Цель урока: Формирование представлений об основных периодах становления физиологии, анатомии, гигиены и психологии, вкладе ученых в этот процесс.
Задачи урока:
Образовательные:
- Проверить знания учеников по теме «Науки о человеке»; продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии, для сохранения, укрепления здоровья; продолжить формирование понятий «здоровье»; изучить вклад ученых в развитие наук о человеке.
Развивающие:
- Развитие умений устанавливать причинно–следственные связи, сравнивать, объяснять, делать выводы, аналитических способностей, логического мышления, работы с текстом учебника.
Воспитательные:
- Способствовать формированию интереса к предмету, развитие умения самостоятельной работы, способности к коммуникации, воспитание гордости за успехи ученых соотечественников; элементы патриотического воспитания.
Методы обучения:
Словесные (объяснение учителя, беседа); самостоятельная работа (ответы на вопросы фронтальной беседы), самостоятельная работа с учебником, лабораторный эксперимент.
Оборудование:
Учебная доска, учебник, проектор, компьютер, инструктивная карточка «Строение семян»; Семена Фасоли обыкновенной (Phaseolus vulgaris); Пшеница обыкновенная (Triticum vulgare); чашки Петри, препаровальные иглы, пинцет, лезвия бритвы.
Ход урока:
I. Организационный момент (2-3 мин.)
Приветственное слово учителя, позитивный настрой учеников на работу. Введение в тему работы. Раздача ученикам памяток о выполнении домашнего задания. Знакомство с учебником.
II. Актуализация знаний. (5 мин.).
Вопрос ученикам: Какие растения размножаются семенами? (Ответы учеников). Объяснение учителя: семенами размножаются голо и покрытосеменные растения. Курс биологии 6-го класса посвящен Покрытосеменным или, как их еще называют, Цветковым растениям. Вопрос ученикам: Задумывались ли вы о значении термина Покрытосеменные, как вы считаете, что это означает? (Ответы учеников). Объяснение учителя: Покрытосеменные – это группа высших растений, семена которых покрыты плодами, ученики под диктовку записывают определение в тетрадь. Сегодня нам предстоит изучить строение семени покрытосеменных растений, их функции и свойства.
III. Изучение нового материала (25 мин.).
Учениками выполняются лабораторные опыты в соответствии с инструктивной карточкой.
Тема: Строение семян.
Цель: Определить связь строения набухшего семени и сухого, как органа растения для распространения, переживания неблагоприятных условий и размножения.
Объекты и оборудование: Семена Фасоли обыкновенной (Phaseolus vulgaris); Пшеница обыкновенная (Triticum vulgare); чашки Петри, препаровальные иглы, пинцет, лезвия, лупы.
Лабораторный опыт №1. «Свойства набухшего и сухого семени двудольного растения».
Ход работы:
1. В тетради начертите следующую таблицу:
Сравнение свойств набухшего и сухого семян Фасоли обыкновенной
Свойства | Набухшее семя | Сухое семя | Значение |
1. Характер поверхности | |||
2. Прыгучесть семени | |||
3. Скользкость | |||
4. Размер семени | |||
5. Интенсивность окраски семени | |||
6. Плотность | |||
7. Проницаемость кожуры. |
2. Сравните набухшее и сухое семя Фасоли обыкновенной, опираясь на данные таблицы. 3. Попробуйте предугадать, какую роль играют данные свойства для семени.
Лабораторный опыт №2. «Строение семени Фасоли обыкновенной»
1. Возьмите в руки набухшее семя Фасоли посевной, определите его форму.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к плоду.
3. Над рубчиком найдите небольшое отверстие – Микропиле, которое служит для поступления воды и воздуха к семени.
4. Аккуратно снимите плотную семенную кожуру, разделите семя вдоль на две части. Найдите зародыш.
5. Зарисуйте семя фасоли в разделенном по семядолям состоянии. Обозначьте на рисунке основные части семени: зародыш (стебелек, корешок, почечка), семядоли и семенную кожуру.
6. Подумайте, какую роль играют данные части семени, какие части растения из них образуются.
7.Самостоятельно найдите в учебнике рисунок «Строение семени Пшеницы обыкновенной». При помощи текста учебника опишите строение пшеницы по следующим критериям:
7.1. Количество семядолей и их размер.
7.2. Расположение запасных питательных веществ.
7.3. Семенная кожура, её особенность.
7.4. Кратко зарисуйте строение семени Пшеницы обыкновенной, обозначьте его части.
8.Сделайте вывод по работе, используя данное предложение:
«Семя растения является органом для распространения, переживания неблагоприятных условий и размножения, так как имеет …., …. и …... …… выполняет функцию запаса питательных веществ. …… выполняет защитную функцию. А из ….. образуется новое растение.»
Итог: Учитель сообщает ученикам, что пройденная тема «Устройство увеличительных приборов» является важным аспектом изучения клеток организмов.
IV. Домашнее задание (5 минут): параграф №1, вопросы после параграфа; Термины (Семядоли)