Сущность налогов и налогообложения. Налоговая система Республики Беларусь




Основные вопросы:

1. Основные понятия и сущность налогообложения.

2. Классификация налогов.

3. Налоговое администрирование в Республике Беларусь.

4. Налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь.

1.5.1. Основные понятия и сущность налогообложения

Обширные функции современного государства в экономической сфере и высо-

кий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государ-

ственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего пра-

вопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения ко-

торой являются налоги.

Основными категориями налогообложения являются:

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет,

установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределе-

ния части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосудар-

ственных потребностей.

Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране,

определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга

юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Субъект налога (плательщик) - это юридическое или физическое лицо, которое

обязано платить налог.

Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар,

добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат об-

ложению налогом.

Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты,

дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.

Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате

учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения

налоговой ставки.

Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения.

Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой суммы.

Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплатель-

щиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в мень-

шем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законо-

дательно.

Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическо-

му внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.

Налоговая система государства - это совокупность действующих в данном госу-

дарстве существенных условий налогообложения.

Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью,

хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределе-

ния национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих от-

ношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство вы-

ступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке пра-

вила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозврат-

ности. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а при-

водным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный ха-

рактер взимания.

Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвы-

чайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным

функциям:

. фискальная – обеспечивает формирование доходов государства, создает мате-

риальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть нацио-

нального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками

процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на раз-

витие экономики в нужном направлении;

. регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие

экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции

между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция

реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокуп-

ность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изме-

нения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения

общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих де-

ловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны;

. стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование пла-

тельщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта

государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул.

Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением опти-

мального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и

производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.

Система налогообложения государства базируется на определенных принципах,

основными из которых являются:

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (по-

шлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы

(пошлины) и иные взносы и платежи.

3. Налогообложение основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате,

наносящих ущерб национальной безопасности страны, ее территориальной целостно-

сти, политической и экономической стабильности.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо диффе-

ренцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения

товаров в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.

Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодатель-

стве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс; Декреты, Указы и распоряжения

Президента, Постановления Правительства, Нормативные правовые акты республи-

канских органов государственного управления, органов местного управления и само-

управления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

Налоговая система государства складывается в результате его исторического

развития под влиянием множества факторов. Характеристика налоговой системы

прежде всего основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя

(налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же

время определяющее значение имеют политико-правовые факторы, определяющие

распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля централь-

ных и местных органов государственной власти.

Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность

предусмотренных налоговым законодательством налогов, сборов (пошлин); порядка

их установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщи-

ков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами нало-

гового законодательства; а так же форм и методов налогового контроля.

1.5.2. Классификация налогов

Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по раз-

личным признакам. Основными классификационными признаками являются:

1. В зависимости от каналов поступления различают:

. республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным

правительством на основании государственного законодательства и направляются в

государственный бюджет), к которым относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налоги на доходы;

подоходный налог с физических лиц;

экологический налог;

налоги с пользователей природных ресурсов;

налоги на имущество;

земельный налог;

дорожные налоги и сборы;

таможенная пошлина и таможенные сборы;

гербовый сбор;

оффшорный сбор;

консульский сбор;

экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям нацио-

нальных парков и заповедников;

государственная пошлина;

регистрационные и лицензионные сборы;

патентные пошлины;

. местные или региональные налоги (взимаются местными органами управле-

ния на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым от-

носятся:

налог с розничных продаж;

налог за услуги;

налог на рекламу и др.;

2. По видам плательщиков:

- взимаемые с юридических лиц,

- взимаемые с физических лиц.

3. По способу изъятия:

. прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и

физических лиц, к которым относятся:

. реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на

основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налого-

плательщика. К ним относятся:

. земельный налог,

. налог с объектов строений,

. налог с владельцев транспортных средств,

. личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц,

взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых прини-

мается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:

. подоходный налог с населения,

. налог на прибыль предприятий,

. налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на террито-

рии страны;

. налог на доходы.

. косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

акциз – налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового произ-

водства,

налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной

стоимости,

таможенная пошлина – косвенный налоги на импортные или экспортные това-

ры, поступающие в доход бюджета государства.

4. По объекту обложения:

. платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:

. НДС,

. Акцизы,

. Налог на продажу в розничной торговле,

. Налог с продаж автомобильного топлива,

. Таможенные сборы.

. платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:

. отчисления в Фонд социальной защиты населения,

. платежи за землю,

. экологический налог,

. отчисления в центральные инновационные фонды,

. сбор на содержание и размещение отходов,

. государственная пошлина.

. платежи, уплачиваемые из прибыли:

. налог на недвижимость,

. налог на доходы,

. налог на прибыль,

. транспортный сбор,

. сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.

. сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

. оффшорный сбор – объектом налогообложения является перечисление денеж-

ных средств резидентом нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.

1.5.3. Налоговое администрирование в Республике Беларусь

Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого госу-

дарства – это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины

налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие

на жизнь общества.

В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали тра-

диции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Боль-

шинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказа-

лось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в

бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление нало-

гов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства.

Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структу-

ры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением

законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработ-

ку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налого-

плательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства

финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная гос-

ударственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение по-

следующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась:

это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров

Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь.

И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании си-

стемы республиканских органов государственного управления и иных государствен-

ных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государствен-

ный налоговый комитет был преобразован в Министерство по налогам и сборам Рес-

публики Беларусь.

В Беларуси к числу государственных органов, осуществляющих налоговое ад-

министрирование, относятся также таможенные и иные государственные органы, об-

ладающие полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета государ-

ственного контроля).

Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования,

предопределяет содержание их деятельности и функции.

Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и обязанности

должностных лиц налоговых органов изложены в Законе «О государственной налого-

вой инспекции Республики Беларусь».

Основные задачи налоговых органов – это:

1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и предприниматель-

стве,

2. Обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения

налогов в бюджет,

3. Обеспечение учета налогов,

4. Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства

и организации работы государственных налоговых органов,

5. Осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции,

6. Предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,

7. Привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, преду-

смотренных законодательством о налогах и предпринимательстве,

8. Подготовка налоговых соглашений с другими государственными, осуществ-

ление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы,

9. Издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взи-

мания налогов.

Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые по-

следствия и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание

инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управ-

ления принято считать организационные действия.

Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налого-

вый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и свое-

временностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных

платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и по-

следующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зави-

сит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей

организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий

контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уров-

нем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в

целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как по-

казывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития ком-

пьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля

утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль,

непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки

и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с после-

дующим контролем.

Основными условиями осуществления налогового контроля являются учет нало-

гоплательщиков и учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль

проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов

налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внепла-

новые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим и пра-

вовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими

нормативными правовыми актами.

Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи налогового администри-

рования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от

эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется прежде все-

го возможностями самой экономики.

1.5.4. Налоги, уплачиваемые Республике Беларусь

Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:

1. Налог на добавленную стоимость. Плательщиками налога являются организа-

ции и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением това-

ров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством Бе-

ларуси, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорус-

ских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной другой банков-

ский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров

(работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на

территории Беларуси; обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных

прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы Беларуси; товары, вво-

зимые на таможенную территорию Беларуси.

Зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость заключается в

том, что налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы,

услуги) получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ,

услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет. В свою оче-

редь каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары (рабо-

ты, услуги) в пользу других субъектов хозяйствования и при этом также, кроме стои-

мости товара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница между полу-

ченным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или

возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицатель-

ная.

С 01.01.2005г. вступило в силу Соглашение между Правительством Беларуси и

Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов

при экспорте или импорте товаров, выполнения работ, оказании услуг, следователь-

но, с 2005 года при экспорте товаров применяется принцип взимания налога на до-

бавленную стоимость по стране назначения – освобождение от налога экспортируе-

мых (ввозимых) товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.

Ставки налога на добавленную стоимость:

0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению,

погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с

реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая

транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из да-

вальческого сырья (материалов).

10%: при реализации производимой на территории Беларуси продукции растени-

еводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприяти-

ями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Со-

ветом Министров Беларуси по согласованию с Президентом Беларуси; при ввозе на

таможенную территорию Беларуси продовольственных товаров и товаров для детей

по перечням, определяемым Советом Министров Беларуси по согласованию с Прези-

дентом Беларуси.

18%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),

9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным це-

нам с учетом НДС,

15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным це-

нам с учетом НДС.

Освобождаются от налогообложения НДС обороты от реализации на территории

РБ:

. лекарственные средства, а также медицинская техника,

. услуги по уходу за больными,

. услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях,

. услуги в сфере образования, связанные с учебным процессом,

. жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению,

. услуги по перевозке пассажиров государственным транспортом,

. услуги связи населению,

. услуги адвокатов населению.

2. Акцизы. Плательщиками акцизов являются: организации и индивидуальные

предприниматели производящие подакцизные товары, ввозящие их на таможенную

территорию Беларуси и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию

Беларуси подакцизные товары; филиалы, представительства и иные обособленные

подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий ли-

бо иной банковский счет.

Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении по-

дакцизных товаров ставок акцизов определяется:

а) по произведенным подакцизным товарам:

. как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении, в

отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов,

. как стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен

без учета акцизов, на которые установлены адвалорные ставки акцизов,

б) по подакцизным товарам, ввозимых на таможенную территорию Беларуси:

. как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отно-

шении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов,

. как таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы тамо-

женной пошлины ми сборов за таможенное оформление, - по подакцизным товарам, в

отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов,

в) при реализации ввезенных на таможенную территорию Беларуси подакцизных

товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, - как стои-

мость (без учета акцизов) реализованных товаров,

г) при реализации ввезенных на таможенную территорию Беларуси без уплаты

акцизов подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфи-

ческие) ставки акцизов, - как объем реализованных подакцизных товаров в натураль-

ном выражении.

При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных то-

варов) в облагаемый оборот включается фактически отгруженные (переданные, ис-

пользованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.

При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производ-

ства, обмене с участием подакцизных товаров, их передаче безвозмездно или по це-

нам ниже рыночных объектом налогообложения являются:

. по товарам, на которые установлены твердые ставки акцизов, - объем таких

товаров,

. по товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов,- стоимость

подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без уче-

та акцизов на аналогичные товары собственного производства на момент передачи

готовых товаров, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен, сложившихся в дан-

ном регионе на аналогичны товары в предыдущем отчетном периоде.

Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимых за пределы Бела-

руси. Указанное положении не распространяется на подакцизные товары, экспорти-

руемые из Беларуси в государства – участники Содружества Независимых Государств

(кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание ак-

цизов по принципу страны назначения). Подакцизные товары, вывозимые в порядке

товарообмена подлежат обложению акцизами.

Сумма акцизов, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и

ввозимым с территорий государств – участников Содружества Независимых Госу-

дарств, уменьшатся на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их проис-

хождения. Настоящее положение применяется на условиях взаимности в порядке,

определяемом Советом Министров Беларуси.

Акцизами облагаются следующие товары:

. спирт технический,

. алкогольная продукция,

. табачная продукция,

. нефть и нефтепродукты,

. ювелирные изделия,

. легковые автомобили и микроавтобусы.

На всей территории Беларуси действуют единые ставки акцизов как для товаров,

произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками

акцизов на таможенную территорию РБ и (или) реализуемых на таможенной террито-

рии Беларуси. Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме

на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические)

ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов

устанавливаются Советом Министров Беларуси по согласованию с Президентом Бе-

ларуси.

Сумма акциза рассчитывается следующими способами:

. сумма акцизов по товарам, на которые установлены адвалорные ставки:

А=Н*С/100, где А – сумма акциза, Н – стоимость товара без акциза, С- ставка

акциза в %.

. сумма акцизов по товарам, на которые установлены твердые ставки:

А=V*С, где А – сумма акциза, V – объем продукции в натуральном выражении,

С – ставка акциза.

Расчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Окончательный расчет должен быть произведен не позднее 22 числа месяца, следу-

ющего за отчетным.

3. Налог с продаж товаров в розничной торговле. Плательщиками сбора являют-

ся организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с законодатель-

ством; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организа-

ций, как имеющие, так и не имеющие обособленного баланса и текущего и иного

банковского счета, которые уплачивают налог в бюджет по месту получения выруч-

ки. Объектом обложения являются операции по реализации в розничной торговой се-

ти товаров.

Ставки налогов:

15% - по товарам, ввезенным на таможенную территорию РБ и выпущенных в

сводное обращение в Беларуси,

5% - других товаров, включая товары, реализуемые в магазинах беспошлинной

торговли, а также соки, нектары, консервы овощные и фруктово-ягодные, мед, кофе,

стиральные машины, электропылесосы, электроутюги, магнитофоны, видеокамеры,

фотоаппараты, ввезенные на таможенную территорию Беларуси и выпущенные в сво-

бодное обращение в Беларуси.

Освобождаются от уплаты налога:

1. Организации розничной торговли, расположенные в сельской местности, за

исключением реализации ликероводочных и табачных изделий,

2. Организации общественного питания, уплачивающие налог на услуги,

3. Организации и индивидуальные предприниматели, используемые труд инва-

лидов, численность которых составляет более 50% списочной численности работни-

ков в среднем за отчетный месяц,

4. Религиозные организации.

Налогом на продажу не облагается:

. ритуальные принадлежности,

. книжная и печатная продукция,

. медицинская техника,

. зоологические товары,

. обручальные кольца.

. телефонные карточки,

. лотерейные билеты.

Налог с продаж рассчитывается как:

НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.

Плательщик налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предо-

ставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленного налога. Уплата нало-

га производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

4. Налог с продаж автомобильного топлива. Плательщиками налога являются ре-

ализующие на территории Беларуси автомобильное топливо организации и индиви-

дуальные предприниматели; филиалы, представительства и иные обособленные под-

разделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо

иной банковский счет. Объектом налогообложения признаются операции по реализа-

ции автомобильного топлива на территории Беларуси. Налог исчисляется по ставке

25% от стоимости реализуемого автомобильного топлива, исчисленной исходя из цен

без учета НДС.

Налог с продаж автомобильного топлива уплачивается ежемесячно. За текущий

месяц вносятся авансовые платежи по пятидневкам в размере 1/6 суммы налога,

уплаченного в предыдущем месяце с последующим перерасчетом исходя из фактиче-

ской реализации. Расчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего

за отчетным. Разница между суммой авансовых платежей и начисленной суммой

налога уплачивается не позднее 22 числа.

Налоги, уплачиваемые из валовой выручки, включают в себя:

1. Налог при упрощенной системе налогообложения. Плательщиками налога яв-

ляются предприятия и предприниматели со среднемесячной численностью работни-

ков до 15 человек имеют право на применение упрощенной системы налогообложе-

ния, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они пре-

тендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная вы-

ручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 базовых вели-

чин, установленных в данный период законодательством Беларуси. Вновь созданные

предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные

предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня

своего создания. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообло-

жения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (ра-

бот, услуг) за отчетный период. Валовая выручка определяется как сумма выручки от

реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереа-

лизационных операций. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения

устанавливается в размере 10% от валовой выручки.

2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Пла-

тельщиками налога являются производители сельскохозяйственной продукции, у ко-

торых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме

цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства),

рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% от общей выручки за предыду-

щий финансовый год. Объектом налогообложения является валовая выручка, которая

определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг),

иного имущества и доходов от внереализационных операций. Ставка единого налога

установлена в размере 2% от валовой выручки.

Налоги, относимые на себестоимость продукции, включают:

1. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог). Пла-

тельщиками налога являются: юридические лица Беларуси, иностранные юридиче-

ские лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные

группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридиче-

ских лиц Беларуси, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский

счет; организации, финансируемые из бюджета.

Налогом облагаются:

. Объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;

. Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

. Объемы переработанной нефти и нефтепродуктов;

. Объемы перемещаемых по территории РБ нефти и нефтепродуктов;

. Объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отхо-

дов;

. Объемы размещения товаров, помещенных под таможенный режим уничто-

жения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся

в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

. Объемы полезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюд-

жета месторождениях, в стоимостном выражении.

Налог состоит из:

. Платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или

загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов про-

изводства в пределах установленных лимитов, сверх установленных либо без уста-

новленных лимитов в случаях, предусмотренных законодательством;

. Платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществ-

ляющими переработку нефти;

. Платежей за перемещение по территории Беларуси нефти и нефтепродуктов;

. Платежей за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюд-

жета.

Ставки налога за использование природных ресурсов и за выбросы загрязняю-

щих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров РБ по пред-

ставлению специально на то уполномоченных государственных органов.

2. Платежи за землю (земельный налог). Плательщиками налога являются юри-

дические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки

предоставлены во владение, пользование либо в собственность.

Земельным налогом облагаются земли:

. сельскохозяйственного назначения,

. населенных пунктов,

. промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,

. лесного фонда,

. водного фонда.

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местополо-

жения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятель-

ности землевладельца, землепользователя и собственника земель. Размер земельного

налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным кадаст-

ровой оценки земли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксиро-

ванных платежей за гектар земельной площади.

Налоги, уплачиваемые из прибыли включают в себя:

1. Налог на прибыль. Плательщиками налога являются: юридически лица Бела-

руси, иностранные юридические лица и международные организации, простые това-

рищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные

подразделения юридических лиц Беларуси, имеющие отдельный баланс и текущий

либо иной банковский счет. Прибыль организации облагается налогом по ставке 24%.

Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации

товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереали-

зационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

2. Налоги на доходы подразделяются на:

- налог на доходы по дивидендам и приравненным к ним доходам. Плательщика-

ми налога являются юридически лица (включая иностранные юридические лица). Ди-

виденды и приравненные к ним доходы, начисленные организациями, облагаются по

ставке 15%.

- налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности. Плательщи-

ками налога являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, стра-

ховые и перестраховочные организации, а также иные юридические лица, получив-

шие доходы от операций с ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-

финансовыми учреждениями и страховыми организациями исчисляется и уплач



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: