История появления и развития весов.




Александрова Софья НОЛк-219

Практическое занятие

Тема: «Методика изучения массы предмета в курсе математики

в начальных классах»

План.

1. Какие житейские понятия использует учитель, формируя у детей представления о массе предметов? Приведите примеры заданий, которые целесообразно предложить ученикам с целью уточнения представлений детей о массе как о величине. Какие иллюстрации в учебнике можно использовать для этого? Какие пословицы, поговорки, сказки, стихи и т.д. можно использовать на уроке с этой же целью?

2. С какими способами сравнения предметов по массе знакомят детей в первую очередь? Как ввести способ сравнения «на руку», то есть с помощью мускульных ощущений? Приведите примеры таких заданий. Используйте материал учебников, а также придумайте свои задания.

3. Каким образом можно познакомить учеников с чашечными весами? Составьте беседу, в процессе которой вы объясните назначение этого прибора и правила его использования при сравнении предметов по массе.

Приведите примеры заданий для этой беседы.

4. Как познакомить учащихся с единой мерой массы – килограммом. Какое оборудование должно быть на уроке? Продумайте серию обучающих заданий для этого урока, которые предполагают фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу с учащимися.

5. С какими другими единицами измерения массы предметов знакомят учащихся по различным программам? В каком классе? Какие методические приемы используют для этого? Приведите примеры различных заданий из учебников математики на перевод величин из одной единицы измерения в другую.

6.Подготовьте вариант беседы об истории возникновения различных приборов для измерения массы и мер массы, которые использовали в разных странах для урока обобщения знаний учащихся о массе предмета и ее измерении в 4 классе.

ВОПРОС

Какие житейские понятия использует учитель, формируя у детей представления о массе предметов? Приведите примеры заданий, которые целесообразно предложить ученикам с целью уточнения представлений детей о массе как о величине. Какие иллюстрации в учебнике можно использовать для этого? Какие пословицы, поговорки, сказки, стихи и т.д. можно использовать на уроке с этой же целью?

Формирование понятия массы

Первые представления о том, что предметы имеют массу, дети получают в жизненной практике. Взяв в руки предметы, дети могут выяснить, какой легче, а какой тяжелее. Но это можно сделать только в случае явного различия масс. Еще до знакомства с темой «Масса» учащиеся из собственного опыта знают, что многие из окружающих их предметов связаны отношениями «тяжелее», «легче», «одинаковы»: яблоко легче кочана капусты, помидор тяжелее ореха и др. Легко показать, что, сравнивая эти предметы «на руку», можно ошибиться. Этим обосновывается необходимость использования рычажных весов для правильного ответа на вопросы: что легче? что тяжелее? одинаковы ли?

Сравнение различных предметов «на руку», сравнение на весах, сравнение на весах с использованием мерок – гирек определённой массы.

Примеры заданий из учебников по математике:

1. Моро М. И. 1 класс 2 часть страница 36

2. Истомина Н. Б. 1 класс 2 часть страница 100

 

Также на уроке можно использовать такие пословицы и поговорки, как:

· Съел полпуда — сыт покуда.

· Чем пуд ума, лучше фунт счастья.

· Мал золотник, да дорог.

· Здоровье (слава) приходит золотниками, а уходит пудами.

· Человека узнаешь, погода с ним пуд соли съешь

 

Стихи:

 

 

ВОПРОС

С какими способами сравнения предметов по массе знакомят детей в первую очередь? Как ввести способ сравнения «на руку», то есть с помощью мускульных ощущений? Приведите примеры таких заданий. Используйте материал учебников, а также придумайте свои задания.

Сначала детей знакомят с самым простым способом сравнения: сравнение предметов по массе «на глаз». Этот способ не всегда действенен, поэтому детям предлагается другой способ: способ «на руку». Данный способ более точен и эффективен, поэтому его удобно использовать. Его суть довольно – таки проста: дети берут предметы в руки и уже по весу сравнивают их.

Как же ввести способ сравнения «на глаз»:

Ставим детям такую ситуацию, как наливаем в разные по форме и объему стаканы одинаковое количество воды и просим сравнить эти стананы «на глаз».

Учитель: Ребята, посмотрите на стаканы и скажите мне, равны ли они по массе?

Обучающиеся: Нет.

Затем нужно попросить детей объяснить, почему они именно так решили.

Учитель: Почему вы так думаете, обоснуйте свой ответ?

Обучающиеся: Потому что отметка воды в одном стакане выше, чем в другом.

Учитель: Тогда давайте проверим это.

Подходит один из учеников и берёт оба стакана в руки и сравнивает их по массе.

Уже здесь учащиеся понимают, что воды в стаканах одинаково, просто сами стаканы разные. Нужно объяснить, что это еще один способ и дать понять, что он более точен, чем сравнение «на глаз».

Задания:

1. Взять две коробки, одна из которых пустая, а другая наполнена чем-то и сравнить их.

2. Взять два рюкзака и сравнить, какой из них тяжелее.

3. Так же можно подготовить изначально и принести на урок 2 пакета одинаковые по объёму в одном мука в другом вата и попросить сравнить их.

 

ВОПРОС

Каким образом можно познакомить учеников с чашечными весами? Составьте беседу, в процессе которой вы объясните назначение этого прибора и правила его использования при сравнении предметов по массе.

Можно познакомить учеников с чашечными весами, с помощью рассказа возникновения их и показа примеров использования, и частности встречаемости в данный момент, как же всё-таки они важны нам.

История появления и развития весов.

Человечество изобрело весы очень и очень давно. Первые весы, предположительно, появились в Древнем Египте и Вавилоне. На пирамидах, датируемых шестым веком до н. э., в городе Гиза сохранились изображения этих измерительных приборов. Во втором веке до н. э. весы стали общепринятым и распространенным средством измерения. Весы того времени представляли собой конструкцию из равноплечего коромысла, с прикрепленными на гибкой сцепке по его краям чашами. Точно такие весы держит в руке Фемида – богиня правосудия. Родоначальником теории весов стал Аристотель, который в 4 веке до н. э. сформулировал, так называемое, правило моментов сил. Также, научными изысканиями в сфере весоизмерения занимались такие ученые, как Архимед и Евклид.

Например, взвесим пластиковую ложку. (На одну чашу весов кладём ложку, а на другую гирьки). Подбираем гирьки и уравновешиваем весы. Какие гирьки составляют массу пластиковой ложки? (2+2+1). Запишите на листочках. Сколько получилось? (5 грамм).

Определим массу деревянной ложки, сколько весит деревянная ложка? (1+1). Запишите. Сколько получилось? (2 грамма).

Взвесим железную ложку. Запишите массу каждой гирьки: 10+10+5 (25 грамм)Проверка на экране.

Вывод: чтобы узнать массу предмета, надо сложить все гирьки. Мы узнали вес каждой ложки, сложив все гирьки! Можем разрешить спор? Да. Самая тяжелая – металлическая, легче – пластиковая, самая легкая – деревянная!

Назначение прибора и правила его использования при сравнении предметов по массе для учащихся:
Учитель дает учащимся две книги, которые очень незначительно отличаются по массе или одинаковые, и спрашивает, какая книга легче? Какая тяжелее? (Учащиеся не знают, как различить, понять). Здесь уже надо применить более точный способ, для того что бы ответить на данные вопросы.

Оказывается не всегда можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки (с помощью ощущений). Для сравнения масс пользуются простейшими чашечными весами. Учитель знакомит учащихся с весами, рассказывает об их устройстве, зарисовывает схематическое изображение весов. Затем учащиеся с помощью весов наглядно сравнивают величины (массы).

Внимание учащихся следует обратить на положение стрелок, когда на чашках весов нет никаких предметов, а затем пронаблюдать, как изменится положение стрелок, когда на чашки весов будут положены книги. Учащиеся заранее могут высказать предположение о том, как изменится положение стрелок.

 

ВОПРОС

Как познакомить учащихся с единой мерой массы – килограммом. Какое оборудование должно быть на уроке? Продумайте серию обучающих заданий для этого урока, которые предполагают фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу с учащимися.

Учитель задаёт вопросы детям:

- Кто знает, что такое килограмм?

- Где вы встречаетесь с этим словом?

С этим словом мы встречаемся в магазине, на базаре, когда покупаем продукты.

Килограммэто единица измерения массы. Существуют и другие единицы измерения массы: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм.

На уроке должно быть такое оборудование, как: учебники, тетрадь на печатной основе, ручка или карандаш, пенал, мультимедиапроектор, интерактивная доска, 2 одинаковые коробки, презентация.

Примеры, для понимания и различия массы:

- Ребята, возьмите в одну руку карандаш, а в другую тетрадь. Что легче? А что тяжелее?

- Возьмите в одну руку учебник, а другую – пенал. Что легче? А что тяжелее?

- возьмите в руки учебники и сравните их массу. Что заметили?

(массы учебников одинаковые)

Вывод: правильно, мы сравнивали предметы по весу, т.е. их массу. Масса учебника больше, чем масса тетради; а масса двух одинаковых учебников одинаковая.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедиапроектор, интерактивная доска, 2 одинаковые коробки, презентация

Далее, учитель ставит на стол две одинаковые коробки, одна из которых пустая, а другая чем-то наполнена.

- Рассмотрите коробки. Опишите их.

- Какие свойства предметов вы знаете?

- Чем одна коробка отличается от другой?

(Учащиеся не могут обнаружить внешних отличий у этих коробок.После чего, учитель предлагает одному из учащихся взять коробки в руки).

- Что ты заметил? (одна коробка легче, чем другая)

- Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов как масса.

(На доске карточка со словом «масса»)

- Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» – «масса предмета больше».

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

 

Индивидуальная работа: каждый ученик расставляет предметы на своем столе по порядку от самого тяжелого, до самого легкого или наоборот и затем, должен объяснить почему он так поставил.

Работа с классом: начинаем играть в игру: по очереди спрашиваем у учеников названия предметов, чтоб каждый последующий был тяжелее, либо легче чем тот предмет, что назвал предыдущий.

Работа в парах: Дать ученикам 2 предмета, и они должны распределиться так, что у одного будет тот, что тяжелее, а у второго тот, который легче.

 

Что вы видите на картинке, расскажите мне?

 

ВОПРОС

С какими другими единицами измерения массы предметов знакомят учащихся по различным программам? В каком классе? Какие методические приемы используют для этого? Приведите примеры различных заданий из учебников математики на перевод величин из одной единицы измерения в другую.

По различным программам математике знакомят учащихся с такими единицами измерения массы предметов, как:

А) Килограмм

Б) Грамм, который равен 0,001 кг

В) Миллиграмм, который равен, 001 гр

Г) Центнер, который равен 100 кг

Д) Тонна, которая равна 1000 кг

 

 

 

Изучение единиц измерения массы с самого первого класса.

Единицы массы изучаются с первого класса и начинаются с названия – килограмм.

Во втором классе используются названия единиц массы в задачах.

В третьем классе уже изучаются величины: тонна, грамм, килограмм и их соотношения: 1кг = 1000г, 1т = 1000кг, а также перевод единиц: килограммы в граммы и обратно.

В четвертом классе изучается название центнер и соотношения: 1ц = 100кг, 1т = 10ц, а также перевод килограммов в центнеры, килограммов в тонны, центнеры в тонны и обратно.

Моро М. И.

 

ВОПРОС

Подготовьте вариант беседы об истории возникновения различных приборов для измерения массы и мер массы, которые использовали в разных странах для урока обобщения знаний учащихся о массе предмета и ее измерении в 4 классе.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваш настрой, вы готовы узнавать новое, для себя?

Обучающиеся (хором): Да!

Учитель: Какую тему мы проходили с вами на прошлом уроке?

Обучающиеся: Тему «Масса».

Учитель: А хотите узнатьоб истории возникновения различных приборов для измерения массы и мер массы?

Обучающиеся: Конечно, да!

Тогда начнём

Учитель: Чем можно измерить массу?

Обучающиеся: Весы

Учитель: Да, правильно, весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки. В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать. При взвешивании на Руси пользовались весами двух видов. Весы с подвижной точкой опоры и неподвижной гирей назывались «безмен» (или в других источниках «пуд»). А чашечные весы называли в Новгороде «скалвой». Немецкие купцы, торговавшие с Новгородом, требовали, чтобы все товары взвешивали на скалве, а не с помощью безмена.

Учитель: Вам, наверное, интересно узнать, что это такие за весы, которые называются безмен.

Дак вот, они представляют собой жесткую пружину, которая помещается в корпус со шкалой. К пружине прикрепляется стрелка. Пока к пружине не приложено усилие, то есть, не подвешен измеряемый груз, она находится в сжатом состоянии. Под действием силы тяжести пружина растягивается, соответственно перемещается по шкале стрелка. На основании положения стрелки можно узнать массу взвешиваемого груза.

Учитель: Наверняка, вы видели их у себя дома, так как до сих пор ими пользуются люди, довольна-таки везде.

Давайте узнаем, какие же были единицы массы.

В древней Руси единицей массы гривна служила одновременно и денежной единицей.

Фунт (гривна) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, в современном исчислении 410 г.

Слово «фунт», как и «пуд», происходит от латинского корня и обозначает «вес», «тяжесть».

Учитель: Хотите узнать, какая была самая маленькая и крупная единица массы?

Обучающиеся: Даааа!

Учитель:

Более крупной единицей массы был пуд, равный 40 фунтам или 16 кг.

Доля самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная половине грамма.

А вот, берковец - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д. Берковец - от названия острова Бьерк. Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров. (164 кг).

Учитель: Отличались ли единицы измерения массы в разных странах?

Обучающиеся (задумались)

Учитель: Даже сравнительно недавнее время - в 19 веке - одни и то же единицы измерения часто отличались в разных странах и частях стран.

Одним из первых официальных законов Калифорнии в 1850г был закон об установлении стандарта мер и весов.

Учитель: Вот вам ещё факт про одни весы и как на них взвешивали.

Для взвешивания тел на рычажных весах нужно иметь меры в виде образцовых гирь, или, как их называют, эталонов. Зерна растений, которые были использованы для получения некоторых мер длины, сослужили человеку службу также и при выборе единиц веса (массы). Человек заметил, что вес зерна обладает постоянством, тем более средний вес его, определяемый на основании взвешивания большего числа зерен. Единица аптекарского веса называлась граном, что значит зерно.
Гран – самая мелкая единица веса, особенно у аптекарей и ювелиров, начиная с Петра I. Один гран – 62,2 мг. В системе английских мер – гран торговый, аптекарский – 64,8 мг. Переносное значение – ничтожно малая величина - родившая такие выражения, как «Ни грана правды», «Лишнего ни грана» и др.

Отличались ранее некоторые меры массы, даже были специальные аптекарские.

Аптекарская масса — система мер массы, употреблявшаяся при взвешивании лекарств до 1927 г.

• 1 фунт = 12 унций = 358,323 г.

• 1 унция = 8 драхм = 29,860 г.

• 1 скрупул = 1/3 драхмы = 20 гранов = 1,244 г.

• 1 гран = 62,209 мг.

Из мер веса были узаконены: пуд, фунт, лот, золотник.
Положением о мерах и весах 1916 г. были узаконены метрические меры от "метрической весовой тонны" до миллиграмма.

А для взвешивания бриллиантов, жемчуга и драгоценных камней был легализован метрический карат (200 мг).

Учитель: Вам было интересно, ребята, это всё узнать?

Обучающиеся: Да! Конечно!

Учителя: Тогда не забудьте об этом увлекательном рассказе сообщить друзьям и родителям, думаю, им тоже будет интересно послушать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: