Сущность понятий «контроль» и «оценка»




Педагогические требования к проверке,

Учёту и оценке знаний обучающихся

Подготовила: пдо Сороковикова Т.Н.

Выступление для Круглого стола

МО отдела социальной адаптации 25.11.2016 г.

 

Проверка и оценка знаний учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения в учреждениях дополнительного образования и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.

От правильной постановки оценки во многом зависит успех обучения. А вы, уважаемые коллеги, согласны с этим утверждением? Давайте поразмышляем, и для этого попробуем завершить неоконченное предложение. Внимание на экран: «Когда я выставляю оценку, я…».

В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между педагогом и учащимся, тем этапом учебного процесса, когда педагог получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

- учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

- определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Педагогу при подготовке к занятию необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано педагогом при подготовке к занятию. Наряду с этим, следует продумать, чем должны заниматься остальные учащиеся во время опроса их товарища.

У каждого педагога должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что педагог постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями, умениями, навыками.

Изложенные выше цели оценки знаний учащихся - это и цели педагога при проведении контрольных мероприятий.

Однако, главным действующим лицом в процессе обучения является учащийся, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений обучающимися, следовательно, все происходящее на занятиях, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого учащегося, должно быть для него личностно важным. Оценка должна восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь педагогу, а как этап, на котором обучающийся может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям педагога добавляется цель учащегося: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель оценки, по-моему, является основной.

Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки; при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, если бы педагог рассматривал цели оценки знаний и умений учащихся только как диагностирование и учёт знаний.

Экскурс в историю

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых - это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание является непременными спутниками обучения, сопровождают его развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Противоречивый характер оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешеннопользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.

Первая балльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Каждый балл обозначал разряд ученика по успеваемости среди других учащихся (1-й – лучший, 2-й – средний, 3-й – худший). Позже средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, дополнительно разделили еще на три класса, в результате чего получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали отечественные педагоги.

Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д.Ушинский, характеризуя его недостатки, подчёркивал, прежде всего, то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно педагог спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке учащийся не способен проявлять любознательность, инициативу.

Попытки изменить подходы к контролю знаний, принимаемые в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса – использовать ли в учебных заведениях оценки, или обходиться без них. В мае 1918 г. постановлением народного Комиссариата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контролирования успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнование» и т.д.

В результате в те годы вместо контроля успеваемости, проводимого педагогом, получили широкое распространение различные формы самоучёта.

В последующие годы была проведена большая работа по созданию строгой и упорядоченной системы учёта успеваемости, сложилась система методов проверки и оценки знаний, умений и навыков:

· в 1935 году – дифференцированная пятибалльная система оценок через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»).

· в 1944 году словесные отметки были заменены цифровой пятибалльной системой оценок.

Сущность понятий «контроль» и «оценка»

Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования - общая закономерность дидактического процесса. В нынешней теории еще нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учёт» и других, с ними связанных. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.

Общим родовым понятием выступает «контроль».

Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому,проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между педагогом и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

Количественная оценка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися, выражается в баллах (отметках), а качественная – в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся.

Оценка знаний, умений и навыков рассматривается в дидактике как процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых существующим оценочным требованиям.

В журналах, базах данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности педагога.

Виды контроля

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения в УДО. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика, с которой связана проблема измерений в педагогике.

Педагогическая диагностика, по мнению ученых, столь же стара, как педагогическая деятельность, и понимается как процесс, в ходе которого производятся измерение уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных данных, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы педагогов и всего образовательного учреждения.

В отечественной педагогике контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы педагога и учебного заведения, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанное значение проверки и оценки знаний учащихся учителем, - это часть процесса обучения, состоящая в установлении уровня обученности учащегося по предмету за определенный период.

Термин «педагогическая диагностика» в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее к области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровнявоспитанности, что сближает его с психодиагностикой.

Применительно к процессу обучения целесообразно пользоваться традиционными в отечественной дидактике терминами: контроль, проверка, оценка и учёт знаний.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции; поскольку проверочные задания аналогичны обучающим, постольку сохраняются и функции обучения. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.

Виды контроля в УДО:

1. Систематический контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня освоения материала. По итогам занятия выставляются оценки по пятибалльной шкале.

2. Периодический контроль проводится по окончанию темы, здесь решается такая же задача – проверить, как освоена тема.

3. Промежуточный контроль осуществляется по итогам четвертей, задачей является определить изменения в уровне развития способностей за данный период обучения. Форма оценки – дифференцированный зачёт, анализ, самоанализ, которые осуществляются в ходе открытого контрольного занятия.

4. Итоговый годовой контроль знаний проходит в конце учебного года, служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменения в уровне развития способностей за данный период обучения. Формой контроля является просмотр и анализ, отчёт фиксируется в ходе участия в городских, региональных конкурсах и фестивалях, в отчетных концертах.

При систематическом контроле знаний в УДО педагогом широко используется наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатах обучения.

Ситуация систематической и периодической проверки знаний позволяет педагогу получить достаточно полные данные об учащемся: уровень его знаний, умений по предмету, отношение к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, умение мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, но учитываются педагогом для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося, для своевременного выявления неуспеваемости.

Оценка знаний учащихся

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе или в специальных рекомендациях. Как процесс, оценка знаний реализуется в ходе контроля (проверки) последних. По существу, оценка знаний - это часть операций по их проверке. Следует различать оценку и отметку, которая является условным выражением оценки, условной единицей измерения уровня сформированности знаний. Слово "оценка" в быту иногда имеет значение отметки.
Так, в англоязычных странах знания оцениваются по четырем уровням:

А - самая высокаяотметка, далее, соответственно В, С, D. В России имеетсяпятибалльная система отметок, которая на практике, однако, является четырехбалльной:
"5", "отлично" - владеет в полной мере;
"4", "хорошо" - владеет достаточно;
"3", "удовлетворительно" - владеет на минимиально допустимом уровне;
"2", "неудовлетворительно" - не владеет знаниями согласно стандартным требованиям.

Итак, оценка знаний составляет, по существу, процесс измерения уровня усвоения и является одной из фундаментальных и трудно решаемых проблем дидактики - проблемой педагогических измерений. Традиционно оценка знаний, достижений производилась и производится экспертом, то есть педагогом, поэтому, основной недостаток такой экспертной оценки - субъективизм.

Исследования показывают большой разброс оценок, поставленных разными педагогами за один и тот же ответ. Таким образом, экспертная оценка является неточной, грубой.

Да и сама шкала измерений - условночисловой балл - тоже дает очень условное представление об уровне знаний. Балл-отметка несет в себе очень мало сведений о качестве учебного процесса и не дает информации для его совершенствования. Тем не менее, в силу удобства пользования, такая процедура оценки и выставления отметки имеет повсеместное распространение.

Функции оценки

Оценка, как и все другие компоненты учебного процесса УДО, выполняет определённые функции:

1. Обучающая функция оценки. Сущность обучающей, или развивающей, функции оценки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания.

2. Воспитывающая функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, педагог стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой.

3. Ориентирующая функция оценки состоит в ориентации по результатам труда на достижение целей обучения отдельными учащимися и группой в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают педагогу направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют родителей об успешности учебного процесса.

4. Стимулирующая функция. Её сущность в том, что наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности.

Само собой разумеется, что без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Функцию же оценки реализует только педагог.

Заключение

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.

В системе учебной работы УДО должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Подводя итог всему вышесказанному, давайте подумаем: возможна ли единая система оценивания в отдельно взятом образовательном учреждении, каковым является, например, наш Центр?

Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: