Задание 16 Музейный предмет




Раздел 4. Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности

Задание 16 Музейный предмет

 

 

Начиная проектирование музея и его деятельности, немаловажно определить свойства музейного предмета, исходя из которых выбираются основные направления и формы его использования. Без понимания свойств музейного предмета невозможно проектировать музейную деятельность.

Музейный предмет – памятник истории и культуры или объект природы, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности служить источником знаний и длительно сохраняться. Он является носителем социальной или естественнонаучной информации, другими словами, музейный предмет есть аутентичный источник знаний и эмоций, культурно-историческая ценность – часть национального достояния.

По определению Федерального Закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24 апреля 1996 года, музейный предмет есть «культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление».

Музейный предмет представляет собой памятник со сложным механизмом взаимодействия заключенной в нем социальной информации. Он может служить источником, ключом к раскрытию тайн бытия, связующим звеном в цепи событий. Он дает не только знания, но и вызывает определенные эмоции. Эмоционально воздействуя на посетителя, музейный предмет вызывает к себе интерес и способствует углублению в изучении прошлого, исследованию своих исторических корней и, стало быть, становлению человеческой личности, наделенной социальной памятью и способствующей развитию общества и формированию братского состояния в нем, а не вражды, – соборности лиц, а не их противоборства. Музейный предмет – хранитель социальной памяти, уровень, глубина и значимость которой во многом зависит от фиксации разносторонней информации как при комплектовании музейных коллекций, так и при их научном изучении.

Музейный предмет нельзя понимать только как вещь в себе. Сама по себе любая вещь ничто, если она не несет никакой информации. Именно как носитель информации вещь становится музейным предметом, отражающим историко-культурный или естественно-природный процесс, взаимоотношения людей с окружающим миром.

В музееведческой литературе фиксируются три основные группы свойств музейного предмета

аттрактивные свойства (способность предмета привлекать внимание внешними признаками);

ассоциативные свойства (способность предмета вызывать у субъекта ассоциации);свойства сопричастности к явлениям или событиям прошлого, настоящего и будущего

Музейный предмет следует рассматривать в контексте культуры, понимаемой в широком, всеобъемлющем значении этого слова. В определенном смысле, культура есть порядок вещей. По мнению А. Ф. Иванова, это означает: «1 – Упорядоченные вещи сами себя мыслят; человек только встроен в систему вещей. 2 – Вещь как продукт человеческой деятельности всегда предпослана человеку. 3 – Встроенность человека выражается в его участии в повествовании и ритуале»

Пожалуй, это так. Но все-таки надо признать, что не человек встроен в систему вещей, а он сам создает эту систему. И она, система, выстраивается вокруг него. Человек не просто участвует в повествовании и ритуале, а сам творит, сам совершает дело.

Рассматривать сущность музейного предмета нельзя в отрыве от других источников, в отрыве от музейного фонда. Только совокупность, целостность, системность музейных предметов, коллекций, фондов может дать адекватное представление о реальной действительности. Только при разностороннем и комплексном изучении источника и его свойств, его семантики, выявлении способа фиксации действительности можно понять сущность музейного предмета. А предназначение его заключается в сохранении историко-культурной, естественнонаучной, технологической – социальной памяти.

Итак, музейный предмет – хранитель социальной памяти, аккумулятор историко-культурных процессов и природных явлений. В определенном смысле – он действующее лицо в социокультурном пространстве.[1]

Предметы, входящие в состав музейных фондов, различаются своими физическими свойствами, а так­же способом фиксации информации, что принимается за основу при организации их изучения и хранения. В настоящее время выделяют шесть типов музейных предметов, или источников:

· вещественные,

· изобразительные,

· письменные,

· фонические источники

· фотоисточники,

· киноисточники. [2]

 

Список используемой литературы


[1] Музейный предмет и его свойства. [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://opentextnn.ru/museum/teorija/reshetnikov-n-i-muzej-i-proektirovanie-muzejnoj-dejatelnosti-uchebnoe-posobie-m-mguki-2014/chast-i-2-muzejnyj-predmet-i-ego-svojstva/

[2] Типы музейных предметов (источников). [Электронный ресурс] // Режимдоступа:https://studopedia.ru/16_77705_tipi-muzeynih-predmetov-istochnikov.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: