Особенности организации воспитательного процесса




Педагогический коллектив школы имеет значительный опыт по со-зданию модели «Русская школа как образовательная система». Анализируя современную социокультурную ситуацию, причины системного кризиса, постигшего все сферы жизнедеятельности общества России, мы видим в кризисе человеческой души, оторванной от своих духовных источников и национальных корней. Особой опасности подвергаются дети, не имеющие защиты от духовных подмен, от пошлости и грязи современной цивилизации. Поэтому научная актуальность данной программы заключается в модернизации системы духовно – нравственного воспитания в исторических традициях культуры и государственности.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Общая цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющаяся:

в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

 

1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

 

К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой);

- уважать старших и заботиться о младших членах семьи;

- выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе

или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

- проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;

- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;

- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;

- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть

в чем-то непохожим на других ребят;

- уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

 

2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,

как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.

 

3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в Гимназии. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в Гимназии, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, -волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Миссия образовательного учреждения – Гимназии № 54 «Воскресение»: совершенствование образовательной среды, воспитывающей компетентного, интеллектуально развитого человека, гражданина, патриота своей страны, способного к духовному и физическому совершенствованию.

Задачи программы:

Создать условия для духовно – нравственного, гражданского и патриотического воспитания школьников на основе формирования христианского мировоззрения.

Сформировать единое сообщество учителей, родителей и учащихся для создания творческой инновационной атмосферы единомышленников, готовых к разрешению проблем духовно – нравственного становления личности.

Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни Гимназии.

Вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по программам внеурочной деятельности.

Использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий

с обучающимися.

Поддерживать деятельность функционирующих на базе Гимназии детских общественных объединений и организаций(Юнармейский отряд- ВПК «Алексиевский», кадетские объединения; РДШ; отряд ЮИД; актив музея «Светелка» и др.).

Организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы

и реализовывать их воспитательный потенциал.

Организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал.

Организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Процесс воспитания основывается на принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся.

1. Неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося.

2. Соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье.

3. Приоритет безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации.

4. Ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

5. Системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

 

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,

как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.

 

3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в Гимназии. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в Гимназии, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, - волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

В основе построения образовательной системы Гимназии № 54 «Воскресение» лежит принцип интеграции (единство обучения и воспитания; интеграция светского и православного образования; интеграция основного и дополнительного образования; межпредметная и внутрипредметная интеграция; дифференциация обучения по полу, здоровью и интересам).

Интегрирующей основой является обогащение содержания обуче-ния за счет введения национального (этнического) компонента. Ядро национального компонента представлено в виде трех составляющих: духовно – нравственного, православного компонента; этнического компонента; мирового культурного компонента.

Духовно–нравственный православный компонент в базисных учебных дисциплинах представляют: православный календарь, святоотеческое наследие, персоналии (жития святых), духовная музыка, духовная поэзия и духовная литература, православное краеведение, православная архитектура, и т.д.

Этнический компонент включает: устное народное творчество, русское зодчество, народные ремёсла, русский костюм, русские подвижные игры, персоналии в науке и искусстве (вклад русских ученых, путешественников в развитие отечественной науки и культуры), краеведение и т. д.

Мировой культурный компонент (в контексте диалога культур) представлен через историю мировых религий, персоналии (вклад русских ученых, путешественников, писателей, художников в развитие мировой науки и культуры), персоналии мировой науки и культуры, подвижные игры народов мира, культуру речевого общения на языке, православное краеведение на иностранном языке, страноведение и т.д.

Широко используемый культурологический материал расширяет кругозор учащихся, приобщает их к отечественным и мировым духовным и культурным ценностям, знакомит с православной культурой как основой нравственной культуры и духовности русского человека. Знакомство с фактами истории, традициями русской культуры создает условия для формирования гражданской позиции. «Проживание» православного календаря и памятных знаменательных дат Российской истории помогает осознать ценность национальной культуры и истории в диалоге с другими культурами. Погружение в русскую культуру и историю на всех ступенях обучения создает образовательную среду, способствующую нравственному са-моопределению, национальной идентификации, гражданской активности.

Приобщение детей к истокам русской духовности, к националь-ной культуре, её традициям невозможно без включения школы в диалог культур. Поэтому не случайно в школе уделяется большое внимание изучению языков, поскольку языки выступают средством межкультурного общения, через язык мы познаём мир, национальную и мировую культуру народов.

Введение национального компонента меняет содержание образования. Содержание образования выстраивается в соответствии с тремя составляющими: федеральной, национально – региональной, школьной (углубленное изучение отечественной культуры).

Изменение содержания образования требовало изменения всей образовательной системы. Главным в изменении образовательной системы было создание единого образовательного культурологического пространства за счёт введения национального компонента (содержательное изменение преподаваемых предметов) и интеграции основного и дополнительного образования.

Национальный компонент является основой духовно – нрав-ственного воспитания.

Православная культура – неотъемлемая часть содержания образования.

Стержневым интегрирующим курсом всех учебных дисциплин и блока дополнительного образования является курс «Основы православной культуры». Содержательные линии курса «Основы православной культуры» введены во все предметы базисного учебного плана с 1 по 11 с 1997 года.

Преподавание всех предметов в школе строится на основе фор-мирования православного мировоззрения учащихся.

Формированию православного мировоззрения способствуют: использование Православной Азбуки В. Крупина, работа над понятиями, возрождение духовного отношения к слову как бесценному Божественному дару, этимология слова, работа со Священным Писанием и святоотеческим наследием на уроках русского языка и литературы, рассуждение о нравственно-этических проблемах, использование библейских тем на уроках развития речи, церковно-славянский язык, иконография, духовная музыка, изобразительное искусство и архитектура, история и культура страны, использование духовно-нравственного потенциала, заложенного в предметах базисного учебного плана, участие в работе детского научного общества, проектная деятельность.

Религиозная культура является одним из источников становления русской классической литературы, музыки, изобразительного искусства. Поэтому знание ее традиций, системы образов, символики, Священного Писания, иконографии, духовной музыки используются как средство ду-ховно-нравственного воспитания учащихся. Через традиционное для русской культуры искусство дети постигают представления о высокой любви, о добре, о сердечности, о благородстве, о милосердии, о взаимопонимании.

Музыка русской православной церкви является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой культуры. Поэтому приобщение к духовным основам музыкальной культуры является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания в школе.

Таким образом, в процессе обучения создаются условия для непре-рывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание служат одной цели – целостному развитию личности ребёнка.

Содержание учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной, воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых.

Обучение и воспитание – единый процесс, который начинается на уроке и имеет обязательное продолжение во внеклассной работе (сеть кружков, факультативов, студий, мастерских), а весь уклад школьной жизни создаёт единое образовательное пространство, единую культурную среду.

В связи с этим школа представляет собой комплекс, включающий в себя общеобразовательную культурологическую школу с русским, православным компонентом с углубленным изучением отдельных предметов (иностранных языков и предметов эстетического цикла) и центр дополнительного образования, в который входят: воскресная, эстетическая, языковая школы, включающие хореографическую и изостудию; православный театр; мастерские народных ремёсел; детские научные общества; школьные музеи: «Светёлка», храм-музей св. Царственных мучеников.

Для создания успешного единого образовательного пространства необходимо подчинение всех сфер образовательной деятельности единой цели.

Основываясь на интеграции урочной и внеурочной деятельности, коллектив школы разработал сквозные воспитательные программы по направлениям: духовно – нравственное; гражданское; эстетическое; трудовое; физическое воспитание.

Цели воспитательных программ – конкретные свойства личности, на формирование которых направлена деятельность.

Цель программы духовно-нравственного воспитания – формирование ценностных ориентаций, способности к оценке и самооценке с точки зрения Православия, норм морали, этики, нравственности.

На уроках (в блоке основного образования) в предметном и дополнительном материале усваивается понятийная основа этих линий. В практической деятельности детей (блок дополнительного образования) усвоение общественно-значимых смыслов происходит как эмоциональное «проживание» и присвоение; в значимых для учащихся видах деятельности, в ситуациях выбора – как основа поведения, поступка, выбора.

Создаются условия для погружения в русский быт, традиции, культуру, историю для осмысления духовно-нравственных ценностей и ориентиров.

Разнообразные формы деятельности детей (участие в организации школьных праздников, благотворительных акциях, экскурсиях, проектах и т.д.), требующие их творчества, выбора позиции, способствуют выработке определенной линии поведения и оценки с позиции нравственности.

Данная модель образовательной системы отвечает запросам государства на формирование духовно-нравственной личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: