Школа Бориса Михайловича Неменского




Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение. – 2007 . – 255 с. (Библиотека учителя).

Учебники Неменского входят в комплект «Школа России», УМК включает учебники, рабочие тетради и методические разработки:

§ Неменская Л.А. (Лариса Александровна) Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 класса / под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009. – 141 с.

§ Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство и ты» для 2 класса начальной школы. / Под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение. – 2008. – 48 с.

§ Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского: 1-4 кл. / [Неменская Л.А., Неменский Б.М., Коротеева Е.И и др. под науч. рук. и ред. Б.М. Неменского]. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.

§ Изобразительное искусство . 4 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

 

Родился 24 декабря 1922 года в Москве.

Живописью Борис Неменский серьезно увлекся ещё в детстве, после школы учился в Московском художественном училище имени 1905 года.

В 1942 году он окончил Саратовское художественное училище, был призван в армию и направлен для прохождения службы в Студию военных художников имени Грекова. Начались длительные командировки в действующую армию: в Панфиловскую дивизию, во время сражения за Великие Луки и боев на Смоленском направлении, на Украинский, Белорусский, Ленинградский фронты... Неменский принимал участие в боях на реке Одер и в штурме Берлина.

В многочисленных фронтовых зарисовках он воссоздал горько-поучительный образ войны. Его работы ведут зрителя по фронтовым дорогам. Рука художника запечатлела на бумаге и картоне солдат, командиров, санитаров, повозки с ранеными, военную технику, разрушенные войной жилища, лежащие в руинах города. Убедительной достоверностью подкупают рисунки «Все, что осталось», «Вернулись домой», «Сирота из Великих Лук» (1943), «Солдат» (1945). Художественной документальностью ценен его «Берлинский дневник» (1945). В нём, кроме лаконичных хронологических записей, – десятки графических рисунков и живописных этюдов, в том числе «Горячий Берлин», «9 мая 1945 года», «Вокзал Темпельхоф», «После боев», «Канцелярия Лея», «Шпрее», «Рейхстаг», «В центре Берлина», «День Победы» и другие.

В 1951 году Б.М. Неменский окончил Московский художественный институт имени Сурикова. Из правды жгучих военных лет родились многие его картины, начиная с первой из них – работы «Мать» (1945), которая создана еще до поступления в институт. Тонкое, возросшее мастерство живописца проявилось в картине «О далеких и близких» (1950).

С 1957 года важное место в жизни Бориса Михайловича занимает педагогическая деятельность. В течение ряда лет он заведовал кафедрой в Московском педагогическом институте имени В.И. Ленина, а с 1966 года является профессором художественного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии.

С 1994 года Борис Михайлович возглавляет Центр непрерывного художественного образования при Департаменте образования города Москвы.

За эти годы Б.М. Неменским разработано целостное направление художественной педагогики «Художественное образование как духовная культура» и на его основе – программа для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд», реализацией которой он активно занимается.

Б.М. Неменский – народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Президента Российской Федерации, премии «Сокровищница Родины», японской премии «Сакура», действительный член Российской академии художеств и Российской академии образования. Живет и работает в Москве.

Целью преподавания пластических искусств (изобразительных, декоративных, конструктивных) в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т.е. приживления молодых людей к корням культуры.

В преподавании изобразительного искусства как ведущая входит задачаформирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Это возможно только, если удастся закрепить в сознании ребёнка понимание прочной связанности искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Эта задача является связующей идеей для всех лет обучения. Любые иные задачи должны соотноситься с решением этой. Решение языковых и творческих задач программы необходимо рассматривать как обеспечивающие, понимая, однако, что вне решения их нереально решить и основную.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

В программе как основа понимания искусств выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Они в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки и представлены в игровой форме как «Братья-мастера» изображения, украшения и постройки.

К важным методическим аспектам, свойственным школе Неменского, следует отнести:

§ Отказ от выполнений заданий по схемам, образцам, стереотипу, что основано на ценности развития художественно-образного мышления. Опасностью любого, даже самого творческого хода является превращение его в обязательную схему, диктуемый педагогом приём работы. Механический приём останавливает мышление.

 

§ Развитие способности чувствовать, осваивать особые возможности каждого материала. Поэтому программа рекомендует овладение кистью как инструментом, дающим богатые возможности. Для этого (особенно в начальной школе) рекомендуется работа краской, кистью «от пятна» без предварительного рисунка карандашом с вмешиванием краски в краску прямо в работе, без предварительного смешивания на палитре. В средней школе от этого можно будет отойти, но в начальной лучше создавать умение работать «живой» краской. Иначе работа сводится к раскраске и трудно понять возможности живописи. Также и в лепке – нужно работать, вытягивая форму из первичного куска пластилина (глины), а, не прилепляя сделанные отдельно детали.

 

§ Организация сравнения как пути познания выразительных возможностей искусства. На уроках желательно проводить сравнительный анализ произведений профессионального или народного искусства в контексте основой темы. Нужно сравнивать между собой материалы и технику по выразительным возможностям, изображение, украшение и постройку по своим задачам и возможностям, работы художников по выраженному отношению к жизни, по средствам и возможностям художественного языка. В сравнение вовлекаются природа, музыка, поэтическое слово.

 

Сравнение активизируют мышление, помогают учащимся видеть разные пути воплощения художественного замысла.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!