Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка в основной школе или технология CLIL




Авторы: Полудинцева Т.В., Марцинковская Е.М.

Формирование функциональной грамотности школьников определяется сегодня как одна из приоритетных целей образования. Новые стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Под функциональной грамотностью следует понимать способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов. Иностранный язык не исключение.

А.А. Леонтьев описывает функционально грамотного человека как человека, способного использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Основные направления формирования функциональной грамотности:

· Математическая грамотность

· Читательская грамотность

· Естественнонаучная грамотность

· Финансовая грамотность

· Глобальные компетенции

· Креативное мышление

Одной из форм организации системной работы по формированию функциональной грамотности является технология CLIL, на которой построен курс преподавания английского языка по УМК авторов Комаровой Ю.А. и Ларионовой И.В.

Данный УМК характеризуется следующими особенностями:

— межпредметностью: содержанием речи на английском языке могут быть сведения из разных областей знаний (литературы, истории, географии, математики и др.);

— комплексностью: с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами: лексическими, грамматическими, фонетическими, с другой — умениями в четырёх видах речевой деятельности;

— полифункциональностью: английский язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний и их применения в различных областях жизни.

В учебнике имеется специальный раздел CLIL, который помогает рассматривать другие учебные предметы посредством английского языка. Например такие как: музыка и ИЗО, история и обществознание, филология и литература, математика, информатика, естественные науки и др.

Что значит CLIL (Content and Language Integrated Learning)? Это новое направление в обучении иностранному языку, где школьные предметы преподаются на иностранных языках. Термин расшифровывается как «Content and Language Integrated Learning» и переводится как «предметно-языковое интегрированное обучение». Идея состоит в том, чтобы научить предмету через иностранный язык, т.е. преподавать предмет «с использованием языка».

К преимуществам обучения посредством технологии CLIL можно отнести такие основополагающие принципы методики как: языковая компетентность, межпредметные связи, готовность к обучению и применению полученных знаний, что, несомненно, повышает жизненную мотивацию и нацеленность на успех обучающихся.

Термин CLIL был введён в 1994 г. исследователем в области многоязычного образования Дэвидом Маршем для обозначения обучения, при котором иностранный язык является одновременно и объектом изучения, и средством обучения материалу другой предметной области.

Технология CLIL включает следующие компоненты (четыре «К» или 4С):

– Content (содержание другой предметной области);

– Communication (иностранный язык – инструмент общения);

– Cognition (расширение кругозора, развитие мышления);

– Culture (познание и понимание своей и иноязычной культур).

Уроки CLIL позволяют расширять кругозор ребенка на английском языке, прививать ему и развивать в нем любовь к окружающему миру, пробуждать любопытство и интерес к учебе, а также самостоятельному познанию мира и изучению иностранного языка.

Какие требования ФГОС выполняются при работе с разделами CLIL?

Предметные результаты:

– «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой»;

– «создание основы … к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях»;

Метапредметные результаты:

– «умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности»;

– «умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач», «смысловое чтение» и др.;

Личностные результаты:

– «формирование целостного мировоззрения»;

– «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками» и др.

Разделы CLIL в учебнике английского языка представлены в системе, органично вписываются в образовательный процесс, позволяя рассмотреть разнообразие тем из других предметных областей: географии, истории, литературы, музыки, информатики, математики, лингвистики, психологии, химии и др. Посредством чтения тематических текстов на английском языке, ученики получают новые знания из других областей знаний, а также развивают коммуникативную компетенцию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, свободно излагает свои мысли, непринужденно общается с собеседником. Что же характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Он может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста, а также, умеет пользоваться различными видами чтения, изучающим, ознакомительным, просмотровым.

Исследование организации PISA подразделяет навыки функционального чтения на следующие (от простого к сложному): 1. поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); 2. поиск в тексте нужной информации по множественным критериям; 3. поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией; 4. поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания; 5. понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста.

К отличительным особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:

1. большой объем неадаптированного текста;

2. информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм;

3. интегрированные задания;

4. так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.

Для составления заданий к текстам необходимо учитывать несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности:

1. задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;

2. в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;

3. контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

4. ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

5. вопросы изложены простым и ясным языком;

6. используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

В структуре CLIL-занятия можно выделить 3 части.

1. Введение. На этом этапе обеспечивается общее понимание предмета, вопроса или темы. Для этого лучше всего подходят изображения или сцены из фильмов, которые фокусируются на теме или продуктивно раскрывают ее суть. У детей создается определенное представление о теме, они опираются на свой опыт повседневной жизни, задействуют свои знания по предметам и языковые концепты. Школьники высказываются на родном языке, а учитель переводит их слова. Тем самым вводится специальная лексика, например, важные ключевые понятия. Основываясь на высказываниях школьников, учитель формулирует исходный вопрос.

2. Этап усвоения материала. Имея общие представления по теме, обучающиеся переходят к этапу усвоения материала и созданию определенного продукта. Для CLIL-технологии характерно множество типичных для преподавания иностранного языка заданий, направленных на работу с текстом и раскрытие смысла, например, формулирование предложений по примеру, составление предложений из данных слов, тексты с пропусками, задания на соответствие, задания с множественным выбором, выдвижение гипотез и т.д. На этапе усвоения материала наиболее эффективными являются формы работы в парах и малых группах.

3. Этап подведения итогов. На этапе подведения итогов представляются результаты на соответствующем предметном и языковом уровне. Традиционные формы презентации результатов по предмету (чертежи, презентации, краткие доклады) тесно связываются с типичными языковыми целями во всех четырёх областях: чтении, говорении, письме и аудировании.

Для того, чтобы качественно спланировать предметно-интегрированный урок, можно использовать структуру CLIL-занятия, предложенную немецким методистом Дитером Вольфом.

Этапы занятия Языковая деятельность обучающихся Материальное оснащение/ инструменты Действия учителя
Активизация имеющихся знаний и выход на учебную задачу Прослушать запись, выдвинуть гипотезу, записать ассоциации, назвать известное по теме, повторить известное по теме -картинка -карикатура -кластер понятий -цитата -видео -аудиозапись -видеоряд Дать время для обдумывания, начать общение, оказать языковую помощь, вселять уверенность
Восприятие новой информации и отработка Прочитать научный текст; посмотреть видео, посмотреть эксперимент, сформулировать гипотезу, высказать мнение научный / предметный материал Установить готовность к обсуждению, дать время для обдумывания, задать языковой импульс, оценить доклад
Работа с учебным материалом, создание продукта Создать учебный продукт в измененном виде: создать новый текст, нарисовать картинку, оценить эксперимент, cоставить аргументы за и против, создать портрет, написать радиокомментарий, объяснить природное явление   -учебные задачи -методический материал и инструменты - задания на чтение, письмо, говорение Дать индивидуальный совет, дать импульс к обсуждению и обдумыванию, замечать языковые трудности
Презентация учебного продукта и обсуждение     Выступить с устным сообщением, прокомментировать конечный продукт -постер, -рекламные плакаты, -презентации, -поделка, -рисунок, -фильм   Помочь презентовать продукт, раскрепостить, структурировать, послушать и оценить сообщение
Закрепление и обобщение изученного материала, рефлексия Расширить понятийный аппарат, повторить и обобщить изученное, сформулировать главную мысль, связать с прежними знаниями, схематически представить     -кластер, -рефлексивные листы, -диаграммы, -схемы   Подчеркнуть главную мысль, повторить и обобщить изученное, связать фазы урока друг с другом, выслушать сообщения

Преимущества CLIL:

• позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык;

• расширяет межкультурные знания учащихся;

• развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях;

• развивает мышление и открывает творческий потенциал студентов;

• повышает мотивацию студентов и их уверенность в себе;

• тренирует все языковые навыки;

• улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи;

• развивает интерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах жизни;

• не требует дополнительных часов обучения.

Как работает данный подход на практике можно посмотреть в видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=dFuCrxRobh0

CLIL позволяет работать комплексно над формированием функциональной грамотности на протяжении всего урока. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Список литературы

1. Лаборатория функциональной грамотности. URL: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

2. Лалетина, Т.А. Интегрированный подход и использование предметно-языковой интеграции при обучении иностранному языку. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/8574

3. Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. – URL: https://e-koncept.ru/2015/65081.htm

4. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. URL: https://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf

5. Жигерова А.С. Каковы особенности использования CLIL технологии в Казахстане? // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: