История начала Реформации и появления кальвинизма




 

В данном параграфе мы кратко рассмотрим историю возникновения и распространения феномена европейской Реформации. Ознакомимся с наиважнейшими ее персоналиями и краткими основами их учений. В частности будет рассмотрена история появления и развития такого протестантского направления как кальвинизм, который вслед за остальными протестантскими деноминациями также отрицал иконы в своей богослужебной практике.

XVI век оказался переломным веком для Европы. В течении буквально нескольких десятилетий европейских континент, доселе объединенный одной церковью, оказался разделен в религиозном отношении на два непримиримых лагеря. Подобные последствия оказались побочным следствием начавшейся т. н. "Реформации".

Что же это такое? Как пишет об этом В.П. Слободин Реформация (от лат. Reformatio - преобразование) - это широкое социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, охватившее в XVI веке большинство стран Западной и Центральной Европы.

Как гласит легенда, хмурым днем 30 октября 1517 года Мартин Лютер, бывший в то время священником Виттенбергской церкви, прибивает к воротам своей церкви некий текст, состоящий из 95 тезисов, направленный, якобы, против индульгенций и лично папы Римского. С этого неприметного события и ведет свою история Реформация, в будущем расколовшая европейскую цивилизацию на два враждующих лагеря. Но это всего - лишь легенда.

В действительности же у Реформации, как и у любого другого культурно значимого феномена имелась и своя длинная предыстория, и свои мыслители, предвосхитившие ее, но ныне не известные широкому кругу. Но даже, несмотря на всю предысторию, европейскую Реформацию по сложившейся традиции, продолжают отсчитывать от 1517 года и рассматривать деятельность Мартина Лютера как ее зачинателя.

Мы будем двигаться в стезе сложившегося порядка вещей, поэтому историю Реформации тоже будем начинать в XVI веке, рассмотрев деятельность основных реформаторов этого периода - Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Мартин Лютер родился в 1483 году и происходил из семьи зажиточных бюргеров, выходцев из крестьян. "Вопреки воле отца, прочившего ему карьеру адвоката, в 1505 году Лютер отказался от путей мирянина, вступив в монашеский орден августинцев. Обратившись к изучению источников христианской веры, Лютер своими изысканиями обратил на себя внимание руководителей Ордена и был направлен в университет Эрфурта и затем Виттенберга с целью более углубленного изучения теологии". В 1507 году его посвящают в священники, а в 1512 году он становится доктором и профессором теологии Виттенбергского университета.

Лютер не был спокойным человеком, он во всем искал твердой опоры, твердой истины, на которую мог бы опереться всей душей, всем своим сердцем. Поступив в монастырь, он прилежно и добросовестно исполнял все возложенные на него обязательства. Однако, несмотря на ревностное исполнение монастырских правил, душа его не знала успокоения, Мартин все время ощущал свою греховность. Эта скрытая внутренняя жизнь, а точнее борьба, августинского монаха, не давали ему внутреннего покоя, к которому он так стремился, что и провоцировало его на постоянный духовный поиск. Масла в огонь подлило паломническое путешествие в Рим, совершенное в 1510 году, где Лютер увидел вовсе не образец благочестивого города и впервые столкнулся с продажностью и развращенностью клира Церкви.

Путем внутреннего озарения Мартин Лютер приходит к своим выводам, отличным от официального католического учения. "Лютер осознал, что на прежнем пути тщательного соблюдения предписаний монастырского устава, совершения "добрых дел" просто невозможно обрести душевный покой и спасение. Непременное условие спасения и оправдания - вера, она является Божьим даром, и тот, кто лишен самодовольства, правдив и требователен к себе, тот уже небезнадежен и может надеяться на спасение".

Открыв для себя это спасительную истину, Мартин Лютер постепенно начинает разрабатывать эту идею, которая в дальнейшем получит наименование "оправдание верой".

В тот же период в Саксонии появился монах Иоганн Тецель, который абсолютно беззастенчиво, обманом и хитростями, продавал индульгенции, доход от которых должен был идти на возведение храма Св. Петра в Риме.

В католической традиции индульгенция понимается как частичное или полное освобождение от тех временных страданий, которые душе причитается вынести для удовлетворения (сатисфакции) за те грехи, которые ей уже прощены в таинстве покаяния. Освобождение от наказания дается Церковью во имя преизобилующих заслуг Иисуса Христа, который, согласно католической сотериологии, принес большую, чем нужно было, жертву правосудию Божию.

Этот неисчислимый преизбыток заслуг Спасителя, а также заслуги Пресвятой Девы Марии и сверхдолжные заслуги святых, якобы откладываются в виде особого капитала или запаса и составляют то, что называют "Сокровищем Церкви". Церковь черпает из него и распределяет между немощными членами, восполняя недостаток их заслуг.

Акт предоставления индульгенций не был чем-то из ряда вон выходящим, потому что индульгенция не была действительна без предварительной исповеди в том или ином грехе. Но со временем выдачей индульгенций стали злоупотреблять, продавая их за деньги и утверждая, что только с помощью индульгенций и можно заслужить спасение. Именно с этим и столкнулся Мартин Лютер, наблюдая за деятельностью Тецеля.

Участились случаи игнорирования таинства исповеди прихожанами его церкви, которые мотивировали это тем, что грехи им уже отпущены при помощи индульгенций.

Как достаточно образованный и начитанный человек Мартин Лютер не мог оставаться в стороне. Он подготовил текст "95 тезисов об индульгенции" в котором разбирал с богословской точки зрению практику продажи индульгенций. В данных тезисах, предназначенных к неторопливому обдумыванию в узких кругах, нежели к прокламациям на улицах, Лютер довольно мягко критикует верхушку римской церкви, перекладывая всю ответственность за превышение на продавцов индульгенций. Несмотря на умеренный тон в данном документе уже проглядывается его будущая теология "оправдания верой". Он пишет что: "Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций". В последующем этот тезис (Sola fide (лат.) - "Только верой") получит всестороннее развитие и станет одним из краеугольных камней протестантской доктрины.

Лютер отослал тезисы на теологический факультет Эрфуртского университета, однако никакого отклика не последовало. Имел ли место факт прибивания этих тезисов к воротам своей церкви, или не имел, доподлинно не известно. Но, несмотря на это "95 тезисов" внезапно получили чересчур широкое распространение. Благодаря налаженной системе книгопечатания их несколько раз переиздавали только в 1517 году. Общество услышало то, о чем раньше говорили лишь вполголоса. Лютер не ожидал подобной известности и поначалу был весьма напуган фактом моментального распространения своих измышлений по всей Европе.

"Тезисы Лютера оживи надежды самых разных сословий. Князья увидели в них подспорье в стремлении прибрать к рукам церковные имущества. <…> Бюргерство было радо избавится от начинавших казаться ему бесполезными церковных поборов".

Реакция римской церкви на эти тезисы была резко негативной не только из-за вопроса возможности или невозможности индульгенций, но и из-за того что материальная жизнь церкви, в то время очень сильно зависела от материальных вливаний, которые по большей части приносили именно индульгенции.

Инквизиторы обвинили Лютера в ереси, но в дело вмешался известный и уважаемый ученый того времени Эразм Роттердамский. Он написал письмо курфюрсту Фридриху III Мудрому с просьбой поддержать своего подданного. Последний, будучи сторонником реформы Священной Римской Империи в сторону увеличения прерогатив князей, решил воспользоваться "казусом" в собственных целях. В чисто церковный вопрос все больше и больше начало вливаться политических фигур, которые преследовали свои интересы.

Лютер категорически не хотел признавать свою "еретичность". Он продолжает дальнейшую разработку своей системы, которая станет основой для всего протестантизма. Усугубление разрыва Лютера с церковью стало происходить в 1519 году. На одном из диспутов между ним и его оппонентами он высказал идею что Церковь наличествует всюду, где проповедуется и исповедуется Св. Писание. Лютер отстаивал мнение, что церковные соборы могут погрешать против истины и заблуждаться, а Св. Писание стоит выше соборов и папских декретов. В дальнейшем безусловный примат Св. Писания над Св. Преданием и опора именно на Библию в формировании своей системы богословских взглядов станет базисом для будущих протестантов и получит наименование Sola Scriptura (лат.) - "Только Писание". И хотя Мартин Лютер еще остается в лоне римской церкви и надеется на ее изменение изнутри, ситуация меняется. Нарастающее недопонимание с обеих сторон и откровенное нежелание прислушаться к чужой точке зрения приводит к тому, что в январе 1521 года папа римский издает буллу "Decet Pontifex Romanus" (Учит Римский Первосвященник), в которой бесповоротно отлучает Лютера от церкви.

Как справедливо замечает В.П. Слободин: "Чем дальше шла интеллектуальная борьба между курией и Лютером - тем более на поверхность выплывали вопросы уже не отношения бога и человека, а вопросы церковного устройства и власти папы. Лютер доходит до идеи всеобщего священства, все миряне обладают правом на священство, каким прежде обладало только католическое духовенство. Он отвергал неприкосновенность папы и его прелатов, требовал четкого разграничения прерогативы двух властей - светской и духовной, как и сферы действия двух прав - светского и церковного. Причем светскому праву он придавал первостепенное значение. В произведении "О вавилонском пленении церкви" он подверг сокрушительной критике учение церкви о семи таинствах, признав на основе Священного Писания из семи таинство только три (позже - лишь два, крещение и причащение). Отныне компромисс между Лютером и Римом стал невозможен. Новая теология превратилась в знамя общественной оппозиции".

Часть дворянства, а также многочисленные плебеи поддержали Лютера. Это вылилось в Крестьянскую войну 1524 - 1525 годов. Причина ее - налоговый гнет крестьян и непомерные налоги. До этих событий крестьяне фактически не принимали участия в реформационном движении. Но последнее пропагандой идеи "всеобщего священства" и мотивацией принципов "естественного права" и особенно - "божьей справедливости" оказало влияние на пробуждение сознания и рост общественной активности крестьян. Лютер призывал народ к миру, не восставать против своих господ. И хотя восставшие потерпели поражение, эта война ярко показала, что религиозные идеи теперь попали на чересчур плодородную почву политики. Противостояние между одиночкой - богословом и римским двором становится уже противостоянием между различными классами и политическими группировками. Начинается религиозный раскол Европы, который ширится не по дням, а по часам.

Несмотря на острую социально-религиозную борьбу, которая шла в немецких землях, в Швейцарии, параллельно и независимо от деятельности М. Лютера, начиналась своя Реформация, связанная с именем Ульриха Цвингли. (1484-1531). Он был священником и происходил из семьи зажиточных крестьян. Цвингли получил хорошее образование и был дружен со многими гуманистами, (в частности с Эразмом Роттердамским), уважал таких мыслителей как Марсилио Фичино и Пико дела Мирандола.

Как и Лютер, Цвингли опирался на авторитет Священного Писания и отвергал Священное Предание, резко критиковал схоластическое богословие, исповедовал принципы "оправдания верой" и "всеобщего священства", идеализировал раннехристианскую церковь. Цвингли высказывался против путешествий к святым местам, поклонения иконам, указывая что Бог всюду, рядом с человеком и к нему можно обращаться в любое время. В 1516 году он в открытую стал заявлять, что не находит в Библии рациональных оснований для существования института папства. С 1519 года Цвингли приступил в Цюрихе к систематической пропаганде собственного евангельского учения, излагая и комментируя Священное Писание. За основу было взято учение об "оправдании верой", то есть отрицание необходимости посредничества католической церкви, индульгенций, икон, мощей, монашества, целибата, пышности ритуала и т.д. Свои основные идеи Цвингли высказал в программных 67 тезисах (1523) и работах "О божественной и человеческой справедливости" (1523), "Об истинной и ложной вере" (1525), а также в "Изложении христианской веры" (1531).

Цвингли стал отрицать мистический характер евхаристии, что разделило его богословие и богословие Лютера, который держался более традиционного взгляда на это таинство. Швейцарский реформатор считал что причащение - это всего лишь воспоминание об историческом событии - основании Церкви, в то время как Лютер считал, что это в таинстве пресуществления хлеб и вино действительно изменяют свою сущность.

В отличии от реформационной деятельности Мартина Лютера преобразования Цвингли не сразу стали объектом критики местных вышестоящих чинов римской церкви. Благодаря этому Ульрих добился значительных успехов в деле реформации Швейцарии.

Общество реформированной Швейцарии привыкало не только по новому верить, но и по новому жить. Обновление мышления влекло за собой изменения быта. "В Цюрихе Цвингли навел порядок. В городе был введен надзор за нравственной стороной жизни граждан. Не поощрялись танцы в парах мужчин и женщин, даже игра в шахматы и кегли. Священники носили теперь повседневную одежду".

Цвингли погиб в сражении с католиками в 1531 году, не успев полностью покорить Швейцарию своему учению. Но в той же Швейцарии суждено взойти новой звезде реформационного движения Европы - Жану Кальвину.

Появление кальвинизма придало новый импульс всей Реформации и в целом вывело реформационное движение на новый уровень. Вот как об этом пишет исследователь Ерохин: "В лице кальвинизма Реформация обрела доктрину, способную распространиться в любой национальной среде. В соответствии с кальвинистскими принципами община верующих могла организовываться вне зависимости от политического строя данной страны. Жан Кальвин дал Реформации доктрину, следуя которой протестантам можно было отстоять свои права во взаимоотношениях со светской властью".

Также кальвинизм способствовал новой трудовой дисциплине, качественно изменив категорию труда человека, освятив ее божественным постановлением. Кальвинизм исходит из того, что жизненное предназначение, иначе говоря, призвание Божие, во многом реализуется в повседневном труде. В дальнейшем это положение, как справедливо подметил социолог М. Вебер, способствовало развитию европейского капитализма.

Жан Кальвин родился в 1509 году во французском городе Нуайон в обеспеченной семье. Он получил хорошее теологическое и юридическое образование. Был замкнутым и нелюдимым, но все это компенсировалось его умом. Во время учебы способный ученик часто подменял профессоров на лекциях. Нам остаются неизвестны мотивы его перехода в лагерь протестантов, лишь достоверно известно, что в 1532 году он окончательно принимает протестантизм и примыкает к радикальному крылу французских реформаторов. Впоследствии противостояний с католической властью Кальвин бежит из Франции, и в 1536 году он анонимно выпускает "Наставления в христианской вере", написанные первоначально на латинском языке и предназначавшиеся для узкой прослойки образованных людей. В этой книге была систематически представлена протестантская догматика и теория взаимоотношений между протестантскими общинами и светской властью.

Кальвин хотел уехать в Базель, но в Базель тогда ему можно было безопасно добраться только через Женеву. До Реформации это был богатый город с богатым духовенством и развитой экономикой. В городе стабильно росла преступность и падали нравы. Но постепенно в Женеву стали проникать реформаторские идеи, что привело к своему результату. В городе начинает свою деятельность протестантский проповедник Гийом Фарель. Окончательно же Женева становится протестансткой лишь благодаря политической воле ее правителей. Политические пертурбации вынуждают высший правящий орган города - Городской совет, отринуть католицизм ради сохранения независимости города. Это происходит в 1532 году.

Фарелю с этого момента оказывают чрезвычайное уважение; его представления и проекты называются "божественными". В сельских округах решительно проводится реформация <. > от всех без исключения граждан требуется посещение проповеди. Однако энтузиазма Фареля не хватало и он, узнав, что в Женеве остановился по пути автор знаменитых "Наставлений" упрашивает Кальвина остаться именно в Женеве.

Встав во главе реформации, Кальвин сразу же приступает к активным действиям. В частности, ужесточается законодательство. "Прелюбодеяние начало наказываться смертной казнью, ругательства и проклятия были запрещены. Смертная казнь угрожала также за богохульство".

Однако через восемнадцать месяцев его вместе с Фарелем по политическим мотивам изгоняют из Женевы. Кальвин уезжает в Страсбург. Но политическая ситуация снова меняться и представители Женевы упрашивают Кальвина вернуться. И хотя по своему возвращению он избегает резких шагов, вскоре Женева сделалась образцом пуританской строгости. Под запретом оказались игры, музыка, танцы, празднества. Преступность была искоренена, возросло благосостояние граждан.

Положение Ж. Кальвина не было прочным, ибо власть в Женеве постоянно переходила от его сторонников к его противникам и поэтому его статус постоянно менялся. И хотя он не был "диктатором", его авторитет оставался велик.

К 50-60 годам XVI века Женева превратилась в самый твердый оплот европейской Реформации. В 1559 году Кальвин открыл академию для подготовки проповедников, которую возглавил Теодор Беза. В типографиях Женевы десятками тысяч экземпляров печатались протестантские книги для всей Европы. Кальвин стал признанным авторитетом и главой протестантского мира, значение Виттенберга перешло к Женеве.

Кальвин умер 27 мая 1546 года. Преемником Кальвина в Женеве стал Теодор Беза, который продолжил развивать основные идеи Кальвина.

Кальвинизм начал активно распространяться по Европе, становясь действенным фактором внутриполитической жизни ряда европейских стран. Характерная для кальвинизма склонность к участию в политической борьбе нашла выражение в том, что его берут на вооружение разного рода оппозиционные силы в обществе, в основном дворянство и буржуазия. Практически везде он был принят оппозиционными элементами в обществе как идеология. В некоторых странах, таких как Франция и Польша, он исчез с арены политической борьбы, в некоторых, таких как Швейцария, Шотландия и Нидерланды - одержал победу.

В качестве примера удачного распространения кальвинизма рассмотрим этапы его распространения и победы в Нидерландах. Кальвинизм там начал укреплять свои позиции с пятидесятых годов XVI века. Распространение кальвинизма происходило из города Эмден, что находился на северо-западе Германии. Какое-то время в конце XVI века его даже называли "Женевой севера". Эмден выполнял роль "материнской церкви" для кальвинистских общин стран северной Европы, в особенности Нидерландов.

В самих Нидерландах католические власти немедля стали преследовать приверженцев "ереси", в результате чего многие кальвинисты стали приходить на проповеди вооруженными, что только усиливало градус конфронтации. Приобретая последователей в среде городского населения, кальвинизм становился знаменем антииспанской оппозиции. В 1562 году на сторону кальвинистов перешла часть аристократии, во главе с принцем Вильгельмом Оранским, потребовавшая от испанского короля вывода испанских войск и отмены законов против еретиков. В 1563 году возник "Союз дворян", выдвинувший схожие требования. В ответ на это испанские власти учреждают в Нидерландах инквизицию. В обществе стала складываться взрывоопасная ситуация, которая нашла свой закономерный выход в виде массового восстания.

Нидерландская буржуазная революция началась 10 августа 1566 года в Западной Фландрии как иконоборческое восстание. Подстрекаемые кальвинистскими пасторами крестьяне, горожане и присоединившиеся к ним дворяне громили католические церкви и монастыри, уничтожали иконы и статуи святых, предметы церковного культа. В ответ на это, в восставшие провинции была послана карательная армия герцога Альбы.

Историк Виппер пишет об этом периоде: "Множество людей, разоренных или преследуемых за веру, бежало из страны; частью они бросились на родную стихию нидерландцев, море, и обратились в пиратов. Эти "морские гезы" захватили несколько прибрежных мест и оттуда жестоко обрушивались на католиков, как испанцев, так и своих единоплеменников; они вешали священников, издевались над церковными святынями; некоторые носили шляпы с полумесяцем и надписью: "лучше будем турками, чем папистами"".

В 1572 году наступил новый этап революции, когда вспыхнуло восстание против испанцев в северных провинциях страны. На собрании штатов Голландии, куда прибыли участники восстания, принц Оранский был назван верховным статхаудером, то есть наместником короля. Из конфискованных церковно-монастырских имуществ и других поступлений был создан фонд для оплаты военных расходов. В частности, в сфере религиозной жизни была провозглашена свобода совести. В 1576 году в г. Гента собрались Генеральные штаты и объявили о взятии власти в свои руки.

Однако только с принятием 23 января 1579 году Утрехтской унии борьба кальвинистов против испанской короны и ее наместников приняла необратимый характер. В 1581 году штаты, собравшиеся в Гааге, объявили Филиппа II низложенным. Новое государство стало называться Соединенными Провинциями или просто республикой Голландией - по имени самой многолюдной и богатой из семи провинций, составивших союз.

Итогом многолетней борьбы кальвинстских штатов с испанской короной стало не просто образование нового государства на карте Европы. "С достижением политической независимости республика Соединенных провинций становится, пожалуй, самой свободной для протестантов страной в Европе. В городах здесь действовали кальвинистские консистории. В Нидерландах находили убежище английские пуритане, другие протестанты из разных европейских стран. Здесь, в Лейдене, жили также и английские конгрегационалисты, которые впоследствии, в сентябре 1620 года отправились на судне "Мэйфлауэр" в Северную Америку".

Мы рассмотрели довольно краткий, но очень важный исторический период европейской истории, который был ознаменован появлением новой религиозной конфессии внутри христианского мира. Мы увидели что стихийно начавшаяся Реформация, возникнув вначале как внутрицерковный сухой догматический спор сразу же привлекла к себе внимание широких кругов, которые, воспользовавшись удобным поводом, включились в борьбу за свои интересы. Практически везде распространение реформационных идей не было мирным и часто приводило к политической борьбе и радикальным переворотам в обществе. С появлением протестантизма началась новая веха в общественном и политическом развитии Европы, что продолжает оказывать непосредственное влияние, в том числе и на современный мир.

Предпосылки Реформации

В данном параграфе будет рассмотрена предыстория европейской Реформации. Знакомство с предшествующими течениями и мыслителями поможет лучше узнать причины быстрого и решительного распространения реформационных идей в XVI веке.

Явление Реформации было отнюдь не спонтанным феноменом в европейское религиозной жизни. Католическая церковь, долгие века, бывшая монополистом в делах веры все время своего существования испытывала внутреннее давление от разнообразных групп и мыслителей, которые старались привнести в религиозную жизнь новые идеи или альтернативные взгляды. В исторической науке этот процесс получил наименование "предреформация".

Данные течения католической церковью объявлялись еретическими, а их последователи преследовались, истреблялись или существенно ограничивались в правах в зависимости от эпохи.

Историк Ерохин так пишет об общей духовной атмосфере того периода: "В XII веке появляется целый ряд сект, характерной чертой которых были высокие моральные идеалы. Достигать этих идеалов предполагалось путем возрождения истинной древней апостольской церкви, противопоставляемой церкви современной, Риму".

Самым значительным событием на "еретической арене" того периода было появление секты вальденсов. Основателем считается итальянский купец Петр Вальдо (1140 - 1217). Считается, что он был богатым человеком, который раздал свои деньги нищим и начал проповедовать свое понимание Евангелия, делая особый упор на отказе от богатства. Вокруг него образовался круг сподвижников. Постепенно начал оформляться разрыв с католической церковью. Новая община стала самовольно совершать таинство исповеди и причащения, отказалась от храмов. Молитвы за усопших, догмат о чистилище были упразднены. Столь резкий отход от традиции не мог не вызвать негативной реакции римской курии, и в 1184 году они были отлучены от церкви и стали подвергаться преследованиям.

Однако вальденсы не смогли распространить свое учение и до сих пор они существуют в виде компактных общин в Италии. Но, несмотря на историческую неудачу этого движения в ряде пунктов их учение прямо сходно с идеями реформаторов XVI века: единственным посредником между Богом и человеком они считали Иисуса, отрицали чистилище, мессу, посты, обрядность, все человеческие изобретения в религии, прямо не санкционированные Писанием. Вальденсы символически понимали таинства и сохранили из них только крещение и причащение.

Вальденсы явили собой пример возникновения реформационных идей в среде необразованных масс. Но был и другой процесс - философы - одиночки по тем или иным причинам пересматривали привычную догматику и выдвигали новые идеи. Одним из таких наиболее известных мыслителей был англичанин Джон Уиклиф (1320 - 1384).

Уиклиф обучался в Оксфордском университете, где благополучно получил звание доктора теологии. Его противостояние с католической церковью начиналось вовсе не из-за догматических разночтений. Уиклиф как преданный патриот своей родины протестовал против злоупотреблений римской курии в Англии. Параллельно он начал разрабатывать собственное учение. Богослов переводит Св. Писание с латыни на английский, начинает читать свои лекции на родном языке. Уиклиф в своих размышлениях требовал, прежде всего, опоры на тексты Писания, отрицал необходимость церковной иерархии, радикально пересматривает догмат о пресуществлении. Столь вольные идеи вызвали осуждение в Риме.

В 1378 римский понтифик осудил его учение. Несмотря на это, он еще три года оставался в Оксфордском университете, откуда был бесповоротно изгнан лишь в 1381 году. Несмотря на осуждение и со стороны королевской власти и римской церкви его последователи продолжали распространять идеи своего учителя.

Учение Уиклифа в массе рукописей было занесено на континент и повлияло впоследствии на учения церковных реформаторов. Вот что пишет американский историк Ч. Крименс: "Джон Уиклиф, основатель лоллардизма (так называли последователей Уиклифа, само это название имело континентальное происхождение) предвосхитил почти все основные доктрины Реформации XVI века. Он выступил против папства, поддерживал браки духовенства, осудил принцип монашества, настаивал на важности духовной стороны религии и незначительности церемоний, сводил реальное присутствие Христа в Евхаристии к духовному присутствию, призывал государственные власти реформировать коррумпированную церковь и предлагал ко всеобщему использованию Библию на английском языке".

Идейным учеником Джона Уиклифа можно считать чешского реформатора Яна Гуса (1369 - 1415). Учение Яна Гуса вызвало в Чехии широкое религиозное и социально-политическое движение. Ян Гус обучался в Пражском университете - одном из крупнейших образовательных центром Европы того времени. В университете Ян получает степень магистра искусств и начинает преподавать. Позже, получив сан священника, он становится деканом философского факультета.

Будучи священником, Гус произносил нестандартные проповеди, в которых критиковал порочность церкви, протестуя против симонии и высказывая нетрадиционные богословские идеи. В частности одной из самых спорных его идей было его понимание таинства евхаристии. По мнению Яна Гуса в таинствах следует допускать только невидимое присутствие плоти и крови, что входило в противоречии с традиционной католической догматикой, в которой утверждалось, что хлеб и вино сущностно превращаются в Тело и Кровь Христа.

Ян Гус был не только реформатором, но он также отстаивал интересы чешского народа в противовес сильному пронемецкому влиянию.

Некоторые тезисы его учения разбираются в 1409 году в Пражском университете и признаются еретическими. С этих пор конфликт Гуса с Римом только возрастает, несмотря на покровительство короля Чехии. В 1412 году Гус выступает против индульгенций.

Роковой ошибкой для Гуса стало его прибытие на Константский собор в 1414 году, собиравшийся для преодоления церковного раскола в римской церкви. Император Священной Римской империи Сигизмунд, который являлся активным деятелем по созыву данного собора, дал ему обещание неприкосновенности. Однако своего обещания он не сдержал. Ян Гус был осужден как еретик, и 6 июля 1415 года был сожжен.

И хотя Гус никогда не порывал с католицизмом и остался верен многим католическим догматам и верованиям, он выдвинул два ставших важнейшими впоследствии протестантских принципа: учение о предопределении и признание Писания, а не Предания, высшей инстанцией в разрешении всех споров.

Казнь Гуса возмутила общество и его последователей. Через четыре года после его смерти начинаются т. н. "Гуситские войны". Они продолжаются по всей территории Чехии вплоть до 1438 года и приводят к поражению крайних гуситов (таборитов) и воссоединению умеренных гуситов (чашников) с римской церковью. Гуситские войны показали, к каким мощным процессам могут привести национальные противоречия в совокупности с религиозными брожениям.

Параллельно с образованием новых сект и появлением новых еретиков требования реформировать церковь звучали и из самой церкви. Не только деятельность одиночных еретиков поднимала вопрос о церковных преобразованиях. Эти процессы, путь и в более мягкой форме существовали и в церковных кругах. Б.А. Лапшов пишет об этом процессе так: "Поскольку на протяжении средневековья, особенно позднего, корень бед, постигавших христианский мир, виделся прежде всего в коррупции церкви, именно она стала основным объектом чаяний "реформации-обновления" как возвращения к истокам первоначального христианства. Естественными носителями этих идей были монашеские ордены".

Здесь прежде всего следует отметить проповедническую деятельность монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы (1452 - 1498). Это был пламенный фанатик, не идущий ни на какие компромиссы с кем бы то ни было.

Италия того времени была временем расцвета Ренессанса, и юного монаха возмущал тот языческий дух, который захватил всю Италию и особенно среду высшего духовенства. В 1490 году он прибывает во Флоренцию, которая и становится городом его активной деятельности. Савонарола протестует против деятельности ростовщиков, возмущается фактом ношения женщинами Флоренции дорогих украшений, требует строго исполнения всех заповедей. Джироламо был пламенным проповедником, его речь захватывала, притягивала к себе. Считая себя божьим пророком, который был призван искоренить грехи Италии, он был искренним в своих строгих проповедях и люди не могли не замечать этого. В частности в своих проповедях он высказывал мысль, что Флоренции предстоит стать во главе "реформации всей Италии".

Его активная проповедническая и политическая деятельность (несколько лет Савонарола де-факто правил Флоренцией) привела к тому, что Джироламо стал неугоден как светской власти, так и духовным владыкам. Однако церковь не хотела сразу терять такого активного и искреннего проповедника, и даже сам римский понтифик предлагал Савонароле пост кардинала, лишь бы он умерил свой проповеднический пыл, но Савонарола горделиво отказывался.

В конце концов, Папа Александр VI в 1497 году прибегнул к радикальному средству - а именно отлучению от церкви. Джироламо не принял этого отлучения и требовал апелляции к Вселенскому собору. Но его позиции в народе уже были сильно поколеблены. Это позволило схватить его и в следующем 1498 году публично казнить.

Савонарола был убежденным католиком и, не стремился ни к какому расколу или основанию собственной общины. Поэтому его появление следует считать очень сильным сигналом к тому, что требования реформации звучат все сильнее и радикальнее даже в кругах ортодоксальных католиков, не стремящихся пересматривать сложившиеся католические доктрины.

Деятельность М. Лютера, Д. Уиклифа, Я. Гуса и Савонаролы тоже вполне можно считать внутрицерковным процессом реформации церковной жизни. Но эти деятели были слишком радикальны в своих воззрениях, что и привело к их осуждению и преследованию. В то же время требования более мягкой реформации, звучавшие из недр католической иерархии, не приводили гонениям.

Исследователь Ерохин дает такое обозрение внутрицерковному предреформационному движению: "Историки выделяют три течения в предреформационную эпоху, представители которых говорили о необходимости изменений и реформ в церкви. Одно течение стремилось реформировать церковную организацию, считая, что беды церкви усилились из-за единовластия пап <. > Это соборное течение. Созыв соборов должен стать регулярным. Собор должен был стать высшим органом католической церкви.

Существовало и иное течение, наставивавшее на необходимости реформ в догматической стороне католического богословия. Оно предполагало более активное изучение текста Писания - это было так называемое библийское течение.

Еще одно течение усиливало мистические компоненты в вероучении католической церкви, стремилось к обретению нового откровения в вере".

Следует здесь отметить наличие соборного движения, которое стремилось ограничить власть папы посредством собрания соборов. Именно внутри этого течения проявляются зерна будущего раскола - немецкие епископы активно возражают против единовластия римского викария. Некоторое время в соборном движении участвует богослов и философ Николай Кузанский, который даже подготавливает проект объединения Восточной и Западной Церквей.

Тот факт, что и в среде высшего духовенства назревает понимание необходимости реформ, неоспорим. К примеру: выступая в 1512 г на Латеранском соборе, выдающийся католический просветитель Эгидий Витерберский говорил о реформе как о необходимом процессе обновления, призванном обеспечить жизнеспособность церкви. Такие деятели как немец Вессель Ганфорт (1420 - 1489) и англичанин Джон Колет (1466 - 1519) прямо заявляли о необходимости срочной церковной реформе.

Однако никаких реформ не последовало, что и привело к мощному идеологическому взрыву, а после активной фазы Реформации и проведения Тридентского собора (1545 - 1563), собранного как ответ на церковный раскол, все эти течения исчезли. Верховная власть папы же наоборот только усилилась.

Немаловажной предпосылкой будущей Реформации стал гуманизм. Определяя человека, прежде всего как индивидуальность, гуманисты незаметно для себ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: