Характеризация институтов




 

Поскольку предназначение институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности человека, выделяют 5 институтов, соответствующих таким потребностям:

Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства и другие политические институты);

Потребности в добывании и производстве средств существования (экономические институты);

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования - в широком смысле, включая науку и культуру);

Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Предназначение социальных институтов, исполняемые ими роли, а также решаемые задачи, оказываемые услуги, достигаемые цели в их совокупности именуются функциями (от лат. functio - исполнение, осуществление). К числу универсальных функций, присущих всем институтам, относят функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.

. Наряду с универсальными, институтам присущи и специфические функции, например, открытие и передача новых знаний (для института науки и образования). В соответствии с классификацией, разработанной Г. и Дж. Ленски, культурным и образовательным институтам присущи функции коммуникации между членами общества.

. Помимо функций известны также и дисфункции социальных институтов. Под дисфункциями понимают такое воздействие социальных институтов на другие институты или на всё общество в целом, которое препятствует осуществлению ими своей деятельности. Иногда под дисфункциями прямо понимают негативное воздействие: "Это любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы". Попросту говоря, дисфункция - это вред, который помимо пользы, приносит социальный институт. Можно также сказать, что дисфункциональными являются такие проявления деятельности социальных институтов, которые ведут к ухудшению условий функционирования социальной системы.

. Кроме того, функции и дисфункции социальных институтов бывают явными, то есть отчётливо выраженными, в том числе официально заявленными, всеми осознанными и очевидными, и латентными, неявным, то есть скрытыми и неосознанными участниками социального процесса.

Латентные функции могут являться побочным эффектом деятельности социального института. Если явные функции, как правило, кодифицированы и закреплены в системе статусов и ролей, то особенностью латентных функций является их непреднамеренность и неожиданность в качестве результатов деятельности институтов или лиц, осуществляющих социальные практики. В связи с этим стоит отметить, что в широком смысле социальным институтом является социальное поведение любого типа, в то время как в узком это только социальное поведение, санкционированное обществом. Объективность существования института сочетается с его функционированием в интересах определённой социальной группы. Институт как социальная структура существует в форме стандартных способов поведения. Идея исторического развития и изменчивости институтов связана с представлениями о наличии противоречия между новыми социальными потребностями и старыми институциональными формами. Развитие социальной системы выражается в эволюции институтов. Общая тенденция при этом проявляет себя в снижении степени социальной регламентации и возрастании личной свободы индивида. К этому следует также добавить разрастание и усложнение системы институтов. Но противоречия между институтами и потребностями не исключают и межинституциональных противоречий, а также противоречий внутри самого института.

В свете изложенного, имеет смысл говорить об институциональности высшей школы. Это социальный институт образования, в функции которого входят передача знаний от поколения к поколению. Наличествуют соответствующие ценности, традиции, нормы, социальные роли и статусы. Наконец, есть институциональная инфраструктура в виде системы учебных заведений, изданий, общественных и государственных организаций и т.д. Помимо формальных, в нём присутствуют неформальные правила и нормы, а кроме того, латентные функции (и дисфункции также).

Данная категория непосредственно связана также со структурно-функциональным анализом общественной жизни. Социальный институт рассматривается как устойчивый комплекс формальных и неформальных принципов, правил, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему общества. Применительно к высшей школе понятие социального института подразумевает не отдельный и конкретный вуз, а особый и специфический комплекс норм и установлений, реализующийся в системе высшего образования и определяющий реляционные, регулятивные, социально-коммуникативные, социально-интегративные связи, отношения, роли и функции в обществе в гармоничном сопряжении своих собственных интересов и целей.

При таком понимании социального института определяющее значение приобретает его духовное основание. На нем выстраиваются идеалы и смыслы, которыми вдохновляется данное социальное образование, цели и задачи, которыми оно руководствуется в реализации своей миссии. Что же касается образования как социального института и его неотъемлемой завершающей ступени - высшей школы, то образование и воспитание оказывается непосредственно погруженным в духовную сферу. Если не впадать в обморок материализма и атеизма с их редукционистским исходом, то приходится осознать и принять в качестве основополагающего императива, что главное в человеке дух, его духовное самостояние. Со всей определенностью можно заключить, что высшая школа во всей своей институциональной структуре и совокупности функционала выполняет все возрастающую роль в формировании человеческого капитала. В нем и только в нем заключается и раскрывается подлинный и действительно неисчерпаемый мир богатства.

В наступившем веке экономических и производственных ограничений только человеческий капитал как ресурс поистине неисчерпаем в своих творческих и созидательных возможностях. Интеллектуально-информационный, социально-профессиональный, инновационно-преобразовательный ресурс в технико-технологических прорывах, культурно-образовательный, а главное - духовно-нравственный потенциал в человеческом капитале универсален, безграничен и фундаментален. Именно он развивает горизонты свободы человека во всех сферах его жизнедеятельности. Тем самым высшая школа как социальный институт опредмечивает самую субстанцию духовного богатства человеческого ресурса в становлении человека как личности, как субъекта социального творчества.

Система образования во всех своих звеньях и целостности формирует образ жизни и закрепляет основы общественного строя. В современных условиях высшая школа является одним из важнейших социальных институтов общественного воспроизводства, человекосозидания.

В отечественном обществознании не сложилось пока однозначного и позитивного отношения к институционализму как теоретико-методологическому направлению в научных исследованиях. Однако сама высшая школа своим основным, базовым и первичным звеном - институтом - формально вполне соответствует теории институционализма. Поэтому воспользоваться этим инструментарием для постановки и исследования проблем высшей школы представляется вполне обоснованным.

Высшая школа представляет собой расширяющийся и углубляющийся спектр общественно-полезной деятельности, выступает особым и целостным комплексом общественных и социальных взаимосвязей и отношений. На их основе вырастает специфическая формальная и неформальная структура организаций и учреждений. В сфере высшего образования складываются определённые нормы, принципы, обычаи, традиции и особая духовно-нравственная атмосфера, соответствующие административно-правовые установления. Высшая школа выполняет всё возрастающие социально-ролевые функции по подготовке высококвалифицированных кадров, трансляции духовно-нравственного опыта прошлых поколений, стабилизации и гармонизации общественных отношений.

Философия исследует онтологические и субстанциональные основания социального института, его аксиологические предикаты, социально-ролевой потенциал и сам способ социального воспроизводства новых генераций высококвалифицированных специалистов. В поле философского анализа входит изучение определяющего воздействия фундаментальных факторов общественной системы на социальный институт высшей школы.

Со всей мировоззренческой глубиной и ответственностью следует задаться основополагающим вопросом: какое основание имеет то или иное человеческое сообщество, та или иная социальная общность, тот или иной социальный институт, во имя чего они образуются и свидетельствуют о себе? Пусть медленно, но неуклонно приходит понимание и признание теоретического и практического первенства духовной жизни общества и человека над внешними, материальными и социальными формами бытия.

Процесс образования и воспитания должен быть увязан с социокультурной полисферой в целом и со всеми аспектами жизни общества. В современных условиях такая взаимосвязь должна быть рассмотрена с позиций воздействия образования на становление инновационной и эффективной экономики с духовно-нравственным миропорядком развития всех отраслей хозяйства, здравоохранения и культуры, сбережения народа и территории страны, экологии, обороны и национальной безопасности, важнейшими направлениями оптимального воспроизводства и достойными условиями социального жизнеобеспечения людей.

Созидание нового технико-технологического уклада уже сегодня требует качественного кадрового сопровождения, перехода к "знаниевой" экономике, а в перспективе - к становлению знаниевого общества. Речь идёт о воспроизводстве всех жизненно важных сфер бытия общества и самого человека на основе познания фундаментальных принципов и законов, применения их результатов в производственной и социальной практике.

Профессор Принстонского университета Ф. Махлуп ввёл специфическое понятие "сфера производства и распространения знания". А высшее образование он рассматривал как крупнейшую из отраслей производства и распространения знания.

Образование как социальный институт выражает целостную совокупность отношений, удовлетворяющих общественные потребности и личностные запросы. Правомерно рассматривать его как структуру и систему. В системном аспекте своего существования образование характеризуется устойчивостью, уровневостью, организованностью, способностью к саморегуляции, функциональностью, целеполаганием и целенаправленностью. Системообразующие факторы превращают несущие элементы всей образовательной совокупности высшей школы в качестве социального института как органично взаимодействующие и взаимообусловленные друг другом.

Существенными конституирующими признаками образовательной системы выступают многоуровневость, организованность, открытость/закрытость как варианты её существования во взаимодействии со средой. В структурном аспекте её отличает наличие взаимосвязей и взаимодействий между уровнями, целостность, наличие структурных единиц (компонентов), ограниченность в пространстве и времени, способность к саморегуляции, наличие актуальных признаков, ресурсов и потенциальных (скрытых, невыявленных) противоречий.

Можно рассматривать образование как обобщение и актуализацию человеческого опыта в самом широком аспекте. Образование представляет собой идеально-материальную систему. Уровни идеального характера и материального порядка пронизывают собой все структурные элементы и взаимосвязи высшей школы как духовно-социальной профессионально-образовательной системы.

Из общественного блага с низкой коммерческой привлекательностью и потенциального средства социальной сегрегации, так как в современном обществе большая часть классовых различий обусловлена разницей полученного образования (Ф. Фукуяма), высшее образование должно превратиться в интегрирующее начало, посредством которого молодое поколение приобщается к нравственным ценностям, духовным идеалам, культурным практикам и мировоззренческой общности своего народа. Однако ряд подходов к определению общественной природы высшего образования, складывающихся в последнее время в научной среде, указывают на такие аспекты рассматриваемого феномена, которые не укладываются в рамки привычных представлений. Обращает на себя внимание статья директора Центра социологических исследований Министерства образования и науки Ф.Э. Шереги "Дисфункциональность российского высшего профессионального образования". Автор выделяет онтогенетическую составляющую (источник внутреннего развития) высшего профессионального образования как противоречие между его функциями - интегрирующей и дифференцирующей. "Интегрирующая функция образования реализуется в процессе приобщения молодого поколения к культурным ценностям, нравственным идеалам и принципам мировоззрения, тем самым формируя социальную общность. Дифференцирующая функция образования реализуется в потенциальном "рассредоточении" молодого поколения по пирамидальным ячейкам социально-профессиональной структуры, внося в социальную общность противоречия, выраженные в различии экономических интересов элементов (групп) социальной структуры". "Таким образом, воспроизводство социальной структуры общества и тем самым существующих социально-классовых и социально-профессиональных противоречий есть прямая функция профессионального образования".

По мнению Ф. Шереги, существующая структура и система высшего профессионального образования в России воспроизводит консервативную социальную структуру. Он считает, что "порождённые этой социальной структурой распределительные отношения, естественно, сформируют у большой части молодёжи иждивенческую психологию, ориентированную на попечительскую роль государства, как это было в советский период". Центральная мысль автора - существующая система высшего профессионального образования России дисфункциональна, поскольку воспроизводит советскую структуру экономики и общества. Современной же России попросту не требуется такое количество профессионально образованных молодых людей. "Если молодёжь не захочет воспроизводить подобную консервативную социальную структуру, то неизбежно обострение противоречия между поколениями, вплоть до конфликтов".

Таким образом, по мнению Ф. Шереги, нынешняя структура и система высшего профессионального образования есть потенциальный источник конфликта. "Разрешение этого противоречия имеет две формы. Пассивную - эмиграцию молодёжи в государства, где социальная структура более прогрессивная и их интеллектуальный и энергетический потенциал, вероятно, будет востребован. Активную, нежелательную форму разрешения межпоколенческого конфликта - широкое распространение асоциального поведения....". По сути, здесь предлагается программа переустройства высшего профессионального образования страны, которое приведёт к его максимальному свёртыванию. Вместо полноценных, но "ненужных" экономике специалистов и аспирантов вузы будут готовить бакалавров, а введение ЕГЭ позволит "выкачивать" способную молодёжь из сёл и малых городов с их последующим трудоустройством в крупных городах, без перспективы возвращения на малую родину, где они попросту не нужны. Именно в этом и состоит истинная цель реформ в высшем образовании, она подразумевает изменение сознания народа, а отнюдь не пресловутую "интеграцию" в мировое сообщество и повышение качества образования посредством ЕГЭ. Статья Ф. Шереги - выражение программы определённых сил, осуществляющих сегодня вполне целенаправленную и последовательную политику в сфере образования. Цель её вполне понятна - это уничтожение качественного образования в России, низведение его до уровня суррогата, годного для страны-колонии. Отсутствие полноценной доктрины развития высшей школы и образования в целом обусловлено отсутствием стратегии развития самого государства. Двадцатилетний опыт реформирования и модернизации высшей школы убеждает в том, что все преобразования в ней соответствуют задачам "Русского проекта", разработанного американскими спецслужбами и утвержденного Конгрессом США еще в 1987 году.

Духовно-нравственная методология, методология идеал-реализма, позволяет понять, что образовательный продукт имеет всеобщую ценность, в нем воспроизведен опыт человечества, который не может быть присвоен одним социальным слоем.

Имеет место воспроизводство личностью общества в процессе образования и обществом личности. В процессе освоения знаний и получения образования личность воспроизводит в своем опыте опыт общества во всей его полноте и исторической протяженности. Не только родовой и племенной, не только национально-государственный, а всеобщий опыт человечества через образование становится достоянием личности и в ней воспроизводится в полном своем объеме. И только через образование воспроизводится личность в полноте своих духовно-интеллектуальных, моральных и иных аспектов. Всеобщий опыт человечества усваивается личностью. Личность находит себя в образовании и воспроизводится им. Образование личностно, персонально, его целью в конечном итоге является исторически определенная личность человека, проектируемая общественными целями. Происходит воспроизводство профессионально-квалификационной структуры, социального состава, социокультурной сферы, технико-экономического уклада, всего строя общественной жизни.

Высшая школа в формировании духовно-нравственного вектора социально-экономического развития современного российского общества

Духовно-нравственный вектор социально-экономического и в целом общественного развития непосредственно обусловлен и сопряжен с формированием образовательного потенциала современной России. Образование всех ступеней и уровней - это поистине сфера всеобщих интересов. В ней учится и занято до четверти всего населения нашей страны - учащихся детей и подростков в общеобразовательной школе и системе начального профессионального образования, студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждениях вместе с учительским и профессорско-преподавательским составом и штатом сотрудников. Образование в целом есть важнейший социальный институт и специфическая сфера общественного воспроизводства, призванная обеспечить всем гражданам равных возможностей для получения высокого уровня подготовки как основы благосостояния личности и ее социальной мобильности. Образование, особенно, на завершающих ступенях профессиональной подготовки будущих специалистов выступает стратегическим ресурсом стабильного развития страны и формирования социокультурного и духовного единства общества, зоной гражданского согласия, обеспечивающего гармонизацию социальных и межнациональных, местных и региональных, общероссийских и международных интересов. Сфера образования работает на все общество, здесь закладывается и формируется духовно-нравственный вектор общественного развития, определяется будущее страны.

Человек выступает решающей силой и важнейшим фактором достижения поставленных целей. А это предполагает постижение и осмысление экономики не только со стороны технико-технологических, конкретно-хозяйственных позиций, а прежде всего со стороны интересов самого человека, с социальных позиций. Необходимо, чтобы за каждым хозяйственным актом виделся человек с его потребностями, его мотивация, стремление создать достойные условия жизни людей, поднять уровень и качество жизни.

Многие экономические теории, концепции и принимаемые на их основе решения нежизнеспособны, когда в центр их внимания ставится не сам человек. Экономика, которая строится вне мира самого человека, вопреки его жизненным потребностям и интересам, приобретает уродливый характер. Она закладывает мины замедленного действия под свой собственный экономический фундамент. Чисто экономические, прагматические и рационалистические соображения достижения выгоды, рентабельности, прибыльности и экономической целесообразности в отрыве и противопоставлении их социальной и духовно-нравственной составляющей могут оказаться весьма эфемерными и, в конечном счете, разрушительными для общества и человека.

Властным императивом современной социально-экономической теории и практики выступает необходимость и потребность социально-гуманитарного, системного подхода к экономике. Как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов - предприятий, фирм, корпораций, так и на макроуровне функционирования социально-экономической системы и общества в целом. На первое место выступает проблема капитализации вложений и инвестиций в самого человека, гуманизации сферы производства, очеловечивания всей инфраструктуры социального воспроизводства личности.

 


 

Заключение.

 

Высшая школа является важным стратегическим ресурсом осуществляемых в российском обществе изменений. С ее деятельностью связаны ускорение процессов обновления, экономического "прорыва", стабилизации общественной жизни. Вместе с тем, проведенный анализ показал, что преобразования отечественной высшей школы осуществляются крайне медленно и неэффективно, на ее функционировании продолжают отражаться кризисные процессы, наблюдаемые в обществе.

Подводя итоги исследования и обобщая некоторые выводы, следует особо отметить, что трансформационным процессам в высшей школе до недавнего времени не уделялось должное внимание, что в значительной степени и определило затруднения и неудачи ее реформирования. Трансформация отечественной высшей школы как любой социокультурный процесс во многом носит перманентный и латентный характер и осуществляется под влиянием разнообразных факторов: социальной динамики, информационной революции, глобализации, регионализации общественной жизни, системного кризиса и т.д.

Этот вывод подтверждают и эмпирические исследования, посвященные изучению трансформационных изменений в отечественной высшей школе, которые показали, что в ней всегда возможна реализация разнонаправленных и взаимоисключающих социокультурных процессов, имеющих различные вектора направленности. Поэтому дальнейшая разработка проблем модернизации образования и в частности высшей школы должна опираться на социологические исследования, выявляющие позитивные и негативные тенденции, потенциал и консолидирующие механизмы развития высшей школы.

Современную высшую школу необходимо ориентировать на опережающее развитие общества. Опережение может быть подготовлено преднамеренными и постоянными изменениями, которые требуют, в свою очередь, разработки стратегии высшей школы в нестабильном окружении, решения проблем самоидентификации в условиях постоянных общественных изменений. К таким изменениям относят: быстрый рост образованности общества, всестороннее влияние новых технологий, возрастающие требования к качеству высшего образования, возрастание альтернативных моделей передачи знаний (дистанционное, корпоративное и др.), необходимость поддерживать принципы разнообразия высшего образования, общедоступности и ответственности высшей школы перед обществом.

В то же время высшая школа как социальный институт постоянно стремится к устойчивому состоянию, поэтому не приемлет радикальных изменений. Такие формы, как преподавание и научные исследования (для преподавателей), обучение и внеучебная деятельность (для студентов) должны постоянно совершенствоваться, не разрушая всего внутреннего уклада, организации жизни высшей школы, ее академической среды. Пути трансформации высшей школы находятся в области пересмотра основных функций: преподавания, исследовательской деятельности, предоставления услуг и не должны искажать ценностей и исторических целей академического сообщества.

Ценностное понимание предназначения высшей школы базируется на инновационной концепции ее развития, расширяющей ее познавательных возможностей, предполагающей использование принципов междисциплинарности и проблемной ориентированности, форм обучения, ориентированных на практику. Университет традиционно выполняет две миссии: распространение знаний и проведение исследований. В настоящее время высшие учебные заведения все более вовлекаются в решение задач регионального развития, поэтому усиливается третья миссия университета как социокультурного центра, системообразующего фактора развития регионального сообщества. Культурная миссия современных университетов - не только в сохранении ценностей, но и в формировании нового образа жизни. Все чаще региональные университеты ориентируют свою деятельность на промышленность и социальную инфраструктуру региона, прогнозируя его развития. Возрастает роль третьей миссии и в постиндустриальном обществе.

Этот вывод подтверждают и эмпирические исследования, посвященные изучению трансформационных изменений в отечественной высшей школе, которые показали, что в ней всегда возможна реализация разнонаправленных и взаимоисключающих социокультурных процессов, имеющих различные вектора направленности. Поэтому дальнейшая разработка проблем модернизации образования и в частности высшей школы должна опираться на социологические исследования, выявляющие позитивные и негативные тенденции, потенциал и консолидирующие механизмы развития высшей школы.

Современную высшую школу необходимо ориентировать на опережающее развитие общества. Опережение может быть подготовлено преднамеренными и постоянными изменениями, которые требуют, в свою очередь, разработки стратегии высшей школы в нестабильном окружении, решения проблем самоидентификации в условиях постоянных общественных изменений. К таким изменениям относят: быстрый рост образованности общества, всестороннее влияние новых технологий, возрастающие требования к качеству высшего образования, возрастание альтернативных моделей передачи знаний (дистанционное, корпоративное и др.), необходимость поддерживать принципы разнообразия высшего образования, общедоступности и ответственности высшей школы перед обществом.

В то же время высшая школа как социальный институт постоянно стремится к устойчивому состоянию, поэтому не приемлет радикальных изменений. Такие формы, как преподавание и научные исследования (для преподавателей), обучение и внеучебная деятельность (для студентов) должны постоянно совершенствоваться, не разрушая всего внутреннего уклада, организации жизни высшей школы, ее академической среды. Пути трансформации высшей школы находятся в области пересмотра основных функций: преподавания, исследовательской деятельности, предоставления услуг и не должны искажать ценностей и исторических целей академического сообщества.

Ценностное понимание предназначения высшей школы базируется на инновационной концепции ее развития, расширяющей ее познавательных возможностей, предполагающей использование принципов междисциплинарности и проблемной ориентированности, форм обучения, ориентированных на практику. Университет традиционно выполняет две миссии: распространение знаний и проведение исследований. В настоящее время высшие учебные заведения все более вовлекаются в решение задач регионального развития, поэтому усиливается третья миссия университета как социокультурного центра, системообразующего фактора развития регионального сообщества. Культурная миссия современных университетов - не только в сохранении ценностей, но и в формировании нового образа жизни. Все чаще региональные университеты ориентируют свою деятельность на промышленность и социальную инфраструктуру региона, прогнозируя его развития. Возрастает роль третьей миссии и в постиндустриальном обществе.

Подведя итоги, формулируются основные выводы, определяются новые проблемы, требующие дальнейшего анализа в данной сфере. Основные выводы исследования сводятся к следующему:

. Негосударственное высшее образование является альтернативным по отношению к государственному, так как предоставляет человеку более широкую возможность выбора образовательного учреждения.

. Отношение к негосударственному образованию в нашей стране сложное и противоречивое, что обусловлено современной социально-экономической ситуацией и сложившимся менталитетом общества. Негосударственное образование обладает ярко выраженной высокой общественной и государственной значимостью и перспективностью. Его нельзя рассматривать в качестве временной кризисной формы образования.

. Ряд вопросов требует дальнейшего изучения: коррекция государственной политики в области образования, которая заключается в необходимости создания федеральной законодательно-правовой базы негосударственного сектора образования; создание условий обеспечения конкурентоспособности негосударственных вузов (реализация выделенных в диссертационном исследовании компонентов качества образования), разработка концепции негосударственного образования.

Осуществляется под влиянием разнообразных факторов: социальной динамики, информационной революции, глобализации, регионализации общественной жизни, системного кризиса и т.д.

 


 

Список литературы

[1] https://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/53535/

[2] https://www.dissercat.com/content/transformatsionnye-protsessy-v-sovremennoi-vysshei-shkole-rossii-sotsiologicheskii-aspekt?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: