 г. был создан му- зей «Ущелье Айронбридж», исторически считающееся колыбелью промыш- ленной революции. Здесь сохранившимся железнодорожным мостом соеди- нены в единый комплекс все музейные объекты: доменная печь, музей желе- за, металлургический посёлок, семейный особняк заводчика, плотницкая улица, квакерское кладбище, фарфоровый завод. В Америке функционируют музеи истории гражданской войны. Одним из таковых является музей «Ко- лониальный Уильямсберг», основанный в 1934 году. Это целый город XVIII века, состоящий из нескольких десятков недвижимых памятников, в том чис- ле резиденции губернатора, капитолия, здания суда и тюрьмы.


 

Во второй половине 1980-х гг. экомузеи появились и в России. Пер- вые проекты были осуществлены в Сибири. В 90-х гг. создан Лянторский Хантыйский этнографический музей в Тюменской области. Активно созда- ются музеи нового типа в Кемеровской области. В 1988 г. на основе археоло- гического петроглифического памятника был открыт музей-заповедник

«Томская писаница», в 1990 г. музей культуры и быта шорского народа –

«Тазгол». Сибирь располагает огромным потенциалом исторического, куль- турного и природного наследия для создания и деятельности музеев под от- крытым небом. Ждут своего воплощения разработанные сибирскими учёны- ми-музееведами проекты телеутского музея «Чалкой», татарского – «Калма- ки», «Московско-Сибирский тракт» как памятник хозяйственного и культур- ного освоения Сибири, «Шестаковский музей- заповедник» на основе памят- ников природы, палеонтологии, археологии и истории местного края.

 

 

Учреждения музейного типа

Учреждения музейного типа объединили в себе свойства музея и како- го-либо другого учреждения. Чаще всего они создаются путём соединения музея с другим учреждением (библиотека-музей «Дом Гоголя» в Москве) или приобретения немузейным учреждением некоторых музейных функций (Ап- тека-музей в Санкт-Петербурге). К концу XX в. сформировались различные виды учреждений музейного типа: музей-театр, музей-ресторан, музей-клуб, библиотека-музей, школа-музей, экономузей и др. Нередко появление при- знаков «музеальности» обусловлено частичной музеефикацией историко- культурного объекта. В результате возникают музейные или мемориальные зоны в учебных и научно-исследовательских заведениях.

Формы и методы использования памятников истории и культуры раз- виваются в соответствии с требованиями времени, изменением запросов населения, а также творческими взглядами работников сферы культуры.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Принципы использования памятников

2. Факторы, определяющие направление использования памятников.

3. Что понимается под музеефикацией?

4. Типы музеев.

5. Дайте определение музею-памятнику.

6. Виды музеев-памятников.

7. Проблемы экспонирования в музее-квартире.

8. Чем обуславливается эффективность средовых музеев?

9. Наиболее известные музеи под открытым небом России.

10. Отличие экомузея от музея под открытым небом.


 

7. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: