Принцип циклического построения занятий
Название циклов | Продолжительность | Структура | Варианты циклов в практике физ. воспитания |
Малые циклы (микроциклы) | Охватывают от двух до нескольких занятий, составляющих некоторую относительно завершённую серию | Один микроцикл включает как минимум две фазы: основную – кумуляционную и восстановительную фазы | |
Средние циклы (мезоциклы) | Состоящие как минимум из 2, но чаще из 3-8 или иного числа микроциклов | Представляют собой серии микроциклов, которые чередуются в определённой последовательности, образуя относительно завершённые этапы или подэтапы процесса физического воспитания. | |
Большие циклы (макроциклы) | Крупные периоды процесса физического воспитания, состоящие из ряда средних циклов(годичные, 2-х летние, 4-х летние) | В основе макроциклов лежат общие закономерности, определяющие тенденции развёртывания этого процесса на протяжении долговременных стадий |
13.Заполните таблицу.
Таблица 36
Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания
Возрастные периоды развития | Доминирующие формы физического воспитания | Направления физического воспитания |
1.Школьный период | В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека | Предусматриваются общие широкие физические воздействия на организм занимающегося. Это выражается в формировании широкого круга двигательных умений и навыков и в разностороннем физическом развитии |
2. Юношество и первый зрелый возраст (примерно до 35 лет) | Раскрывают благоприятные возможности для полной реализации функциональных возможностей организма | Выступает в форме пролонгированной общей физической подготовки. Для юношества характерны активное занятие спортом и достижение на этой основе высоких результатов. |
3.Зрелый возраст | Период стабилизации функциональных возможностей | Выступает как фактор поддержания достигнутой хорошей общей работоспособности, достигнутого уровня физической подготовленности |
4.Более поздний период (женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет) | Физическое воспитание помогает противодействовать влиянию различных негативных факторов на здоровье человека | Занятия физическими упражнениями приобретают физкультурно-оздоровительный характер |
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. |
13. Что понимают под сенситивными периодами развития?
Сенситивные (чувствительные) периоды – периоды, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека в силу естественных закономерностей онтогенеза. Важно реализовать эти возможности в процессе физического воспитания детей и подростков путём своевременной концентрации соответственно направленных воздействий.
Литература:
1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – Гл.3. - С. 85 - 113.
2. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физ.культуры. – М.: Физическая культура, 2009. – Гл.6. – С.142-160.
3. Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Проф. Ю.Ф.Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2010. –Гл.6.- С. 83-92.
4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для бакалавров/ Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. –Гл.5.- С. 52-64.
5. Чермит, К.В. Теория и методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2005. – Ч.2.- C.72-77.
Тема: «Основы обучения двигательным действиям»
1. Дайте определение понятию двигательное умение это способность к осуществлению двигательного действия, характеризующаяся ведущей ролью мышления в упражнении движения и отсутствия системности движения.
2. Дайте определение понятию двигательный навык это способность к осуществлению двигательного действия, характеризующаяся включенностью сознания на итог,где действия выполняются автоматизировано.
3. Дайте определение понятию двигательное умение высшего порядка это выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, легко и свободно при включении только тех групп мышц, которые обеспечивают заданное двигательное действие. Это такое выполнение упражнений, про которое говорят, что оно выполняется по строгой схеме несмотря на разнообразные сбивающие факторы.
4. Что означает ООТ. «Основные опорные точки» (ООТ) – элементы двигательного действия, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий.
ООД. Ориентировочная основа действия (ООД) - совокупность ООТ, составляющая программу действия
5. При формировании двигательного навыка последовательно протекают три фазы нервных процессов. Расположите их в правильной последовательности - «концентрация», «стабилизация», «иррадиация»:
1)«иррадиация»; 2) «концентрация»; 3) «стабилизация».
6. Заполните таблицу.
Таблица 37