Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
_______________С.В.Авдашкевич
«____» ____________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Б1.В.ДВ.3.1 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Направление подготовки: 42.03.03 «Издательское дело»
Направленность (профиль) ОП ВО «Книгоиздательское дело»
Уровень высшего образования: Бакалавриат
Тип ОП ВО Академический бакалавриат
Форма обучения: Очная, очно-заочная, заочная
Санкт-Петербург
Цели и задачи дисциплины
Цель изучения: освоение студентом понятийного аппарата данной дисциплины; выделение ключевых позиций по наиболее важным проблемам, а также выработка навыков формирования системы знаний по психологии и педагогике, необходимых для принятия компетентных решений в будущей профессиональной деятельности.
Задачи курса:
· усвоить методологию психологии и педагогики, их основные категории;
· научиться руководствоваться психологическими и педагогическими знаниями при анализе и оценке действий и поступков человека, социально-психологических явлений в обществе, коллективе;
· научиться применять на практике научные психологические и педагогические знания в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия;
· усвоить основные психологические и педагогические закономерности, влияющие на эффективность принятия решений в будущей профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины
Содержание тем дисциплины
№ п/п | Наименование темы дисциплины | Содержание темы |
1. | Введение. История возникновения и развития психологии | Предмет и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Методы психологии. |
2. | Понятие о психике. Сознание как высшая ступень развития психики. | Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Сознание. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. Воля как характеристика сознания. Состояния сознания. |
3. | Психология деятельности и познавательных процессов. | Ощущения и восприятия. Внимание. Закономерности памяти. Мышление. Развитие мышления в персогенезе. Способы активизации мышления. Расстройства мышления. Воображение. Виды воображения. Речь. Виды речевой деятельности. Интеллект. Оценка интеллекта. |
4. | Общее и индивидуальное в психике человека. Психология личности. | Человек, индивид, индивидуальность и личность. Теории личности. Психологическая структура личности. |
5. | Индивидуально-типологические особенности личности. | Способности как проявление индивидуальности. Типология темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности. Конституционные типологии (Э.Кречмер, У. Шелдон). Характер. Акцентуации характера. Типологии характера. Мотивация. Психические состояния. Агрессивность и агрессивное поведение. |
6. | Общение как деятельность. Психология общения. | Функции и структура общения. Транзактный анализ общения. Вербальные и невербальные средства общения. Типы и механизмы психологического воздействия. Виды и техники слушания. |
7. | Психология взаимодействия. Межличностные отношения | Межличностные отношения. Социально-психологические влияния. Взаимодействия в группе. Взаимодействия людей в неорганизованных группах. Личность и группа: проблема лидерства и руководства. Межгрупповые отношения. |
8. | Педагогика как наука. Основные категории педагогики. | Общее представление о педагогике. Объект, предмет и задачи педагогики. Функции педагогической науки. Методы исследования в педагогике. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие. Педагогическая деятельность как организационно-управленческая деятельность. |
9. | Педагогический процесс: его сущность и содержание | Педагогический процесс как предмет изучения педагогики. Целеполагание в педагогике и педагогические принципы. Структура педагогического процесса. Обучение как процесс. Виды и методы обучения. Воспитания и его закономерности. Методы воспитания. Образование как общечеловеческая ценость. |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Наименование разделы/темы дисциплины | Перечень учебно-практического обеспечения |
Введение. Психология как наука. История возникновения и развития психологии. | Психология и педагогика [Электронный ресурс]: электронный курс: рекомендовано методсоветом ВУЗа / М. И. Кавдангалиева; С.-Петерб. ун-т упр. и экон. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Изд-во СПБУУиЭ, 2012. | |
Понятие о психике. Сознание как высшая ступень развития психики | Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие для бакалавриата / О. В. Пастюк. - М.: Инфра-М, 2013. - 160 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). | |
Психология деятельности и познавательных процессов | Психология и педагогика [Текст]: учебник для вузов: рекомендовано Мин. образования / А. М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 543 с. - (Золотой фонд российских учебников). | |
Общее и индивидуальное в психике человека. Личность и ее развитие | Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010 г. — 432 с. — Электронное издание. | |
Индивидуально-типологические особенности личности | Пидкасистый П.И. Психология и педагогика 2-е изд. Учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2011 г. — 714 с. — Электронное издание. — УМО | |
Общение как деятельность. Психология общения | Психология и педагогика [Электронный ресурс]: электронный курс: рекомендовано методсоветом ВУЗа / М. И. Кавдангалиева; С.-Петерб. ун-т упр. и экон. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Изд-во СПБУУиЭ, 2012. | |
Психология взаимодействия. Межличностные отношения | Столяренко А. М. Психология и педагогика: учебник. — М.: Юнити, 2012 г. — 543 с. — Электронное издание. — МО РФ. | |
Педагогика как наука. Основные категории педагогики | Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие для бакалавриата / О. В. Пастюк. - М.: Инфра-М, 2013. - 160 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). | |
Педагогические процесс: его сущность и содержание | Психология и педагогика [Электронный ресурс]: электронный курс: рекомендовано методсоветом ВУЗа / М. И. Кавдангалиева; С.-Петерб. ун-т упр. и экон. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Изд-во СПБУУиЭ, 2012. |