УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по учебной дисциплине
ОП.09. Психология
специальность 34.02.01 Сестринское дело
базовая подготовка
очная форма обучения
Разработчик:
Понкратова Т.А., преподаватель дисциплины ОП.09. Психология ГПОУ «КМК»
Рассмотрено на заседании ЦМК СД
Протокол № ____ от ____ 20__ г.
Председатель ЦМК СД
___________ Грицанова Е.А.
Учебно-методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология» специальности «Сестринское дело», базовой подготовки, очной формы обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………4
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ………….5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………………………6
ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ……………………………………………9
Самостоятельная работа № 1…………………………………………………………………...9
Самостоятельная работа № 2…………………………………………………………………...10
Самостоятельная работа № 3…………………………………………………………………...11
Самостоятельная работа № 4…………………………………………………………………...14
Самостоятельная работа № 5……………………………………………………………………17
Самостоятельная работа № 6……………………………………………………………………18
Самостоятельная работа № 7…………………………………………………………………....19
Самостоятельная работа № 8…………………………………………………………………….20
Самостоятельная работа № 9…………………………………………………………………….21
Самостоятельная работа № 10…………………………………………………………………...22
Самостоятельная работа № 11……………………………………………………………………24
Самостоятельная работа № 12……………………………………………………………………26
Самостоятельная работа № 13…………………………………………………………………....29
Самостоятельная работа № 14…………………………………………………………………….30
Самостоятельная работа № 15…………………………………………………………………….32
Самостоятельная работа № 16………………………………………………………………….....33
Приложения………………………………………………………………………………………..34
ВВЕДЕНИЕ
Практика оказания медицинской помощи в современном здравоохранении диктует необходимость комплексного подхода к пациенту в контексте его жизненной, семейно и социально-психологической ситуации, ориентации на психологию здоровья и воспитание саногенного мышления, увеличения роли профилактической медицины.
Основой профессионализма медицинского работника становится не только клиническое мышление, но и психологическая компетентность, готовность строить свою деятельность с учетом основных закономерностей психики и индивидуальных особенностей личности пациента. Особенно актуальны проблемы деонтологии (реализации ценностно-личностного подхода к человеку), проблемы конструктивного контакта в условиях взаимной ответственности за результат лечения. Особую роль в профессиональной деятельности медицинского работника играет способность и умение эффективно общаться. Формирование коммуникативной компетенции – важнейшее направление современного профессионального образования. Невозможно стать профессионалом в какой-либо деятельности, если человек не владеет навыками общения и искусством взаимодействия.
Овладение психологическими знаниями и умениями создает условия для более эффективного и целенаправленного, осмысленного учения, становится условием дальнейшего профессионального и личностного роста, способствует развитию способности к самореализации и непрерывному обучению. Психологически компетентный медицинский работник обладает системой профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков, объединенных гуманно-ценностным отношением к больным и коллегам по работе, постоянной направленностью на личностное и профессиональное совершенствование.
Учебная дисциплина ОП.09. Психология призвана обеспечить будущих специалистов психологическими знаниями и умениями.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- эффективно работать в команде;
- проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе;
- осуществлять психологическую поддержку пациента и его окружения;
- регулировать и разрешать конфликтные ситуации;
- общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;
- использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;
- использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- задачи и методы психологии;
- основные направления психологии;
- психологию личности;
- психологию малых групп;
- психологию общения;
- особенности делового общения;
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- основы психосоматики;
- психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ
Уважаемые студенты!
Учебно-методические рекомендации предназначены студентам для оказания методической помощи в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, объем и тематика которой предусмотрены программой учебной дисциплины ОП.09. Психология по специальности 34.02.01 Сестринское дело, базовой подготовки, очной формы обучения.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы представлены различными формами и видами: проведение психологической самодиагностики, составление схем, таблиц и конспектов, решение ситуационных задач, разработка памяток и информационного буклета с рекомендациями, подготовка сообщений и мультимедийных презентаций.
В учебно-методических рекомендациях описаны содержание и алгоритм выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, а также критерии оценки выполненной работы.
Учебно-методические рекомендации не содержат эталонов ответа, задания выполняются самостоятельно, контроль проводится преподавателем на практических занятиях.
При выполнении самостоятельной работы придерживайтесь следующих рекомендаций:
1. Внимательно изучите методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
2. Выполняя самостоятельную работу в тетради для ВСРС, укажите наименование ВСРС, тему программы, цель ВСРС.
3. При выполнении самостоятельной работы ответы на вопросы, решения задач, выводы и т.п. записывайте чётко и кратко в заранее подготовленные тетради для внеаудиторной самостоятельной работы студента.
4. Внимательно прочитайте тему, цель и содержание задания самостоятельной работы.
5. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.
6. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем месте. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.
7. Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.
8. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
9. Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.
10. При выполнении самостоятельного задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
11. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
12. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в указанный преподавателем срок.
ЖЕЛАЮ УСПЕШНОЙ И ИНТЕРЕСНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ!
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы программы | Количество часов на выполнение задания | Цель ВСРС | Вид самостоятельной работы | Форма контроля |
Психология как наука. Понятие и структура психики | Для формирования представлений | ВСРС 1 Заполнение таблицы «Основные направления психологии» | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П1 | ||
Личность: понятие, структура, развитие | Для углубления и систематизации знаний | ВСРС 2 Заполнение таблицы «Теории личности в различных направлениях психологии» | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П3 | ||
Профессиональное становление личности медицинского работника | Для углубления и систематизации знаний Для формирования умений | ВСРС 3 Подготовка мультимедийной презентации «Психологический портрет медицинского работника» | Оценка разработки и представления мультимедийной презентации Контроль на П5 | ||
Профессиональное становление личности медицинского работника | Для овладения знаниями Для развития умения | ВСРС 4 Разработка информационного буклета с рекомендациями «Профилактика эмоционального выгорания» | Оценка разработки и представления буклета Контроль на П6 | ||
Когнитивная сфера личности | Для закрепления и систематизации знаний Для формирования умения | ВСРС 5 Решение ситуационных задач по теме «Нарушения познавательных процессов» | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П7 | ||
Аффективная сфера личности | Для закрепления и систематизации знаний | ВСРС 6 Подбор упражнений для снятия эмоционального напряжения | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П8 | ||
Аффективная сфера личности | Для овладения знаниями Для развития умения | ВСРС 7 Разработка информационного буклета с рекомендациями «Способы снятия стресса» | Оценка разработки и представления буклета Контроль на П9 | ||
Психологические свойства личности: темперамент и характер | Для закрепления и систематизации знаний Для развития умения | ВСРС 8 Самодиагностика темперамента | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П9 | ||
Психологические свойства личности: темперамент и характер | Для закрепления и систематизации знаний Для развития умения | ВСРС 9 Самодиагностика акцентуаций характера | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П12 | ||
Проблема личности в социальной психологии. Социальная психология групп | Для закрепления и систематизации знаний | ВСРС 10 Выполнение тестовых заданий «Проблемы личности в социальной психологии» | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П13 | ||
Проблема личности в социальной психологии. Социальная психология групп | Для овладения знаниями Для формирования умения | ВСРС 11 Решение ситуационных задач «Психология массовидных явлений» | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П13 | ||
Общение как социально-психологический феномен | Для овладения знаниями Для развития умения | ВСРС 12 Разработка памятки с рекомендациями «Правила ведения деловой беседы», «Правила беседы по телефону», «Правила публичного выступления» (темы памятки по выбору обучающегося) | Оценка разработки и представления памятки Контроль на П14 | ||
Психология конфликта | Для овладения знаниями Для развития умения | ВСРС 13 Разработка информационного буклета с рекомендациями «Правила поведения в конфликте» («Способы разрешения конфликта») | Оценка разработки и представления буклета Контроль на П16 | ||
Психология соматического больного | Для овладения знаниями Для развития умения | ВСРС 14 Подготовка сообщений «Психологический профиль пациентов с отдельными соматическими заболеваниями» | Оценка представления сообщения Контроль на П17 | ||
Основы психосоматики | Для формирования представлений | ВСРС 15 Заполнение таблицы «Психосоматичес-кие расстройства» | Индивидуальная проверка результатов выполнения задания Контроль на П18 | ||
Психогигиена, психопрофилакти-ка, психотерапия | Для овладения знаниями Для развития умения | ВСРС 16 Подготовка мультимедийной презентации на тему «Экстренная психологическая помощь» | Оценка разработки и представления мультимедийной презентации Контроль на П18 | ||
Итого: |