Направления расходов банка




Группировка расходов банка осуществляется аналогично группировке доходов, для того, чтобы можно было оценить финансовый результат и уровень прибыльности по каждому из направлений деятельности банка. Обычно расходы банков классифицируются следующим образом: 1. операционные расходы. а) процентные расходы, б) комиссионные расходы, в) расходы от операций на финансовых рынках и т.д. 2. Расходы по обеспечению функционирования деятельности банка, 3. Прочие расходы Расходы, непосредственно связные с выполнением банковских операций, называют операционными. Также их можно назвать прямыми или переменными расходами, так как в отличие от других расходов их величина напрямую зависит от объема совершаемых банком операций.

Поскольку банковская деятельность обладает значительной спецификой, структура расходов у коммерческого банка иная, чем у производственного предприятия. У банка нет больших нет больших затрат на сырье и материалы, сравнительно невелики затраты на эксплуатацию и обслуживание основных средств и расходы на заработную плату занимают скромную долю в общей сумме расходов коммерческого банка. Структура расходов банка напоминает структуру расходов торгово-посреднического предприятия. Поскольку для того, чтобы получать доходы от размещения средств, банку необходимо эти средства привлечь.

Только часть кредитных и иных вложений может осуществляться за счет собственных средств банка, основную массу кредитных ресурсов формируют привлеченные средства, за которые, как правило, нужно платить. Так как плата обычно осуществляется в форме процентов, эти расходы принято называть процентными. У универсального коммерческого банка, активно занимающегося кредитной деятельностью, доля процентных расходов может составлять около 70% всех его затрат. Величина процентных расходов и их доля в общей массе расходов существенно зависят от структуры пассивов банка, а именно от доли в них платных обязательств. Наиболее дорогими для банка являются, как правило, вклады населения и межбанковские кредиты. Относительно большие проценты банки выплачивают также по депозитам юридических лиц и выпущенным долговым обязательствам (облигациям, процентным векселям и депозитным сертификатам). Самыми дешевыми для банка считаются средства на расчетных и текущих счетах юридических лиц, а также на счетах до востребования физических лиц. Чем больше доля этих средств в структуре обязательств банка, тем меньше величина и доля процентных расходов и тем больше прибыль банка.

руппировка расходов банка осуществляется аналогично группировке доходов, для того, чтобы можно было оценить финансовый результат и уровень прибыльности по каждому из направлений деятельности банка. Обычно расходы банков классифицируются следующим образом:

1. операционные расходы. а) процентные расходы, б) комиссионные расходы, в) расходы от операций на финансовых рынках и т.д. 2. Расходы по обеспечению функционирования деятельности банка, 3. Прочие расходы

Расходы, непосредственно связные с выполнением банковских операций, называют операционными. Также их можно назвать прямыми или переменными расходами, так как в отличие от других расходов их величина напрямую зависит от объема совершаемых банком операций.

Поскольку банковская деятельность обладает значительной спецификой, структура расходов у коммерческого банка иная, чем у производственного предприятия. У банка нет больших нет больших затрат на сырье и материалы, сравнительно невелики затраты на эксплуатацию и обслуживание основных средств и расходы на заработную плату занимают скромную долю в общей сумме расходов коммерческого банка. Структура расходов банка напоминает структуру расходов торгово-посреднического предприятия. Поскольку для того, чтобы получать доходы от размещения средств, банку необходимо эти средства привлечь.

Только часть кредитных и иных вложений может осуществляться за счет собственных средств банка, основную массу кредитных ресурсов формируют привлеченные средства, за которые, как правило, нужно платить. Так как плата обычно осуществляется в форме процентов, эти расходы принято называть процентными. У универсального коммерческого банка, активно занимающегося кредитной деятельностью, доля процентных расходов может составлять около 70% всех его затрат. Величина процентных расходов и их доля в общей массе расходов существенно зависят от структуры пассивов банка, а именно от доли в них платных обязательств. Наиболее дорогими для банка являются, как правило, вклады населения и межбанковские кредиты. Относительно большие проценты банки выплачивают также по депозитам юридических лиц и выпущенным долговым обязательствам (облигациям, процентным векселям и депозитным сертификатам). Самыми дешевыми для банка считаются средства на расчетных и текущих счетах юридических лиц, а также на счетах до востребования физических лиц. Чем больше доля этих средств в структуре обязательств банка, тем меньше величина и доля процентных расходов и тем больше прибыль банка.

Деятельность банка по оказанию клиентам услуг некредитного характера сопряжена, главным образом, с расходами по оплате услуг посреднических организаций (ЦБ, банков-корреспондентов, бирж, процессинговых центров, клиринговых палат и т.п.). Обычно плата за их услуги взимается в форме комиссии от суммы совершаемой операции, поэтому данная группа расходов получила название комиссионных. Хотя комиссионные расходы обычно составляют незначительную долю в общей массе расходов, они в значительной степени влияют на цены и уровень доходности некредитных услуг банка, таких, как расчетные, конверсионные, гарантийные, брокерские, депозитарные и др.

В отдельную группу выделяют расходы по операциям на финансовых рынках. К таким расходам относятся затраты на приобретение ценностей (ценных бумаг, драгоценных металлов и т.п.). Так, при покупке купонных облигаций банку приходится уплачивать накопленный купонный доход. Бескупонные ценные бумаги обычно приобретаются с дисконтом, который также относится на расходы. В случае ухудшения конъюнктуры финансовых рынков банк может нести значительные расходы в результате переоценки ценных бумаг, иностранной валюты и другого имущества.

 

 


1.3 Себестоимость операций банка и ценообразование банковских продуктов

Банковский продукт (услуга) - разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры).

В настоящее время кредитные учреждения в странах с развитой рыночной экономикой осуществляют обслуживание физических и юридических лиц, предоставляя им около 270 видов различных услуг.

Особенности банковских услуг состоят в следующем:

- они в основе абстрактны, не имеют материальной субстанции; - оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах; - абстрактные банковские услуги приобретают конкретный характер на основе договорных отношений; - купля-продажа большинства банковских услуг характерна протяженностью во времени.

Важной чертой продукта банка является его имидж. Имидж - это распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных либо же исключительных характеристиках продукта, придающих последнему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов. Имидж продукта складывается под воздействием следующих факторов: - имидж банка, разрабатывающего либо же реализующего данный продукт; - качество продукта; - характеристики аналогичного продукта других банков; - критерии, нормы и предпочтения клиентов, пользующихся указанным продуктом.

Имидж продукта не занимает пассивной позиции по отношению к отмеченным факторам. Он сам, в свою очередь, оказывает на них существенное влияние, что приводит к их трансформации. Данные факторы в свою очередь находятся в активном взаимодействии и воздействуют как друг на друга, так и на всю совокупность данных факторов.

В отличие от имиджа банка, обычно связанного с ролью, которую он играет в жизни общества, экономике, с философией руководства банка, с его миссией, особенностями конкурентной борьбы, с уникальностью решаемых им задач и т.д., имидж продукта в концентрированном виде выражает отличительные особенности продукта, выделяющие его в кругу аналогов, либо же наделяющие его потребительские функции особыми, специфическими качествами.

Для успешного внедрения нового продукта на рынок, он должен отвечать следующим основным положениям: - самое главное - любой вид продукции должен полностью соответствовать запросам потребителей; - продукт должен опираться на сильные стороны деятельности банка или его подразделения; - продукция кредитного учреждения призвана быть лучше предложений его конкурентов; - любая новая продукция, которую банк предоставляет клиентам, должна пользоваться поддержкой его руководства; - разрабатываемые продукты (услуги) обязаны иметь упреждающий (стратегический) характер.

Для банка внедрение в практику бизнеса новых продуктов - возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с совершенно качественно новым продуктом, который другие банки пока не использовали и на определенном этапе становится монополистом, что дает возможность некоторое время получать монопольно высокую прибыль. Этот период обычно невелик, поскольку другие банки стараются быстро наверстать упущенное, разработать, подготовить и предложить своим клиентам аналогичную услугу.

Коммерческий банк обязан предлагать клиентам набор услуг, который может быть реализован рентабельно. Указанные услуги предоставляются в такой форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают запросам клиентуры.

Какого бы из способов определения уровня цен ни придерживался банк, ему необходимо руководствоваться следующей программой установления цен на свои конкретные услуги. Основные ее шаги следующие.

Предварительный анализ:

а) определение вида и уровня спроса на конкретные услуги или группу уcлуг в статике и динамике; б) выявление основных факторов эластичности спроса по каждой группе банковских услуг, на каждом конкретном банковском продукте; в) получение потенциальных и реальных экономических и психологических границ цен.

Оперативный анализ:

а) выбор оптимальной и выгодной для банка цены; б) анализ качественного и количественного уровня издержек как отдельной операции, так и самой банковской услуги в целом; в) корректировка первоначального уровня цен в зависимости от динамики рыночной конъюнктуры; г) выброс на рынок.

Вариационный анализ. С его помощью происходит последующее снижение или повышение уровня цен на уже реализуемые услуги. Необходимо сразу оговорить, что на практике нет идеальных систем ценообразования. Существуют и предлагаются разные модели, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, т.е. никакая из них не может претендовать на универсальность.

Но независимо от способа формирования цен на услуги существуют некоторые общеэкономические и общеизвестные критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительной стоимости конкретной банковской операции. Эти критерии могут быть разделены на внутренние, или зависящие от самого банка, т.е. от деятельности его руководства и коллектива, и внешние - не зависящие от вышеупомянутых факторов. К внутренним критериям относятся:

- реклама (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем выше цена товаров производителя); - специфика предлагаемых услуг (чем выше и уникальнее качество их предложения, тем выше и цена); - вид, способ производства (индивидуальные операции имеют более высокую себестоимость, а, следовательно, и цену - продуктовая маркетинговая концепция; услуги массового характера имеют низкие издержки, невысокую цену - производственная маркетинговая концепция); - ориентация на одного и (или) множество рыночных сегментов, т.е. рыночная стратегия и тактика производителя; - жизненный цикл конкретной услуги (чаще всего она имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле, и наоборот); -мобильность процесса предоставления услуг (при частых и интенсивных изменениях товар имеет более высокую цену); - длительность цепочки «производитель - потребитель» («банк потребитель»); - цена товара любого производителя выше при большом рынке, хорошо организованном продажном и послепродажном сервисе;

К внешним критериям относятся:

- политическая стабильность страны-производителя и стран, где находится рынок сбыта ее; - практика регулирования экономики со стороны государства, что отражается на регулируемом Центральным банком и государством диапазоне цен; тарифных и нетарифных барьерах; юридических нормах и правилах осуществления внутренней и внешней экономической деятельности; таможенных нормах и правилах; - уровень инфляции; - вид существующего (реального) и перспективного (или потенциального) покупательского спроса населения на конкретные банковские услуги;

- наличие и уровень конкуренции, которая, со своей стороны, может существовать между банками одного типа (обратно пропорциональна уровню цен), банками, принадлежащими одной отрасли (повышение уровня конкуренции повышает уровень цен), между потребителями (клиентами) и производителями (банками) Кроме того, с точки зрения статистического анализа уровень цен на банковские услуги является зависимым фактором. И он зависит от двух групп показателей - контролируемых и неконтролируемых.

Основные ценовые стратегии банков. Итак, на основе совокупности всех или только некоторых критериев определения цены формируется ценовая стратегия любого банка. Разные банки, естественно, ориентируются на различные ценовые стратегии, но редко, когда они пользуются только одной из них, так как они «не замыкаются» на предоставлении клиенту одного вида услуг или только на одном рынке. Притом одна и та же цена может быть отнесена к разным стратегическим категориям в зависимости от конкретной ситуации, в частности от уровня цен на различных рынках. Если исключить влияние различных форм оплаты, можно выделить шесть основных ценовых стратегий. Естественно, необходимо все время следить, чтобы банк не попал в условия явного или скрытого демпинга.

Стратегия «выхода (проникновения) на рынок» используется чаще всего банками, которые только начинают свою деятельность, выходят на новый рыночный сегмент («нишу», «окно»). Этой стратегии также придерживаются производители, чьи товары не имеют зарегистрированной товарной марки, патент' ной защиты. Иными словами, к стратегии проникновения прибегают, если рынки имеют спрос высокой эластичности.

Стратегия «ассоциированного рынка» связана с представлением о соизмеримости качества продукции производителей (банковских услуг) с аналогичным товаром конкурентов. Обычно эта стратегия требует большой и конкретной маркетинговой деятельности. В рамках стратегии «ассоциированного рынка» разрабатываются такие ценовые политики, как: - политика льготных цен, с помощью которой создается заинтересованность как у производителей-банков (они имеют стабильный сбыт товара), так и у клиентов. - политика гибких, эластичных цен, уровень которых меняется в зависимости от возможности клиента торговаться и его покупательных возможностей. Чаще всего их используют при заключении индивидуальных договоров между производителями, банками, биржами (посредниками) и потребителями в зависимости от количества товарных партий и при наличии неоднородных товаров. - политика конкурентных цен, связанная с проведением агрессивной ценовой политики банков-конкурентов; - политика неокругленных цен. Например, лучше продавать товар по цене 19,50 д. ед. вместо 20 д. ед., что связано с таким фактором, как психологическая граница цен; - политика массовых закупок, при которой клиент банка предоставляет своему потребителю скидку в зависимости от количества закупленного товара, сезонных колебаний и проч. (своим постоянным покупателям). Эта политика чаще всего используется при наличии легко сегментированного рынка, четких границ отдельных сегментов, невозможности перепродавать товар на другом рыночном сегменте из-за существования отрицательного или нулевого спроса.

И, наконец, стратегия «лидера» предполагает создание высококачественной, конкурентоспособной продукции, превосходящей аналогичную продукцию по своим параметрам. Банк, придерживающийся такой стратегии, может разрабатывать следующие виды ценовой политики: - политика «снятия сливок», при которой первоначальная продажа конкретных услуг идет по высоким ценам, значительно выше уровня издержек, а потом постепенно снижается. Главным фактором осуществления такой политики является высокий уровень спроса со стороны большого числа клиентов.

Первоначальная группа потребителей не так чувствительна к цене, как последующие покупатели, восприятие высоких цен со стороны клиентов свидетельствует о высоком качестве товара; - политика дискриминационных цен по отношению к конкретному рыночному сегменту, связанная с таможенными пошлинами, с использованием услуг конкретного посредника; - политика единых цен; - политика престижных цен.

Для определения ценовой стратегии и политики также необходимо проанализировать три модели направления деятельности производителя-банка, а именно затратную (для определения объема и оптимального соотношения затрат на ориентацию и формирование той или иной ценовой политики) и условную стратегию банка; ресурсную и модель эффективности, с помощью которой руководство банка определяет и выбирает оптимальный вариант ценовой стратегии и политики.

Прежде всего, руководство банка анализирует основные факторы определения цен на свой товар, такие, как динамика объема продаж, норма ожидаемой и возможной прибыли, психологическая граница цен и прочие. Рассмотрим некоторые их них.

Динамика объема реализации услуг. В этом случае специфика проводимого анализа вытекает из конечных целей, преследуемых руководством. Это могут быть: реализация услуг любой ценой; увеличение доли рынка (рыночного сегмента, ниши, окна); получение максимально высокой прибыли в кратчайшие сроки; получение разумной (оптимальной) высокой прибыли на максимально длительный период; стимулирование продажи нового товара; вхождение в рыночную систему вновь появившихся производителей; снижение спроса на товар и прочее.

Объем продаж продукции в статике и динамике зависит от потребности и спроса на предлагаемый товар.

Увеличение объема продаж некоторых основных видов товаров является результатом «эффекта дохода» и «эффекта замещения», т.е. величина спроса на товар есть функция от следующих факторов:

Dx= (Tx,1,Px,Py,Pz,W,F),

Норма прибыли. Полученной прибылью банку необходимо покрыть все свои затраты; поддержать цены на уровне (под, над уровнем) конкурентов. Но получение прибыли в определенный момент нельзя абсолютизировать. Возможны случаи, когда от внедрения новой технологии, осуществления конкретных банковских операций, решения экологических и социальных проблем прибыль и выгода получаются не сразу, и так называемый косвенный эффект с избытком компенсируется в дальнейшем. Стоимость банковских услуг определяется договором между клиентом и коммерческим банком, но с учетом развития рынка аналогичных услуг в регионе и получение соответствующей прибыли. В настоящее время особенно ценятся услуги по своевременным расчетам между покупателем и поставщиком, а также услуги, связанные со внедрением новых платежных средств в виде кредитных и других пластиковых карт, векселей, чеков и других.

Рост доходности работы банков на современном этапе развития могут дать услуги, которые обеспечивают улучшение комплексного расчетно-кассового обслуживания клиентов, проведение операций с ценными бумагами, развития операций с наличной иностранной валютой, страховые, аудиторские и лизинговые услуги.

Важным резервом в экономии затрат банка является осуществление мероприятий по компьютеризации банковских операций.

Особое значение для банка имеет правильное определение стоимости банковских услуг. Оптимальным ориентиром при установлении комиссионных платежей должны быть затраты на банковские операции и цены, сложившиеся на рынке данного вида услуг. В настоящее время размер платы может устанавливаться по абонентному принципу за комплекс услуг, оказываемых в определенном договорном порядке

На конечные результаты работы банка влияют также размеры расходов, являющихся переменными в долгосрочной перспективе. Общий размер расходов коммерческого банка зависит от того, в каких условиях он осуществляет свою деятельность и какие цели ставит по достижению своей результативности.

Важнейшими направлениями развития услуг и увеличения доходности работы коммерческих банков могут стать услуги обеспечивающие: - улучшение расчетно-кассового обслуживания клиентов, удовлетворение потребности в наличных денежных средствах и других платежных средствах как по счетам в иностранной валюте, так и в белорусских рублях; - проведение операций с ценными бумагами банка и его клиентов; - реализация инвестиционных и приватизационных программ; - внедрение услуг гражданам в виде ведения счетов и хранения ценностей; - развитие страховых, аудиторских, лизинговых и других операций и услуг.

Безусловно, доходы от этих услуг менее значительны по сравнению с доходами от кредитных или валютных операций, но оказание их клиентам банка повышает его престиж, привлекательность, в том числе и для частных клиентов банка.

Таким образом, можем подвести сделать вывод, что для совершенствование организационной структуры необходимо оценить свои операции и свои услуги, для привлечение клиентов с низкой их стоимостью и расширением спектра операций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: