Компетенция | Код и наименование результатов обучения (планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций) |
ПК-1 Способность проводить лингвистический анализ текста/дискурса на основе системных знаний современного этапа и истории развития изучаемых языков | Владеть: практическим навыком осуществления лингвистического анализа текста/дискурса В (ПК-1)-III Уметь: осуществлять лингвистический анализ текста/дискурса с учетом современного этапа развития изучаемых языков У (ПК-1)-III Знать: иметь целостное представление о специфике осуществления лингвистического анализа текста/дискурса З (ПК-1)-III |
1.3 Проект-план курса
Название модуля | Цель модуля | Описание модуля | Количество лекций | Контрольно-измерительные материалы | Вопросы для обсуждения на форуме | Время, необходимое на освоение модуля |
Модуль 1. Типологический горизонт языкознания | Находить похожие и различные явления в языках, понимать принципы классификации языков. | В модуле будут рассмотрены сходства и различия между языками, генеалогическая классификация языков, важнейшие языковые семьи (индоевропейская и сино-тибетская языковые семьи). | 3 видеолекции 1. Сравнительно-историческое и типологическое языкознание. 2.Сходства и различия между языками. 3. Языковое родство. | Тест с автоматической проверкой Неоцениваемые тренировочные задания с использованием внешних ресурсов | Сходства и различия между языками | 6 ч. |
Модуль 2. Языковой геном | Выделять уровни языка, понимать специфику языковых единиц, составляющих каждый языковой уровень. | В данном модуле язык будет рассмотрен как знаковая система. Будет изучено содержание языковых знаков, компоненты и уровни (ярусы) языковых явлений, парадигматические единицы, особенности выделения языковых единиц разных уровней в типологически отличных языках (английский, французский, китайский). | 3 видеолекции: 1.Язык как знаковая система особого рода. Экспонент и содержание языковых знаков. 2.Компоненты и уровни (ярусы) языковых явлений. 3.Особенности выделения языковых единиц (английский, французский, китайский языки) | Тест с автоматической проверкой Неоцениваемые тренировочные задания с использованием внешних ресурсов | Язык как знаковая система | 6 ч. |
Модуль 3. Звуковая палитра языка | Выделять фонемы. Определять характерные черты фонем и фонемные составы в типологически разных языках. | В модуле рассматривается отдельный звук речи и три аспекта его изучения: а) акустический; б) биологический (репродуктивный и перцептивный); в) собственно лингвистический (функциональный, или фонологический). Изучаются вопросы фонетики и фонологии, классификация звуков, комбинаторные и позиционные изменения артикуляций звуков в потоке речи, фонемы, особенности организации фонемного состава в типологически отличных языках (английский, французский, китайский) | 5 видеолекций: 1.Отдельный звук речи и аспекты его изучения 2. Фонетика и фонология. Классификация звуков 3.Комбинаторные и позиционные изменения артикуляций звуков в потоке речи. 4.Функции фонемы 5. Особенности организации фонемного состава (английский, французский, китайский языки) | Задание на взаимное оценивание (peer review) Неоцениваемые тренировочные задания с использованием внешних ресурсов | Звуковая палитра: что мы слышим в разных языках? | 6 ч. |
Модуль 4. Тайна словоформы | Выделять морфемы, используя дистрибутивный анализ. Определять характерные черты морфем в типологически разных языках | В модуле рассматриваются такие темы как граммема, морфема, процедура вычленения морфов и их сведения (объединения) в морфемы, функциональные и позиционные классы аффиксов, особенности организации морфемного состава в типологически отличных языках (английский, французский, китайский). | 5 видеолекций: 1. Граммема. 2.Понятие морфемы. 3.Процедура вычленения морфов и их сведения в морфемы. 4. Функциональные и позиционные классы аффиксов. 5. Особенности организации морфемного состава (английский, французский, китайский языки). | Тест с автоматической проверкой Неоцениваемые тренировочные задания с использованием внешних ресурсов | Разбираем слова разных языков вместе | 6 ч. |
Модуль 5. Словарная мозаика | Видеть морфологическую структуру слова, выделять словообразовательные типы и модели. | В модуле рассмотрены важнейшие понятия, связанные с изучением грамматической структуры слова и вопросов словообразования. Словообразовательные модели рассматриваются в типологически отличных языках (английский, французский, китайский) | 5 видеолекций: 1. Грамматической структуры слова и вопросов словообразования. 2.Формообразовательная парадигма. 3. Явление супплетивизма. 4.Словообразовательный формант. 5.Словообразовательные модели (английский, французский, китайский языки). | Тест с автоматической проверкой Неоцениваемые тренировочные задания с использованием внешних ресурсов | Слообразование: занимаемся языковым творчеством | 6 ч. |
Модуль 6. Словарный этюд | Определять типы синтаксических связей между словами в словосочетании и предложении и способов их выражения. | В заключительном модуле рассматривается понятие синтаксической конструкции, синтаксической функции и синтаксической валентности, способы выражения синтаксических связей и функций в языках мира (на примере английского, французского и китайского языков). | 6 видеолекций: 1.Понятие синтаксической конструкции, функции и валентности. 2. Способы выражения синтаксических связей и функций (английский, французский и китайский языки). 3. Предложение и словосочетание. 4.Предикативность и модальность. 5. Различные синтаксические модели. 6. Роль глагола как организующего центра предложения. | Тест с автоматической проверкой Итоговый тест с автоматической оценкой и прокторингом | Немного о синтаксисе | 6ч. |