Основные вопросы:
1. Основные понятия и сущность налогообложения.
2. Классификация налогов.
3. Налоговое администрирование в Республике Беларусь.
4. Налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь.
1.5.1. Основные понятия и сущность налогообложения
Обширные функции современного государства в экономической сфере и высо-
кий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государ-
ственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего пра-
вопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения ко-
торой являются налоги.
Основными категориями налогообложения являются:
Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет,
установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределе-
ния части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосудар-
ственных потребностей.
Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране,
определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга
юридических и физических лиц, облагаемых налогами.
Субъект налога (плательщик) - это юридическое или физическое лицо, которое
обязано платить налог.
Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар,
добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат об-
ложению налогом.
Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты,
дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.
Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате
учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения
налоговой ставки.
Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения.
Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.
Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой суммы.
Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплатель-
щиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в мень-
шем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законо-
дательно.
Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическо-
му внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.
Налоговая система государства - это совокупность действующих в данном госу-
дарстве существенных условий налогообложения.
Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью,
хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределе-
ния национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих от-
ношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство вы-
ступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке пра-
вила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозврат-
ности. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а при-
водным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный ха-
рактер взимания.
Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвы-
чайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным
функциям:
. фискальная – обеспечивает формирование доходов государства, создает мате-
риальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть нацио-
нального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками
процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на раз-
витие экономики в нужном направлении;
. регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие
экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции
между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция
реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокуп-
ность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изме-
нения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения
общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих де-
ловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны;
. стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование пла-
тельщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта
государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул.
Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением опти-
мального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и
производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.
Система налогообложения государства базируется на определенных принципах,
основными из которых являются:
1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (по-
шлины), по которым это лицо признается плательщиком.
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы
(пошлины) и иные взносы и платежи.
3. Налогообложение основывается на признании всеобщности и равенства.
4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате,
наносящих ущерб национальной безопасности страны, ее территориальной целостно-
сти, политической и экономической стабильности.
5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо диффе-
ренцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения
товаров в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.
Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодатель-
стве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс; Декреты, Указы и распоряжения
Президента, Постановления Правительства, Нормативные правовые акты республи-
канских органов государственного управления, органов местного управления и само-
управления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговая система государства складывается в результате его исторического
развития под влиянием множества факторов. Характеристика налоговой системы
прежде всего основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя
(налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же
время определяющее значение имеют политико-правовые факторы, определяющие
распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля централь-
ных и местных органов государственной власти.
Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность
предусмотренных налоговым законодательством налогов, сборов (пошлин); порядка
их установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщи-
ков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами нало-
гового законодательства; а так же форм и методов налогового контроля.
1.5.2. Классификация налогов
Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по раз-
личным признакам. Основными классификационными признаками являются:
1. В зависимости от каналов поступления различают:
. республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным
правительством на основании государственного законодательства и направляются в
государственный бюджет), к которым относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налоги на доходы;
подоходный налог с физических лиц;
экологический налог;
налоги с пользователей природных ресурсов;
налоги на имущество;
земельный налог;
дорожные налоги и сборы;
таможенная пошлина и таможенные сборы;
гербовый сбор;
оффшорный сбор;
консульский сбор;
экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям нацио-
нальных парков и заповедников;
государственная пошлина;
регистрационные и лицензионные сборы;
патентные пошлины;
. местные или региональные налоги (взимаются местными органами управле-
ния на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым от-
носятся:
налог с розничных продаж;
налог за услуги;
налог на рекламу и др.;
2. По видам плательщиков:
- взимаемые с юридических лиц,
- взимаемые с физических лиц.
3. По способу изъятия:
. прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и
физических лиц, к которым относятся:
. реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на
основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налого-
плательщика. К ним относятся:
. земельный налог,
. налог с объектов строений,
. налог с владельцев транспортных средств,
. личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц,
взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых прини-
мается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:
. подоходный налог с населения,
. налог на прибыль предприятий,
. налог на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на террито-
рии страны;
. налог на доходы.
. косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:
акциз – налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового произ-
водства,
налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной
стоимости,
таможенная пошлина – косвенный налоги на импортные или экспортные това-
ры, поступающие в доход бюджета государства.
4. По объекту обложения:
. платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:
. НДС,
. Акцизы,
. Налог на продажу в розничной торговле,
. Налог с продаж автомобильного топлива,
. Таможенные сборы.
. платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:
. отчисления в Фонд социальной защиты населения,
. платежи за землю,
. экологический налог,
. отчисления в центральные инновационные фонды,
. сбор на содержание и размещение отходов,
. государственная пошлина.
. платежи, уплачиваемые из прибыли:
. налог на недвижимость,
. налог на доходы,
. налог на прибыль,
. транспортный сбор,
. сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.
. сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:
. оффшорный сбор – объектом налогообложения является перечисление денеж-
ных средств резидентом нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.
1.5.3. Налоговое администрирование в Республике Беларусь
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого госу-
дарства – это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины
налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие
на жизнь общества.
В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали тра-
диции рыночного хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Боль-
шинство государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказа-
лось не готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в
бюджет осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление нало-
гов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства.
Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структу-
ры, обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением
законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей разработ-
ку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налого-
плательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства
финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная гос-
ударственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В течение по-
следующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась:
это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров
Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь.
И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании си-
стемы республиканских органов государственного управления и иных государствен-
ных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государствен-
ный налоговый комитет был преобразован в Министерство по налогам и сборам Рес-
публики Беларусь.
В Беларуси к числу государственных органов, осуществляющих налоговое ад-
министрирование, относятся также таможенные и иные государственные органы, об-
ладающие полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета государ-
ственного контроля).
Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования,
предопределяет содержание их деятельности и функции.
Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и обязанности
должностных лиц налоговых органов изложены в Законе «О государственной налого-
вой инспекции Республики Беларусь».
Основные задачи налоговых органов – это:
1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и предприниматель-
стве,
2. Обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения
налогов в бюджет,
3. Обеспечение учета налогов,
4. Разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства
и организации работы государственных налоговых органов,
5. Осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции,
6. Предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
7. Привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, преду-
смотренных законодательством о налогах и предпринимательстве,
8. Подготовка налоговых соглашений с другими государственными, осуществ-
ление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы,
9. Издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взи-
мания налогов.
Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.
Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые по-
следствия и осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание
инструкций, методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управ-
ления принято считать организационные действия.
Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налого-
вый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и свое-
временностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных
платежей. По временному критерию различаются предварительный, текущий и по-
следующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зави-
сит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей
организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий
контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уров-
нем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в
целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как по-
казывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития ком-
пьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля
утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль,
непосредственно связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки
и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в равной мере сочетаться с после-
дующим контролем.
Основными условиями осуществления налогового контроля являются учет нало-
гоплательщиков и учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль
проводиться посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов
налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внепла-
новые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим и пра-
вовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются соответствующими
нормативными правовыми актами.
Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи налогового администри-
рования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от
эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется прежде все-
го возможностями самой экономики.
1.5.4. Налоги, уплачиваемые Республике Беларусь
Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:
1. Налог на добавленную стоимость. Плательщиками налога являются организа-
ции и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением това-
ров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством Бе-
ларуси, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорус-
ских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной другой банков-
ский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на
территории Беларуси; обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных
прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы Беларуси; товары, вво-
зимые на таможенную территорию Беларуси.
Зачетный метод исчисления налога на добавленную стоимость заключается в
том, что налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы,
услуги) получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ,
услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет. В свою оче-
редь каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары (рабо-
ты, услуги) в пользу других субъектов хозяйствования и при этом также, кроме стои-
мости товара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница между полу-
ченным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или
возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицатель-
ная.
С 01.01.2005г. вступило в силу Соглашение между Правительством Беларуси и
Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов
при экспорте или импорте товаров, выполнения работ, оказании услуг, следователь-
но, с 2005 года при экспорте товаров применяется принцип взимания налога на до-
бавленную стоимость по стране назначения – освобождение от налога экспортируе-
мых (ввозимых) товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.
Ставки налога на добавленную стоимость:
0%: при реализации экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению,
погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с
реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая
транзитные перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из да-
вальческого сырья (материалов).
10%: при реализации производимой на территории Беларуси продукции растени-
еводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприяти-
ями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Со-
ветом Министров Беларуси по согласованию с Президентом Беларуси; при ввозе на
таможенную территорию Беларуси продовольственных товаров и товаров для детей
по перечням, определяемым Советом Министров Беларуси по согласованию с Прези-
дентом Беларуси.
18%: во всех других случаях реализации товаров (работ, услуг),
9.09%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным це-
нам с учетом НДС,
15.25%: при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным це-
нам с учетом НДС.
Освобождаются от налогообложения НДС обороты от реализации на территории
РБ:
. лекарственные средства, а также медицинская техника,
. услуги по уходу за больными,
. услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях,
. услуги в сфере образования, связанные с учебным процессом,
. жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению,
. услуги по перевозке пассажиров государственным транспортом,
. услуги связи населению,
. услуги адвокатов населению.
2. Акцизы. Плательщиками акцизов являются: организации и индивидуальные
предприниматели производящие подакцизные товары, ввозящие их на таможенную
территорию Беларуси и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию
Беларуси подакцизные товары; филиалы, представительства и иные обособленные
подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий ли-
бо иной банковский счет.
Объект обложения акцизами в зависимости от установленных в отношении по-
дакцизных товаров ставок акцизов определяется:
а) по произведенным подакцизным товарам:
. как объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении, в
отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов,
. как стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен
без учета акцизов, на которые установлены адвалорные ставки акцизов,
б) по подакцизным товарам, ввозимых на таможенную территорию Беларуси:
. как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отно-
шении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов,
. как таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы тамо-
женной пошлины ми сборов за таможенное оформление, - по подакцизным товарам, в
отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов,
в) при реализации ввезенных на таможенную территорию Беларуси подакцизных
товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, - как стои-
мость (без учета акцизов) реализованных товаров,
г) при реализации ввезенных на таможенную территорию Беларуси без уплаты
акцизов подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфи-
ческие) ставки акцизов, - как объем реализованных подакцизных товаров в натураль-
ном выражении.
При исчислении акцизов (кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных то-
варов) в облагаемый оборот включается фактически отгруженные (переданные, ис-
пользованные на собственные нужды) в отчетном периоде подакцизные товары.
При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производ-
ства, обмене с участием подакцизных товаров, их передаче безвозмездно или по це-
нам ниже рыночных объектом налогообложения являются:
. по товарам, на которые установлены твердые ставки акцизов, - объем таких
товаров,
. по товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов,- стоимость
подакцизных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без уче-
та акцизов на аналогичные товары собственного производства на момент передачи
готовых товаров, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен, сложившихся в дан-
ном регионе на аналогичны товары в предыдущем отчетном периоде.
Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимых за пределы Бела-
руси. Указанное положении не распространяется на подакцизные товары, экспорти-
руемые из Беларуси в государства – участники Содружества Независимых Государств
(кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание ак-
цизов по принципу страны назначения). Подакцизные товары, вывозимые в порядке
товарообмена подлежат обложению акцизами.
Сумма акцизов, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и
ввозимым с территорий государств – участников Содружества Независимых Госу-
дарств, уменьшатся на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их проис-
хождения. Настоящее положение применяется на условиях взаимности в порядке,
определяемом Советом Министров Беларуси.
Акцизами облагаются следующие товары:
. спирт технический,
. алкогольная продукция,
. табачная продукция,
. нефть и нефтепродукты,
. ювелирные изделия,
. легковые автомобили и микроавтобусы.
На всей территории Беларуси действуют единые ставки акцизов как для товаров,
произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками
акцизов на таможенную территорию РБ и (или) реализуемых на таможенной террито-
рии Беларуси. Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме
на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические)
ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов
устанавливаются Советом Министров Беларуси по согласованию с Президентом Бе-
ларуси.
Сумма акциза рассчитывается следующими способами:
. сумма акцизов по товарам, на которые установлены адвалорные ставки:
А=Н*С/100, где А – сумма акциза, Н – стоимость товара без акциза, С- ставка
акциза в %.
. сумма акцизов по товарам, на которые установлены твердые ставки:
А=V*С, где А – сумма акциза, V – объем продукции в натуральном выражении,
С – ставка акциза.
Расчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Окончательный расчет должен быть произведен не позднее 22 числа месяца, следу-
ющего за отчетным.
3. Налог с продаж товаров в розничной торговле. Плательщиками сбора являют-
ся организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с законодатель-
ством; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организа-
ций, как имеющие, так и не имеющие обособленного баланса и текущего и иного
банковского счета, которые уплачивают налог в бюджет по месту получения выруч-
ки. Объектом обложения являются операции по реализации в розничной торговой се-
ти товаров.
Ставки налогов:
15% - по товарам, ввезенным на таможенную территорию РБ и выпущенных в
сводное обращение в Беларуси,
5% - других товаров, включая товары, реализуемые в магазинах беспошлинной
торговли, а также соки, нектары, консервы овощные и фруктово-ягодные, мед, кофе,
стиральные машины, электропылесосы, электроутюги, магнитофоны, видеокамеры,
фотоаппараты, ввезенные на таможенную территорию Беларуси и выпущенные в сво-
бодное обращение в Беларуси.
Освобождаются от уплаты налога:
1. Организации розничной торговли, расположенные в сельской местности, за
исключением реализации ликероводочных и табачных изделий,
2. Организации общественного питания, уплачивающие налог на услуги,
3. Организации и индивидуальные предприниматели, используемые труд инва-
лидов, численность которых составляет более 50% списочной численности работни-
ков в среднем за отчетный месяц,
4. Религиозные организации.
Налогом на продажу не облагается:
. ритуальные принадлежности,
. книжная и печатная продукция,
. медицинская техника,
. зоологические товары,
. обручальные кольца.
. телефонные карточки,
. лотерейные билеты.
Налог с продаж рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предо-
ставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленного налога. Уплата нало-
га производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
4. Налог с продаж автомобильного топлива. Плательщиками налога являются ре-
ализующие на территории Беларуси автомобильное топливо организации и индиви-
дуальные предприниматели; филиалы, представительства и иные обособленные под-
разделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо
иной банковский счет. Объектом налогообложения признаются операции по реализа-
ции автомобильного топлива на территории Беларуси. Налог исчисляется по ставке
25% от стоимости реализуемого автомобильного топлива, исчисленной исходя из цен
без учета НДС.
Налог с продаж автомобильного топлива уплачивается ежемесячно. За текущий
месяц вносятся авансовые платежи по пятидневкам в размере 1/6 суммы налога,
уплаченного в предыдущем месяце с последующим перерасчетом исходя из фактиче-
ской реализации. Расчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего
за отчетным. Разница между суммой авансовых платежей и начисленной суммой
налога уплачивается не позднее 22 числа.
Налоги, уплачиваемые из валовой выручки, включают в себя:
1. Налог при упрощенной системе налогообложения. Плательщиками налога яв-
ляются предприятия и предприниматели со среднемесячной численностью работни-
ков до 15 человек имеют право на применение упрощенной системы налогообложе-
ния, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они пре-
тендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная вы-
ручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 базовых вели-
чин, установленных в данный период законодательством Беларуси. Вновь созданные
предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные
предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня
своего создания. Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообло-
жения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (ра-
бот, услуг) за отчетный период. Валовая выручка определяется как сумма выручки от
реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереа-
лизационных операций. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения
устанавливается в размере 10% от валовой выручки.
2. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Пла-
тельщиками налога являются производители сельскохозяйственной продукции, у ко-
торых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме
цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства),
рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% от общей выручки за предыду-
щий финансовый год. Объектом налогообложения является валовая выручка, которая
определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг),
иного имущества и доходов от внереализационных операций. Ставка единого налога
установлена в размере 2% от валовой выручки.
Налоги, относимые на себестоимость продукции, включают:
1. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог). Пла-
тельщиками налога являются: юридические лица Беларуси, иностранные юридиче-
ские лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные
группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридиче-
ских лиц Беларуси, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский
счет; организации, финансируемые из бюджета.
Налогом облагаются:
. Объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
. Объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
. Объемы переработанной нефти и нефтепродуктов;
. Объемы перемещаемых по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
. Объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отхо-
дов;
. Объемы размещения товаров, помещенных под таможенный режим уничто-
жения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся
в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
. Объемы полезных ископаемых, добытых на разведанных за счет средств бюд-
жета месторождениях, в стоимостном выражении.
Налог состоит из:
. Платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или
загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов про-
изводства в пределах установленных лимитов, сверх установленных либо без уста-
новленных лимитов в случаях, предусмотренных законодательством;
. Платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществ-
ляющими переработку нефти;
. Платежей за перемещение по территории Беларуси нефти и нефтепродуктов;
. Платежей за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюд-
жета.
Ставки налога за использование природных ресурсов и за выбросы загрязняю-
щих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров РБ по пред-
ставлению специально на то уполномоченных государственных органов.
2. Платежи за землю (земельный налог). Плательщиками налога являются юри-
дические и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки
предоставлены во владение, пользование либо в собственность.
Земельным налогом облагаются земли:
. сельскохозяйственного назначения,
. населенных пунктов,
. промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,
. лесного фонда,
. водного фонда.
Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местополо-
жения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятель-
ности землевладельца, землепользователя и собственника земель. Размер земельного
налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным кадаст-
ровой оценки земли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксиро-
ванных платежей за гектар земельной площади.
Налоги, уплачиваемые из прибыли включают в себя:
1. Налог на прибыль. Плательщиками налога являются: юридически лица Бела-
руси, иностранные юридические лица и международные организации, простые това-
рищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные
подразделения юридических лиц Беларуси, имеющие отдельный баланс и текущий
либо иной банковский счет. Прибыль организации облагается налогом по ставке 24%.
Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации
товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереали-
зационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
2. Налоги на доходы подразделяются на:
- налог на доходы по дивидендам и приравненным к ним доходам. Плательщика-
ми налога являются юридически лица (включая иностранные юридические лица). Ди-
виденды и приравненные к ним доходы, начисленные организациями, облагаются по
ставке 15%.
- налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности. Плательщи-
ками налога являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, стра-
ховые и перестраховочные организации, а также иные юридические лица, получив-
шие доходы от операций с ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-
финансовыми учреждениями и страховыми организациями исчисляется и уплач