Современное положение НИС Латинской Америки на примере Бразилии




 

Как и в случае с азиатскими государствами, новые индустриальные страны Латинской Америки развивались по общему, «единому» пути, отклоняясь от него лишь в рамках того, что принято называть «национальным своеобразием». В связи с этим был проведён обзор внешнеторгового положения Бразилии как наиболее типичного представителя данного региона. Соблюдая последовательность предыдущего пункта, начнём анализ с географической структуры торговли.

Как можно видеть из диаграмм №9 и №10, наибольшая доля и в импорте, и в экспорте Бразилии принадлежит США (16,26% и 17,98% соответственно по данным на 2006 год). Это, очевидно, обусловлено устоявшимися торговыми отношениями, укрепившимися ещё в период либерализации внешнеторговой политики. Вторым по обороту торговым партнёром Бразилии выступает Аргентина – её вес в импорте составляет 8,82%, а в экспорте – 8,52%. Это вполне можно объяснить тем, что Аргентина, также являясь видным представителем новых индустриальных стран Латинской Америки, уже на протяжении долгих лет развивается по схожему с Бразилией пути – а это не могло не привести к укреплению экономических связей. Свою роль здесь играет и вовлечённость в процессы региональной интеграции: в сумме США и Аргентина дают около четверти внешнего торгового оборота Бразилии.

Немалую роль во внешней торговле Бразилии играет и Китай, выступая крупнейшим азиатским партнёром: на него приходится 8,75% ввозимых и 6,10% вывозимых товаров. Это отражает стремление Бразилии участвовать в разного рода стратегических партнёрствах[29] и объединениях (БРИК). Следующим по значимости субъектом внешней торговли стоит Германия: её товары в 2006-ом году составили 7,12% импорта – главным образом, за счёт машиностроения. Тогда как доля в экспорте ниже - 4,13%. Другим высокотехнологичным партнёром Бразилии является Япония: 4,20% импорта приходится именно на её продукцию – тем самым, Бразилия удовлетворяет свою потребность в высокотехнологичном оборудовании, необходимого для ведения НИОКР и, непосредственно, производства. Интересно заметить, что Южная Корея, также находясь по уровню развития НИОКР выше Бразилии, занимает в её импорте 3,40%. Это показывает, что передовые НИС, достигнув высокого уровня развития, уже в состоянии играть роль «развитых» стран в отношении следующих за ними государств, поставляя туда продукты своих конструкторских достижений. Ещё более любопытно то, что и сама Бразилия занимает в этом плане главенствующее положение над Мексикой, Чили, Венесуэлой (3,24%, 2,84% и 2,59% экспорта соответственно), направляя туда свои продукты. Не последнюю роль здесь играет и благоприятный торговый климат, подкреплённый региональными объединениями (ЛАИ, МЕРКОСУР). Наконец, определённая доля экспортируемых товаров приходится и на такие развитые страны как Нидерланды (4,17%), Италия (2,78%). В структуре импорта развитые страны представлены Францией (3,11%) и Италией (2,82%). Приходящиеся на Нигерию 4,25% ввозимой продукции отражают её роль как поставщика энергоносителей (нефти).

Как видно из примера Бразилии, новые индустриальные страны Латинской Америки придают большое значение экономическому партнёрству внутри региона, закупают высокотехнологичную продукцию у развитых стран, а также, по возможности, стараются усилить присутствие на европейских рынках.

Не менее важным аспектом внешнеторговой деятельности Бразилии является отраслевая структура пересекающих границу товаров (диаграммы №11 и №12). В первую очередь, хочется отметить высокие показатели экспорта продовольственных товаров – на них приходится около пятой части экспорта (18,44%). Бразилия является одним из крупнейших экспортёров сельскохозяйственной продукции, занимая ведущее положение по поставкам кофе, бананов и апельсинов[30]. Показатели импорта по этой категории значительно ниже – 3,85%. Вероятно, он в большей мере обусловлен стремлением разнообразить представленную на внутренних рынках продукцию, нежели серьёзной необходимостью.

Помимо этого, в Бразилии развито производство напитков и табачных изделий. Импорт товаров этой группы не ведётся, а вот в экспорте они составляют 1,32%. Также в Бразилии регулярно проводятся соответствующие выставки.

Другой крупной категорией экспорта является непродовольственное сырьё (16,39%). Столь высокие показатели обеспечиваются растущими поставками за рубеж железной руды[31]. Импорт менее значителен – всего 3,68%. Зато гораздо большую долю в спектре ввозимой продукции занимают минеральное топливо, смазки и подобные им материалы – в 2006-ом году на них пришлось 18,89%. Это вполне поддаётся объяснению, ведь набирающая обороты экономика Бразилии испытывает потребность в энергоносителях бóльшую, чем она может покрыть внутренней добычей. В связи с этим и приходится прибегать к ввозу углеводородов из-за рубежа[32]. Несмотря на это, сама Бразилия также занимается экспортом некоторых товаров этой группы – их доля составляет 7,68%.

Важное место в отраслевой структуре ввозимых в Бразилию товаров играют продукты химической промышленности – 18,16% импорта. Впрочем, это объясняется всё той же потребностью Бразилии в разного рода сырье для развития собственных производств. Интересно, что некоторые виды химических продуктов Бразилия готова отправлять за рубеж – 6,73% экспорта. Небольшая доля вывозимых товаров приходится на животные и растительные масла, жиры и смазки – 1,02%.

Наконец, немалую роль во внешней торговле Бразилии играют обработанные изделия, классифицированные по материалам (18,13% экспорта). Преимущественно, это изделия лёгкой промышленности – особенно развит выпуск обуви[33]. Тем не менее, некоторыми товарами Бразилия не в состоянии обеспечить себя самостоятельно (подчас в силу их неконкурентоспособности) – а потому ввозит их из-за границы (11,51%).

Пожалуй, ключевой для всех новых индустриальных стран товарной группой являются машины, оборудование и транспортные средства. В экономике Бразилии огромную роль играют предприятия зарубежных автопроизводителей – таких как “Ford” (США), “General Motors” (США), “Mercedes-Benz” (Германия), “Volkswagen” (Германия), “Scania” (Швеция), а также “FIAT” (Италия), “Honda” (Япония), “Toyota” (Япония), “Peugeot” (Франция). Легко заметить, что значительная часть торговли в рамках этой категории приходится на внутрифирменные поставки[34]. Автомобили собираются, главным образом, из уже готовых комплектующих, после чего отправляются на рынки Латинской Америки и Европы (в отмеченные выше Германию, Францию, Италию). ТНК находят такое сотрудничество весьма привлекательным с точки зрения минимизации производственных издержек, тогда как Бразилии удаётся привлекать новый капитал, создавать рабочие места и укреплять экономические связи. Можно видеть, что взаимоотношения Бразилии с развитыми странами во многом строятся благодаря экспансии ТНК. Ведь именно такой путь развития можно считать традиционным и неизменно благоприятным для всех новых индустриальных стран. Помимо этого, Бразилия импортирует различное высокотехнологичное оборудование, что особенно добавляет вес машиностроению как категории импорта. Что касается статистики, то для экспорта показатель равен 24,24%, для импорта – 37,67%.

На импорт и экспорт различных обработанных (готовых) изделий, нигде более не указанных, приходится 6,25% и 3,66% соответственно.

Структура внешней торговли Бразилии ясно подчёркивает прослеживающиеся у новых индустриальных стран закономерности: производится импорт сырья и энергоносителей, необходимых для поддержания и развития производств; развивается торговля обработанными изделиями; делается упор на машиностроение (в чём важную роль играет международное сотрудничество).

 


ВЫВОДЫ

 

Подводя итог обсуждению особенностей внешнеторговой политики новых индустриальных стран, необходимо обобщить сделанные выводы.

 

§ Система мер, применяемых новыми индустриальными странами в отношении внешней торговли, прошла через множество этапов развития: от первоначального упора на аграрный сектор к импортозамещению, а затем эффективной ориентации на экспорт.

§ Стабильности курса во внешней торговле способствовали автократические режимы, господствовавшие в большинстве новых индустриальных стран.

§ НИС Юго-Восточной Азии, во главе с четырьмя «Азиатскими Тиграми», шли по пути развития, получившем название «стая летящих гусей» - они использовали опыт и разработки развитых стран.

§ НИС Латинской Америки задержались на этапе импортозамещания, но после либерализации в конце 80-ых их темпы экономического роста значительно возросли, что позволило им сократить отставание от азиатских партнёров.

§ Детальное рассмотрение современной специфики внешней торговли Южной Кореи и Бразилии показало, что в настоящее время продолжает усиливаться кооперация НИС с развитыми странами на почве аутсорсинга, в импорте всё большее место отводится высокотехнологичному оборудованию, различному сырью и энергоносителям; средства берутся путём расширения экспорта и использования относительных и абсолютных преимуществ (например, вывоз продовольствия и руды из Бразилии).

Делая некоторый прогноз на будущее, можно утверждать, что и в дальнейшем роль новых индустриальных стран в международных экономических отношениях будет последовательно возрастать – прежде всего за счёт открытости их экономик и активного желания сотрудничать с развитыми странами.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Диаграмма №1.

Географическая структура импорта Южной Кореи в 2002-ом году.

Диаграмма №2

Географическая структура импорта Южной Кореи в 2006-ом году.

Диаграмма №3

Географическая структура экспорта Южной Кореи в 2002-ом году.

Диаграмма №4.

Географическая структура экспорта Южной Кореи в 2006-ом году.

Диаграмма №5.

Отраслевая структура импорта Южной Кореи в 2002-ом году.

Диаграмма №6.

Отраслевая структура импорта Южной Кореи в 2006-ом году.

Диаграмма №7.

Отраслевая структура экспорта Южной Кореи в 2002-ом году.

Диаграмма №8.

Отраслевая структура экспорта Южной Кореи в 2006-ом году.

Диаграмма №9.

Географическая структура импорта Бразилии в 2006-ом году.

Диаграмма №10.

Географическая структура экспорта Бразилии в 2006-ом году.

Диаграмма №11.

Отраслевая структура импорта Бразилии в 2006-ом году.

 

Диаграмма №12.

Отраслевая структура экспорта Бразилии в 2006-ом году.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. В.К. Ломакин Мировая Экономика – М.: 2007.

2. International Trade Statistic Yearbook (https://comtrade.un.org)

3. БИКИ

4. Веб-узлы

 


[1] Алексей Рей «Транснациональный капитал в НИС» https://www.intertrends.ru/sixth/011.htm

[2] https://polbu.ru/avdokushin_economy/ch50_all.html

[3] https://www.continent.kz/2001/09/14.html

[4] Алексей Рей «Транснациональный капитал в НИС» https://www.intertrends.ru/sixth/011.htm

[5] Источник: comtrade.un.org

[6] Мода на корейской волне (https://www.e-mm.ru/article_print.asp?id=1239)

[7] https://asiapacific.narod.ru/countries/australia/attack.htm

[8] https://www.krugosvet.ru/articles/118/1011867/1011867a12.htm

[9] https://worlds.ru/asia/malaysia/history8.shtml

[10] БИКИ №106 Вторник, 19 сентября 2006 г.

[11] https://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0302/02.shtml

[12] https://www.polpred.com/country/cn/free.html?book=620&country=77&id=6021&act=text

[13] https://www.krugosvet.ru/articles/120/1012057/1012057a2.htm

[14] https://kr.product.ru/arcmain_det.asp?ID=28099

[15] Финансово-промышленный конгломерат, зачастую имеющий тесные связи с правительством
(кор. «могущественный (богатый) семейный клан»)

[16] БИКИ №135, 24 ноября 2005 г.

[17] https://www.mdoffice.com.ua/pls/MDOffice/all_news.html?a2=24112006&a3=32325

[18] https://www.lgoil.ru/

[19] https://www.lgchem.com/

[20] https://www.world-asia.info/korea_yug.htm

[21] Более подробно см. БИКИ от 5 августа 2004 г.

[22] Подробнее см. БИКИ №98, вторник, 29 августа 2006 г.

[23] Подробнее об этом: БИКИ от 13 июля 2004 г.

[24] БИКИ №86, 3 августа 2004 г.

[25] БИКИ №81, 20 июля 2006 г.

[26] БИКИ №115, 9 октября 2004 г.

[27] https://www.korea.net/

[28] Новость в российских СМИ: https://www.lfa.ru/news/2005/12/27/519.html

[29] https://www.allchina.ru/rus/articles/15/2318_1.php

[30] https://catalog.fmb.ru/brazil14.shtml

[31] https://www.metalloprokat.ru/news/0000/00/00/news_83354.html

[32] https://catalog.fmb.ru/br6.shtml

[33] В.К. Ломакин «Мировая экономика» 2002 г., стр. 500

[34] https://www.brasilia.polpred.ru/tom1/16.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: