Методические рекомендации по ведению работы над натюрмортом.




Рисунок натюрморта

Алгоритм работы:

Задание: Выполните натюрморт из двух – трех предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму.

Предметы натюрморта контрастны по тону и размеру. Фон делаем светлый! Освещение верхнее боковое. Формат 50*40. Материал - графитный карандаш.

Задачи: Грамотная компоновка натюрморта в листе. Выделение композиционного центра. Выявление конструктивных особенностей формы. Выявление больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта.

На первом занятии - ставим натюрморт, выполняем анализ формы, делаем конструктивное построение, распределение тональных градаций.

На втором занятии – выявляем тональные отношения, моделировка формы тоном, работаем над передачей материальности предметов.

На третьем занятии – работаем над передачей пространства, и тонально обобщаем.

Оборудование: освещение верхнее, боковое.

Методические рекомендации по ведению работы над натюрмортом.

Постановка натюрморта начинается с более крупных и выразительных в тематическом отношении предметов. К главным предметам подбирают дополнительные. Не рекомендуется рядом ставить предметы, одинаковые по размеру и форме и тону. К примеру:

- Кувшин (ваза), книга, стаканчик с карандашами и кистями, баночки гуаши (тюбики краски).

- Кастрюля, бутылка, разделочная доска, овощи, половник или нож

- Чайник, пачка чая или сахар, чашка, лимон.

 

Примеры натюрмортов

Наиболее крупные и высокие предметы располагаются на дальнем плане картины натюрморта, менее высокие предметы располагаются на среднем плане и на переднем плане кладутся предметы мелкие и особо контрастные.

Одной из задач, связанных с изображением натюрморта, является передача пространства. Натюрморт должен быть составлен так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть предметов второго плана, основания их должны быть частично видны. Это, с одной стороны, придаст естественность и правдивость натюрморту, с другой — поможет передать пространство и воздушную среду между предметами. Можно ввести драпировку, например, полотенце, которая поможет объединить предметы, создать целостную композицию. Драпировка может служить фоном или элементом композиции.

Большое внимание надо уделить освещению. Искусственное верхне-боковое освещение позволяет выявить контрастную светотень на предметах переднего плана, выделить композиционный центр, показать второстепенные предметы. Дневной рассеянный свет создает мягкие тоновые переходы.

1 этап. рассмотрите натюрморт и определите необходимый формат:

1) квадрат; 2)вертикальный; 3)горизонтальный;

Рисунок начинается как всегда с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места.

Определите на картинной плоскости композиционный центр.

В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с композиционным, зависящим от расположения главного предмета, вокруг которого группируются остальные. Пространственное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которая влияет на компоновку натюрморта в задуманном формате. Остальные элементы, занимающие периферийное положение и создающие окружающую среду, способствуют усилению звучания главной идеи картины.

Передача характера формы предметов, их пропорций. Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует.

Далее избирается модуль — единица измерения отдельно взятого изображаемого объекта. Проведя серединную линию и линию основания, то есть «следочек» изображаемого предмета и общую форму, выполните ряд замеров каждого из предметов и их пропорции (по высоте, ширине, глубине). Замеры выполняются с помощью карандаша. При этом используйете визуальный метод измерения предметов.

Определите общие пропорции предметов.Линии перелома форм будут местом глубокой тени.Затем произведите уточнение пропорций приемом вспомогательных линий.Предметы, изображенные в картине, должны либо частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами, ибо это вызывает ощущение неуравновешенности и нервозности.

В изображении предмета необходимо наметить легкими линиями все его плоскости, грани видимые и невидимые для проверки пропорций. (На рисунке получается как бы изображение проволочных моделей.)

Методом линейно-конструктивного исполнения рисунка формы изображаемого предмета постройте форму предметов, с учетом видимых плоскостей формы предмета и его невидимых (скрытых от взора) плоскостей. Так же идет построение эллипсов на кувшине.

При изображении первого плана объемной формы предмета усиливается нажим на карандаш, и лишь в конце работы активным ярким цветом карандаша выделяются небольшие, особо темные акценты.

После прорисовки внутренней конструкции формы каждого предмета натюрморта и уточнения его пропорций следует переходить к работе над светотенью, выявлению освещенных и теневых мест, рефлексов, пятен натурального цвета предмета (то есть к разделам «свет», «полутень», «тень», «рефлекс»). Тонкими линиями намечаем границы света и тени, рефлексы, блики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: