АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ




ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа по стратегическому менеджменту завершает курс подготовки по данной дисциплине и ставит своей целью систематизацию, расширение и закрепление полученных в результате изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» теоретических и практических знаний, их использовании, а также развитие навыков разработки стратегии при многовариантном подходе к решению проблем стратегического развития организации.

Работа выполняется на фактическом материале, собранном студентами на объектах исследования в период прохождения практики, используются также данные Госстатистики, сведения из специальной научной отечественной и зарубежной литературы. Оформляется курсовая работа в виде пояснительной записки.

Пояснительная записка должна содержать следующие разделы:

Введение

1. Характеристика объекта исследования. Анализ внешней среды

1.1. История создания организации. Основные виды деятельности

1.2. Основные экономические показатели деятельности

1.3. Анализ факторов общего окружения

1.4. Анализ факторов операционного окружения

2. Анализ ресурсов предприятия (анализ внутренней среды)

2.1. Анализ менеджмента организации

2.2. Анализ финансового состояния

2.3. Анализ производственного потенциала

2.4. Анализ кадрового потенциала

2.5. Анализ маркетингового потенциала

3. Анализ стратегических возможностей

3.1 Выявление стратегических проблем организации

3.2 Формулирование миссии

3.3 Формулирование целей и установление их приоритетов

3.4. Выбор и обоснование корпоративной стратегии

3.5. Выбор направлений достижения конкурентных преимуществ. Оценка условий реализации стратегии

Заключение

Список литературы

Приложения

Оформление и защита курсовой работы

Форма титульного листа приведена в приложении. В начале курсовой работы приводится план (содержание) с указанием страниц по каждой главе и по каждому пункту. Объем курсовой работы – не более 40 страниц печатного текста (введение 2-3 страницы, основная часть 30-35 страниц, заключение 2-3 страницы). Формат листов А4. Нумерация страниц – начиная с третьей (первая страница введения), приложения не нумеруются. Шрифт 14 п., Times New Roman, интервал полуторный. Заголовки разделов и подразделов оформляются полужирным шрифтом. Поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – по 2 см. Все схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, графики должны иметь название и порядковый номер. На каждую иллюстрацию необходима ссылка в тексте.

Курсовая работа должна быть подписана студентом с указанием числа, месяца, года. Курсовая работа представляется преподавателю-руководителю для проверки до начала зачетной недели. После проверки она возвращается студенту для доработки и подготовке к защите. На защите работы студент делает краткий (не более 5 мин.) доклад, в котором в сжатом виде должны быть отражены главные мысли, положения и выводы работы и отвечать на вопросы теоретического и практического характера, задаваемые преподавателем.

Работа оценивается по пятибалльной системе. Критериями оценки являются следующие:

1) полнота раскрытия темы и рассмотрение соответствующей проблемы;

2) глубина использованных знаний по теории стратегического менеджмента при рассмотрении конкретной проблемы;

3) состав и объем проработанной литературы;

4) правильность проведенных расчетов по исследуемому объекту;

5) теоретическая и практическая полнота и существенность выводов и рекомендаций по объекту исследования.


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

«ВВЕДЕНИЕ» И «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»

Во введении обосновывается выбор темы курсовой работы, ее актуальность и значимость, осуществляется постановка целей и задач курсовой работы, указываются методы исследования и источники информации.Объем вводной части не должен превышать 3 страниц.

Заключение является логическим завершением курсовой работы. В нем следует кратко изложить выводы по результатам выполнения курсовой работы, обосновать необходимость реализации стратегии или, наоборот, доказать нецелесообразность ее применения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

В подразделе «История создать организации» описываются факторы когда, но какой причине и почему именно в данном месте была создана организация. Какие первоначальные цели и задачи стояли перед организацией, какова была ее продукция, ее основные параметры и характеристики. Особое внимание уделяется наличию ресурсов (природных, трудовых, информационных и т.п.) и факторов, предопределивших выбор места расположения организации. Описывается номенклатура выпускаемой продукции (услуг), определяется удельный вес каждого вида продукции в совокупном объеме производства, определяется потребность, которую удовлетворяет продукция, и делается вывод о специализации организации. Если организация является широко диверсифицированной, целесообразно остановить свой выбор на 4-6 видах изделий с обязательным обоснованием своею решения.

В подразделе «Основные экономические показатели деятельности» приводятся показатели за последние три года. При описании следует широко использовать таблицы, диаграммы и графики, показывающие основные тенденции развития организации. Информация данного раздела является базой для анализа факторов внутренней и внешней среды фирмы.

В подразделе «Анализ факторов общего окружения» описываются экономические, политические, социальные, технологические и правовые компоненты макроокружения организации, определяются критические факторы для отрасли и организации, их возможные изменения и тенденции.

При изучении экономических факторов следует обращать внимание на то, как формируются и как распределяются ресурсы на федеральном и местном уровне, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, налогообложение, льготы, наличие федеральных программ, имеющих отношение к бизнесу изучаемой организации.

Политическая составляющая макроокружения и правовое регулирование изучаются с целью выяснения намерений органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить свою политику. Важно изучить намерения руководства в отношении отрасли, в которой находится бизнес исследуемого объекта и в отношении региона, страны.

Изучение социальной компоненты должно быть направлено на выяснение таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и к качеству жизни, существующие обычаи и верования, иерархия ценностей, рост населения, уровень образования и т.п., которые могут весьма значительно повлиять на условия бизнеса организации.

Анализ технологической компоненты направлен на выявление возможностей, которые развитие науки и техники открывают для производства новой продукции, усовершенствования производимой и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Особое внимание следует уделить возможности появления новых технологий и продуктов-заменителей в других отраслях.

В подразделе «Анализ факторов операционного окружения» основное внимание уделяется элементам внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии:

– покупатели (потребители, клиенты);

– поставщики;

– конкуренты;

– международные партнеры.

Анализ покупателя сводится прежде всего к составлению портрета тех, кто покупает продукт или услугу, реализуемый организацией.

Анализ поставщиков направлен на выявление характеристик субъектов обеспечивающих организацию сырьем, полуфабрикатами, трудовыми, финансовыми, энергетическими и другими ресурсами, от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество продукции. При выборе поставщиков необходимо выявлять их конкурентную силу, стиль работы и потенциал для того, чтобы построить с ними взаимовыгодные отношения. Изучению подлежат следующие факторы:

– уровень специализированно поставщика;

– величина затрат на переключение поставщика на других потребителей;

– степень специализированно покупателя в приобретении определенных ресурсов;

– концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;

– доля продаж определенного ресурса конкретному потребителю в общем объеме.

Важно обращать внимание на следующие характеристики деятельности поставщиков:

– стоимость поставляемого ресурса в соотношении со стоимостью ресурса у конкурентов;

– гарантия качества;

– временной график поставки;

– пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки ресурсов.

Изучение конкурентов занимает особое место в стратегическом менеджменте и направлено прежде всего на выявление сильных и слабых сторон конкурентов с тем, чтобы на основе полученной информации разработать стратегию конкуренции. Следует отметить, что изучению подлежат не только внутриотраслевые конкуренты, производящие аналогичную продукцию, но и конкуренты из других отраслей, предлагающие замещающий товар.

Выводом по данному подразделу является определение ключевых факторов успеха, а также угроз и возможностей субъектов операционного окружения и возможные стратегии по отношению к ним.

 

 

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫОРГАНИЗАЦИИ

 

Внутренняя среда организации – это часть общего окружения, которая находится в рамках организации. Она оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации. Она состоит из нескольких элементов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, определяющих потенциал и возможности, которыми располагает организация.

При анализе кадрового среза учитываются такие процессы, как:

– найм, обучение, продвижение кадров;

– взаимодействие менеджеров и рабочих;

– оценка результатов труда и стимулирование;

– степень социальной защиты;

– развитость социальной инфраструктуры;

– отношение между работниками и т.п.

При анализе кадрового потенциала важно уделить внимание ключевым специалистам организации, от деятельности которых во многом зависит успех организации в будущем. Необходимо учитывать возможность перехода отдельных высококлассных специалистов в конкурирующие структуры и стараться этому воспрепятствовать, либо заранее к этому подготовиться.

Организационный срез включает в себя:

– коммуникационные процессы;

– организационные структуры;

– нормы, правила, процедуры;

– распределение прав и ответственности;

– иерархию подчиненности.

Производственный срез включает в себя:

– технологию изготовления продукта;

– качественные характеристики продукта;

– снабжение и ведение складского хозяйства;

– ремонт и обслуживание технологического парка;

– состояние производственной среды;

– вопросы охраны труда.

Маркетинговый срез охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции:

– приемлемость продукта для потребителя;

– методы ценообразования;

– рекламная деятельность;

– каналы сбыта;

– выбор рынков;

– конкурентные преимущества.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п. (табл. 1).

 

Таблица 1. Базовые показатели оценки эффективности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: