Система менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим образом:
1 Программирование деятельности предприятия - формирование целевой программы исходя из схемы: " продукт - клиент".
2 Планирование деятельности - разработка количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям организации. Критические параметры - размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных пассивных операций ит.д. -должны изменяться на интервале планирования деятельности.
3 Информационно-аналитическое обеспечение - его основой являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с клиентурой. Именно сделка, но не бухгалтерская проводка, является первичной информационной ячейкой.
4 Экономика и финансы - обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности организации и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы.
5 Технологии - разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды, а также корреспонденция разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.
6 Маркетинг - выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.
7 Контрольно-административная деятельность, которая включает обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.
8 Экспертиза и консультации - экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.
9 Обеспечение - материально-техническое и кадровое обеспечение.
10 Паблик рилейшнс - информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы" продукт-клиент" на рынок.
Таким образом, система менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, охватывает основные параметры деятельности предприятия, не затрагивая изменений основополагающих операций и услуг в процессе ее реализации.
Стратегия организационной перестройки всех процессов и структуры банка на основе разработки управляющих воздействий следует проводить таким образом, чтобы осуществлялась многопрофильная специализация предприятия, ориентированная на индивидуальные потребности внешней среды с последующим тиражированием продуктов, разработанных для одного клиента. - ситуационный анализ финансового рынка (его сегмента) и анализ положения предприятия на рынке (сегменте финансового рынка);
- фундаментальный анализ с целью выявления тех "узких мест" - моделирование продукта (комплекса услуг), направленное на расширение спектра предоставляемых услуг (задача минимум), и на исправление проблемных ситуаций в (динамика) или балансе (статика);
- отработка взаимосвязей и определение взаимозависимости структурных подразделений, обеспечивающих продвижение данного продукта (юридические, бухгалтерские, маркетинговые, технические и организационные аспекты введения существующих технологических правил и процедур в деловой оборот предприятия);
- принятие на уровне старшего менеджмента предприятия перечня кратко-, средне- и долгосрочных задач, которые будут решаться посредством продуктовой стратегии предприятия;
Основные требования к менеджменту выражаются в принципах управления, являющимися общими для всех сфер деятельности.
К общим принципам современного менеджмента относятся, в частности, принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, принцип демократизации управления. Наряду с общими в каждой сфере могут действовать принципы, выражающие специфические требования к управлению в данной сфере деятельности, отражающие ее особенности.
Посредством функции планирования определяются цели и задачи кредитной организации на долгосрочный и текущий период, сроки и средства, необходимые для их выполнения.
Базой планирования служат результаты маркетинговых исследований. Важную роль маркетинг играет в определении цен банковских услуг, их сбыте посредством рекламы, организации связи с общественностью, в формировании и поддержании имиджа банка.
Мотивация (стимулирование), как функция управления, проявляется в создании наиболее благоприятных условий, побуждающих персонал и каждого работника к эффективному труду.
Учет и контроль, как функция управления, используется руководством кредитной организации в целях обеспечения сохранности и размещения денежных и материальных ресурсов, соблюдения законности в их образовании и использовании. Учет и контроль служат также информационной базой для подготовки и принятия управленческих решений.