Место социологии молодежи в системе социологического знания и в государственной молодежной политике.




Тема: Социология молодежи. Роль молодежи в системе общественных отношений.

1. Место социологии молодежи в системе социологического знания и в государственной молодежной политике.

2. Основные понятия и категории социологии молодежи.

3. Состояние исследования молодежных проблем и необходимость развития социологии молодежи в Украине.

 

Место социологии молодежи в системе социологического знания и в государственной молодежной политике.

Проблемы молодежи, ее образования, воспитания, социального становления, участия в общественной жизни находятся в центре внимания и на стыке разных наук. Учитывая то, что социальный портрет молодежи формируется под влиянием различных общественно - политических и социальных условий. Социология проявляет интерес к тому, какую роль будут играть для молодежи определенные социальные ценности, нормы морали, традиции. Этими же вопросами занимается ювентология (наука о разнообразные особенности молодежи) - составная часть современной науки о человеке. Социальное самочувствие молодежи является одним из главных показателей развития общества, а проблема формирования ее сознания - одна из важнейших в социологии. Для того, чтобы формирования молодежи происходило адекватно общественным процессам, необходимо определить ее роль и место в обществе, выяснить ее трудности и проблемы. Среди них традиционные - любовь, дружба, поиски смысла жизни, создания семьи. Для изучения молодежных проблем необходим глубокий системный анализ бытия молодежи, чем и призвана заниматься социология молодежи.

Социология молодежи - область социологии, которая исследует социально-демографическую общность общества, которая приезжает в процессе перехода от детства к взрослой жизни и переживает состояние семейной и внесемейных социализации, интернализации норм и ценностей, свершения социальных и профессиональных ожиданий, ролей, статуса.

В последнее время нижним пределом молодежного возраста считается 14 лет, а верхний - 35 лет. В основу этой точки зрения (14 - 35 лет) положен тезис о "продолжении юности", увеличение времени вхождения в социальную жизнь. Однако, исходя из определенных практических соображений и финансовых возможностей, в Законе Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи" указано: молодежью считаются молодые граждане в возрасте от 15 до 28 лет. Сегодня в Украине насчитывается более 11 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет, что составляет почти 23 % населения. Украинская молодежь - составная часть мирового сообщества молодежи той двигающей силы, что тяготеет к преобразований установленного порядка, является проводником динамических социальных изменений и инноваций.

Насколько современная украинская молодежь подготовлена (профессионально и морально) к участию в государственно - творческих процессах, происходящих в Украине, что необходимо сделать в области государственной молодежной политики, чтобы обеспечить надлежащие условия для реализации высоких потенциальных возможностей подрастающего поколения, для гармонизации отношений между обществом и молодежью - все эти вопросы чрезвычайно актуальные, острые. Выяснением этих вопросов, а также разработкой основ государственной молодежной политики и занимается социология молодежи.

Сейчас настала потребность в выработке новой концептуальной схемы социологии молодежи, в которой молодежь выступает не как пассивный, а как активный действующий субъект общественных преобразований, осуществляемых в молодом украинском независимом государстве.

Социология молодежи выступает важной составляющей государственной молодежной политики. В то же время молодежная политика того или иного государства сама должна быть компонентом общей целостной концепции развития этого общества. Специфика современных государственных процессов в Украине такова, что эта целостная концепция производится. Зато сегодня основные законодательные акты и документы государственной молодежной политики в Украине уже приняты, и это создает определенные трудности в реализации молодежной политики в условиях, когда приоритеты государства еще не определены или, как сейчас, видное место среди них занимает развитие экономики.

Следовательно, существует прямая и непосредственная связь между состоянием общества и его отношением к молодежи. Пренебрежение этим принципом, горький опыт прошлого должны послужить предостережением для современных политических деятелей и чиновников. Молодежь - это будущее страны, и чтобы должным образом обеспечить это будущее, государство должно выработать реалистичную, сбалансированную, взвешенную политику в отношении молодого поколения.

Ранее считалось, что молодежь выступает преимущественно объектом государственной молодежной политики, объектом социального влияния. К сожалению, и сейчас мало что изменилось; разница разве что в том, что предполагается влиять не на саму молодежь, а на условия ее социализации в различных сферах его жизнедеятельности, поддерживать ее гарантиями, привилегиями и пожертвованиями. С этим трудно согласиться, потому что, во-первых, эти гарантии, привилегии и льготы государством только провозглашаются на уровне государственного закона, но не существует выработанного механизма реализации этих намерений и положений, воплощения их в жизнь. По-второе; то основное, что объединяет молодежь в определенную социально-демографическую сообщество и выделяет ее среди других сообществ, - это ее специфические интересы. Поэтому реализация молодежной политики должна предусматривать поиск оптимальных путей преодоления противоречий между интересами государства и подрастающего поколения. Игнорирование интересов молодежи ли манипуляция ее сознанием приводили к низкой эффективности молодежной политики, которая часто не достигала своей цели и превращалась в фарс.

Особенности современного положения молодежи заключаются в том, что она выступает, прежде всего, как субъект общественной жизни, который находится вместе с тем в процессе своего становления. Отсюда в государственной молодежной политике в качестве равноправных субъектов должны выступать как молодежь, так и общество. Речь должна идти не о патерналистскую (от лат. paternus - отцовский, опекунский) политику государства по отношению к молодежи, а скорее о содействии ее социальной адаптации в условиях перехода к рыночное ориентированной экономики, о создании такой социальной системы, которая бы могла самозабезпечити и воспроизвести себя. Недаром, программа в области молодежной политики в странах Европейского Сообщества предусматривает два основных, в указанной последовательности, принципы: 1) активное и непосредственное участие молодежи в ее разработке и реализации, 2) поддержку молодежных инициатив государственными структурами. Процесс помощи молодежи в западных странах, отмечают исследователи, получает энергию в индивидуализации, а не в коллективизации, в регионализации, а не в централизации, в плюрализме, а не в централизме, и в непосредственном участии, а не в управлении сверху.

Очевидно, поиск реальных путей привлечения молодежи к активных действий, направленных на самообеспечение и самовосстановлению, во многом может и способна осуществлять именно социология молодежи. В первую очередь ее задача заключается в выяснении основных интересов и потребностей молодого поколения, создании ее достоверного социального портрета, выдвижении на этой основе научно обоснованных предложений для государственных органов. Немаловажное значение имеет также анализ возможных последствий принятия законодательных актов в отношении молодежи для смежных и близких социально-демографических групп и сообществ (иначе говоря, когда льготы и, поддержка молодежи государством могут негативно повлиять на положение других социальных групп), неопределенность смысла ЕЕ существования в современном обществе, а также просчет и предвидения долгосрочных последствий этих решений для самой молодежи, особенно при ЕЕ переходе в другой возрастной и социальный состояние.

Итак, социология молодежи является важной составляющей как социологического знания, так и элементом государственной молодежной политики. Она должна обеспечивать эту политику и ее реализацию через выработку дифференцированных стратегий социализации и адаптации молодого поколения. Но для этого она сама должна внутренне обновиться, пересмотреть свои исходные принципы и принципиальные установки.

 

 

Основные понятия и категории социологии молодежи.

Социология молодежи является отдельной специальносоциологической отраслью знания и в процессе своего институционального оформления опирается на современное понимание социологии и ее предмета. В соответствии с общей социально-философской гуманистической ориентации отечественной социологии, потребностей современного общественного развития и достигнутого уровня социологического знания, как центральное понятие, главная социологическая категория в настоящее время на первый план выдвигается отрасль субъекта. Социология сегодня, по мнению известного российского социолога В. Ядова, рассматривается, прежде всего, как наука об социальные сообщества, механизмы их становления, функционирования и взаимосвязи. Одной из таких сообществ является молодежь, объективное положение которой и ее общественная роль уже давно переросли рамки предыдущее используемого к ней понятие "группа", а растущие общественные требования к молодежи нуждаются в их рассмотрении в первую очередь как социального субъекта, который находится в процессе становления и социального созревания и который все больше становится реальным фактором общественного прогресса.

Социология молодежи - это социологическая дисциплина, которая функционирует на трех уровнях: обще методологическом (основываясь на признании молодежи как отдельного сообщества и субъекта общественного развития), специально теоретическом и эмпирическом, что дает возможность придерживаться единства исходных теоретических понятий, операционных определений конкретно-исторического содержания и эмпирических индикаторов. Социология молодежи в научной литературе определяется как отрасль социологии, что исследует специфическую социально-демографическую сообщество, которая находится в процессе перехода от детства к миру взрослых и переживает важный этап семейной и внесемейной социализации и адаптации, интериоризации норм и ценностей, создание социальных и профессиональных ожиданий, социальных ролей и статуса. Этот процесс находит проявление в специфически молодежных формах поведения и сознания, в понятиях молодежной субкультуры, моды, музыки, речи и т.д. Активная роль молодежи в процессах социализации предопределяется тем, что она не только копирует устоявшиеся модели адаптивного поведения и взаимодействия, но и способна вносить в них новый смысл в зависимости от условий жизни, которые постоянно меняются. Основными задачами социологии молодежи считаются:

* исследование ее роли и места в социальном развитии общества;

* изучение тенденций изменения его социального лицо, норм, ценностей и интересов;

* анализ процессов, происходящих в молодежной среде;

* выявление и прогнозирование на этой основе направлений развития молодежных проблем и разработка социальной политики в отношении различных групп молодежи.

Молодежь - это общественная дифференцированная социально-демографическая сообщество, которой присущи специфические физиологические, психологические, образовательные, культурно-образовательные и другие свойства, характеризующие ее биосоциальное созревания как осуществление самовыражения ее внутренних сущностных сил и социальных качеств. Молодежь назад и является специфической сообществом, что ее существенные характеристики и черты, в отличие от представителей старших поколений и возрастных групп, находятся в состоянии формирования и становления. Сущностью молодежи и проявлением ее главной социальной качества является степень достижения им социальной субъективности, степень усвоения общественных отношений и инновационной деятельности.

Понимание молодежи как субсоциэтального сообщества, гетерогенной (т.е. сложной и многомерной) по характеру, позволяет выделить в ее составе ряд внутренних гомогенных (то есть достаточно однородных групп), что объективно занимают в структуре общества отличное положение, отличаются широтой и содержанием сфер деятельности, спецификой духовного мира и, соответственно, играют в процессе развития общества неодинаковую роль. Такой подход дает возможность более адекватно и дифференцированно проанализировать отдельные контингенты молодежи в ходе конкретно-социологических исследований.

В настоящее время в социологии молодежи происходит научный поиск в направлении выделения ее сущностных характеристик как особой социальной общности. Он может быть плодотворным в том случае, если подвергнуть научному анализу ведущие сферы жизнедеятельности молодежи и в каждой из них выделить наиболее характерные черты. Такой подход значительно отличается от тенденции, которая существовала в недалеком прошлом, до значительного сужения рамок социального лицо молодежи ее социально-статусными характеристиками, которое вытекало из соответствующего сужение предмета социологии как науки о социальную сферу в целом к преимущественно социально-структурной проблематике. Теперь на первый план, кроме указанных характеристик молодежи, выдвигаются формы ее жизнедеятельности, образ жизни, содержание спільнісної и групповой сознания, а также деятельность социальных институтов, которые призваны не только осуществлять функцию контроля и управления процессами в молодежной среде, но, прежде всего, определять запросы, потребности, интересы молодежи и способствовать созданию надлежащих условий для ее эффективного социального старта.

Одной из ведущих в социологии молодежи выступает проблема исследования молодежной сознания. При ее решении следует исходить из того, что сознание молодежи, как общественная, так и групповая, - это разновидности массового сознания, которые изучаются социологами путем анализа ее основных форм (политико-правового, экономического, экологического, морального и т.п.), которые функционируют на когнитивном (или теоретически - познавательном), эмоционально-чувственном и конативному (или поведенческом) уровнях.

Отдельного внимания заслуживает также выяснение такого важного понятия социологии молодежи, молодежные проблемы. Высказывается мнение, что социальные проблемы молодежи - это не любые противоречия ее жизнедеятельности, а лишь такие, которые усугубляются и свидетельствуют о недостаточности существующих способов их решения, а значит, приводят к появлению дезорганизующих процессов в системе "общество - молодежь". Молодежные проблемы делятся на два типа: в первом речь идет о растущие требования общества к молодежи, во втором - о личностных чаяния и стремления молодых людей и сложности с их реализацией. Подробнее об этом речь пойдет в третьем вопросе темы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: