Требования к игрушкам
Какойдолжнабытьигрушка, чтобыпомочьребенкуразвиваться, активнопроявлятьсебявигре, житьрадостнойжизньребенка?
ОсновноетребованиекигрушкамопределилаНК.Крупскаявстатье«Обигрушкахдлядошколят»: игрушкадолжнасодействоватьразвитиюребенка накаждойвозрастнойступеньке дошкольногодетства.
Вподбореигрушекследует исходитьизособенностейвозраста, поэтомуединойпедагогическиценнойигрушкидлядетейдошкольноговозрастанетибытьнеможет.
Малышу нужнысвои игрушки, которыепомогуториентироватьсявокружающеммире, будутстимулироватьего самостоятельнуюдеятельность, направлять еевопределенноерусло.
А длястарших дошкольников необходимы игрушки, которыепомогаютизучатьокружающуюдействительность, стимулируютколлективныеигры.
Особоетребованиепредъявляется ктематике, содержаниюигрушки (чтоонаотображает), посколькуотэтоговомногомзависятхарактеригры, действия, которыеребеноквыполняет, егочувства, переживания. Е. А. Флеринаэтотребованиесформулировалатак: «Игрушкадолжнарасширятькругозорребенка, увлекатьобразами современнойдействительности».
Содействоватьразвитиюдошкольникаможетигрушка, наполненная добрымсмыслом, побуждающаяребенкакположительнымдействиям. Игрушки, отображающиеорудиянасилия, жестокости, оружие, стимулирующиеагрессивное, разрушительноеповедение, травмируютпсихикудошкольника. Ониформируютудетейискаженныепредставленияобокружающеммире, онравственности, подрываютгуманныеначалаформирующейсяличности. Такогородаигрушкинедопустимывдошкольномучреждении. Педагогуследуетразъяснятьродителямпагубностьвоздействиянаребенкаигрушекмилитаристскогосодержания, атакжеигрушек - «героев»зарубежныхмультфильмов, проповедующихкультжестокости, насилия.
Игрушкадолжнабыть динамичной, побуждатьребенка кразнообразнымдействиямвигре. Этоважноетребование, учитывающеетакиепсихофизиологическиеособенностидошкольника, какпотребностьвактивныхдействиях, деятельности. Еслиигрушкатакова, чторебеноктолькосозерцаетее, тоонанеокажетвлияниянаегоразвитие. СледуетпомнитьсловаЕ. А.Флериной: «Чембольшевозможностейигрушкапредоставляетдляразличныхдействий, темонаинтереснеедляребенка, тембольшееевоспитательныевозможности». Поэтомунеобходима оценкадинамичностиигрушекприкомплектованииихдлядетейразноговозраста. Прислучайномподборебывает, чтоигрушканесоответствуетсиламиливозможностямребенка, уровнюегоразвития. Иногдаприобретенныедлядошкольногоучрежденияигрушкираспределяютсяповозрастнымгруппамводинаковомассортименте, чтонедопустимо.
Слишкомпростыеигрушкиневызываютинтересаустаршихдошкольников, ониимскучны, амалышей, наоборот, сложныеигрушкиутомляют, побуждаюткманипулятивнымдействиям.
Предъявляютсяопределенныетребованияк оформлениюигрушки. Игрушкануждаетсяв привлекательном, красочномоформлении, чтобывызыватьуребенкаэмоциональноеотношение, воспитыватьхудожественныйвкус. Художественнаявыразительностьобеспечиваетсягармоничнымсочетаниемконструкции, формы, цвета. Небезразличениматериал, изкоторогоизготовленаигрушка. Исследователямиустановлено, чтомягкие, пушистыематериалывызываютположительныеэмоции, стимулируютребенкакигре. Игрушкисшершавойихолоднойповерхностью, какправило, нестановятсялюбимыми.
Оформлениеигрушки должнобыть безопаснымдляжизнииздоровьяребенка иотвечать рядугигиеническихтребований. Впоследниегодывопрособужесточениигигиеническихтребованийкдетскимигрушкамвсталособенноостровсвязиспоявлениемновыхполимерныхматериалов, красителей, лаков.
Угрозудляздоровья ребенкамогутпредставлять игрушкисдефектами, возникшими впроцессеих«эксплуатации»: расшаталсястулизнаборакрупнойкукольноймебели, накоторыймалышилюбятприсаживатьсясами; отломилсябортикметаллическогосамосвалаит.д. Поэтомунеобходим частыйконтрользасостояниемигровогоматериала, которыйосуществляетвоспитатель, своевременныйихремонт, изъятиеизпользованиядетейигрушексдефектом, сломанных. Особоевниманиеследуетобращатьнанезаделанныекраяметаллическихидеревянныхчастей, плохоукрепленныемелкиедеталиигрушек, прочностьокраскиит.д.
Вдошкольномучрежденииигрушкидолжныбыть соответствующимобразомразмещены, чтотребуетиспользованияопределенногоигровогооборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сетокдляхранениямячейит.д.
в) Классификацияигрушек (попринципусоотносимостисразнымивидамиигр, постепени готовности, повидуприменяемогосырья)
Игрушкираспределяютсяповидамигр, вкоторых онипреимущественноиспользуются. Это делениевесьмаусловно: каждая игрушкамногофункциональна ипоэтомуееможноприменятьвразныхиграх. Например, плюшевыймишка - любимыйсыноквсюжетно-ролевойигре, автеатрализованнойонпревращаетсявмедведицуНастасьюПетровну.
Сюжетныеигрушки имеютещеодноназвание - образныеигрушки. Впоследнемназванииподчеркиваетсяихсущностькакпрототипов (образов) предметов, чемониипривлекаютребенка. Этокуклыифигурки, изображающиелюдейиживотных; транспортныесредства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебельидр.
Игрушкиданноговидавомногомопределяютсюжетигры (отсюданазвание - сюжетные), вэтомихосновноеназначение. Ониразвиваюттворчество, уточняютирасширяюткругозорребенка, егосоциальныйопыт.
Дидактическиеигрушки предназначеныдляумственногоисенсорногоразвитияиобучениядетей. Срединихмногонародныхигрушек: матрешки, пирамиды, разноцветныешары, бочонки, бирюлькиидр. Играясдидактическимиигрушками, ребенокрешаетразличныезадачи. Условиятакойзадачизаключенывконструкцииигрушки (разобратьисобратьпирамиду, башенку, матрешку). Кдидактическимигрушкамотносятсямозаики, настольныеипечатныеигры.
Игрушки-забавы, «веселыеигрушки», поопределениюЕ.А.Флериной, используютсядляразвлечениядетей? Онипредставляютсобойсмешныефигуркилюдей, животных: клоун, кувыркающийсянавертикальнойлестнице, бодающиесякозлики, мишка - «дергунчик», повар, ловкопекущийблины, идр. Давнихпредшественниковсовременныхигрушек-забавмастерилинапотехумалымдетям, чтобыповеселить, посмешитьих (клюющиекурочки, каруселиидр.). Особенностьигрушек-забаввдвижении, сюрпризе, неожиданности, иногдапарадоксальности, необычностиигровыхэффектов. Всеэтобудитвребенкеоструюзаинтересованность, яркиеэмоции, развиваетчувствоюмора.
Игрушки-забавыпомогаютвоспитателю: установитьконтактсдетьми, снятьнапряжение, отвлечьотнежелательныхдействий. Удетейранопоявляетсяжеланиеузнать, какустроенаигрушка, почемуонадвигаетсяит.п. Отсюдатребование, чтобы игрушка-забавабылапрочной. Такжекигрушкам-забавамотносятсянаборыфокусов. Всовременныхигрушках-забавахширокоприменяютсямеханические, электротехническиеиэлектронныеустройства.
Спортивныеигрушки предназначеныдляреализациизадачфизическоговоспитания. Ониспособствуютразвитиюловкостидвижений, глазомера, крупнойимелкоймоторики, такихкачеств, каквыдержка, организованность. Этиигрушкиразнообразны. Однинаправлены наукреплениемышцруки, предплечья, развитиекоординациидвижений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи).
Другиесодействуют развитиюнавыковбега, прыжков, укрепляютмышцыног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существуют спортивныеигрушки, предназначенныедляколлективныхигр (настольныебаскетбол, хоккей; пинг-понг).
Музыкальныеигрушки предназначены дляразвитиямузыкальногослуха. Онииспользуютсяназанятиях, праздниках, развлечениях, всамостоятельныхиграх. Отличаютсяособенностямизвучания, наряднымоформлением. Этоигрушки, имитирующиепоформеимузыкальномузвучаниюмузыкальныеинструменты: детскиебалалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальныешкатулки (втомчислеэлектронные) идр. Кмузыкальнымигрушкампричисляютсюжетныеигрушкисмузыкальнымустройством (пианино, рояль), наборыколокольчиков, бубенчиков, игровыеприборыдляпрослушиваниямузыкальныхзаписей. Основныетребованиякмузыкальнымигрушкам: благозвучность, высокоекачествоизготовления, эстетичностьоформления.
Театрализованныеигрушки -этокуклы - театральныеперсонажи, куклыбибабо, куклы-марионетки; наборысюжетныхфигурокдляразыгрываниясценокпосказкам, инсценировок. Кэтимигрушкамотносятсякостюмыиэлементыкостюмов, атрибуты, элементыдекораций, маски, бутафорияидр. Дляразвлечений, карнавальныхигрхорошикрупныенадувныеигрушки (сказочныеперсонажи, животные). Использованиетеатрализованныхигрушектребуетопределенногоигровогооборудования: театральнойпереноснойсцены, магнитных, фланелевыхустройств, состоящихизэкрана-основыикрепящихсякнимфигурах.
Театрализованныеигрушки неявляютсяпредметамиповседневногопользования, онидолжнывглазахребенкабытьсвязанысатмосферойпраздничности, эмоциональнойприподнятости.
Техническиеигрушки вводятдетейвмиртехники; знакомятсвнешнимвидомтехническихпредметов (машины, механизмы, транспортныесредства), схарактернымидлянихдействиями. Кэтимигрушкамотносятсяигрушечныефотоаппараты, бинокли, подзорныетрубы, летательныемодели, калейдоскопы, детскиешвейныемашины. Вомногихтехническихигрушкахиспользуютсязаводные, инерционныедвигатели, электромоторчики, электронныеустройства.
Строительныеиконструктивныематериалы рассчитанынадетскоеконструирование, техническоеизобретательство. Наборыстроительныхматериаловпредставляютсобойкомплектыдеталейразныхформдлясооруженийипостроек.
Конструкторысостоятизнаборовдеталей, крепежныхэлементовиинструментовдлясборкиразличныхконструкций. Детямпредлагаютконструкторысразнымиспособамисоединениядеталей: наложение, приставление, сочленение (скрепежнымиустройствами). Большимиразвивающимивозможностямиобладаютконструкторыновогопоколения - «LEGO».
Игрушки-самоделки изготовляютсясамимидетьми, ихродителями, воспитателями. Потребностьвтакихигрушкахвозникаетвовсехвидахигр: длятеатрализованнойигрыдетимастерятфигурки«артистов», элементыдекораций, маски, длясюжетно-ролевойигры - «продукты», «тетрадки»и«книжки»идр. Восновеизготовленияигрушек-самоделоклежитхудожественныйтруд, входекоторогоребенокучитсяпреобразовыватьразличныематериалыдлядостиженияпоставленнойцели. Игрушки-самоделкидошкольникможетизготовлятьизразныхматериалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовыебутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создаваяигрушку, наблюдая, какэтоделаетвзрослый, посильнопомогаяему, ребенокиспытываетрадость, стремлениексозидательнойдеятельности.