Создание образа исполнителя при постановке хореографического номера 3б хореографы( Cценическая практика)пр.БудановаН.Ю.




Задача любого художника - поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера - воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщенного художественного отражения действительности - создать художественный образ.

Что же такое хореографический образ? Это конкретный характер человека, проявляющийся в его отношении к окружающей действительности. Характер героя раскрывается на сцене в линии его поведения, в его действиях и поступках средствами хореографического искусства. Так как искусство хореографии теснейшим образом связано с музыкой, следовательно, хореографический образ, его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением.

Едва ли не основным в работе режиссера, балетмейстера, драматурга являются жизненные наблюдения. Только жизнь во всем ее многообразии может явиться материалом для художника

В создании художественного образа большое значение имеет мировоззрение художника. Это его фундамент. Возможность объективного познания жизни, ее закономерностей и развития дает социальный реализм. Пользуясь методом социалистического реализма, мастера искусства, в том числе хореографы, создают истинно художественные произведения, отвечающие духу времени, отражающие и пропагандирующие передовые идеи.

Каждый художник вместе с тем в зависимости от своей индивидуальности, уровня культуры, особенностей мышления использует и свои частные приемы. Поясним на примере: создавая произведение на историческую тему, любой балетмейстер в первую очередь будет изучать эпоху, в которой происходит действие, исторические портреты людей - иконографию, литературу, живопись - все, что может дать толчок его фантазии. Но каков будет результат, какие образы сложатся в его голове, зависит от его личности.

Приведем примеры работы над образом выдающихся деятелей русского искусства. Вот что говорил по этому поводу И. С. Тургенев: "Когда я заинтересовываюсь каким-либо характером, он овладевает моим умом, он преследует меня днем и ночью и не оставляет меня в покое, пока я не отделаюсь от него. Когда я читаю, он шепчет мне на ухо свои мнения о прочитанном, когда я иду гулять, он высказывает свои суждения обо всем, что бы я ни услышал и ни увидел. Наконец, мне приходится сдаваться -я сажусь и пишу его биографию. Я спрашиваю себя: кто были его отец и мать, что за люди они были, какого рода семью представляли, каковы были их привычки и т. д. Затем я перехожу к истории воспитания моего героя, к его наружности, к местности, где он провел годы, в которые формируется характер. Иногда я иду даже дальше, как, например, это было с Базаровым. Он так завладел мной, что я вел от его имени дневник, в котором он высказывал свои мнения о важнейших текущих вопросах, религиозных, политических и социальных"1.

(Цит по кн.: И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1969, т. 2, с. 355 - 356.)

А вот рассказ художника П. А. Федотова о поиске и рождении образа: "Когда мне понадобился тип купца для моего "Майора", я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки, гулял по Невскому проспекту с этой же целью, но долго не мог найти того, чего мне хотелось. Наконец, однажды, у Аничкина моста, я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться, волочился за ним целый год, изучил его характер, получил позволение списать с моего почтенного тятеньки портрет (хотя он считал это грехом и дурным предзнаменованием) и тогда только внес его в свою картину"1.

(Можайский И. Несколько слов о покойном академике П. А. Федотове. - В кн.: П. А. Федотов. М., 1946, с. 201.)

А писатель А. Н. Толстой говорил по этому поводу следующее: "Часто ли прототипом действующих лиц являются для меня существующие люди? Нет, никогда. Лишь какая-нибудь поразительная черта, лишь особенно яркая фраза, лишь отчетливая реакция на обыкновенные явления. Тогда от этой особенности и яркости (живого человека) начинается выдумка моего действующего лица. Я загораюсь, почувствовав в человеке типичное..."1.

(Толстой А. Н. Как мы пишем. Собр. соч. М., 1961, т. 10, с. 135 - 136.)

Итак, создание образа процесс сугубо индивидуальный у каждого художника, общее же в том, что все они черпают материал для своей работы из жизни, причем не только окружающей, но и прошлой, для чего тщательно изучают всевозможные материалы. Анализируя весь комплекс полученных знаний, впечатлений, художник, в нашем случае - балетмейстер, вырабатывает свое суждение, свой взгляд. Умение выбрать главное, самое существенное играет большую роль для конечного результата работы - создания хореографического произведения.

Но мало увидеть, исследовать, нужно еще и уметь обобщить. Мы говорим: "Это типичный образ нашего молодого современника". Это значит, что, кроме индивидуальных черт характера, данный герой несет в себе типичные черты, свойственные нашему современнику: честность, чувство долга, бескорыстное служение Родине, готовность к подвигу и т. д. От умения обобщить образ, сделать его типичным в сочетании с правильно построенным сюжетом, где герой будет поставлен в такие жизненные обстоятельства, в которых наиболее полно проявятся его черты, зависит значимость созданного произведения и во многом его успех у зрителя.

Большое значение в создании образа героя имеет знание балетмейстером психологии. Это дает ему возможность не только понимать встречающиеся в жизни различные характеры людей, но и правильно выстраивать сначала в своем воображении, а потом и на сцене линию поведения героев хореографического произведения.

И конечно же, для создания художественно правдивого образа балетмейстер должен быть профессионалом в высокой степени, т. е. в совершенстве знать не только технологию хореографического искусства, но и уметь проанализировать музыкальное произведение, чтобы определить его форму, стиль, характер, музыкальные характеристики каждого персонажа, связать развитие хореографических образов с развитием музыкальной формы, знать хореографический фольклор, чтобы герои были наделены национальными чертами.

В. Васильев в роли Спартака. Балетмейстер Ю. Григорович

 

В работе балетмейстер наделен гораздо большими полномочиями, чем режиссер драматического театра, так как в отличие от режиссера драмы он сам сочиняет хореографический текст. В его возможностях создать для действующих лиц такой текст, который будет способствовать выявлению их характеров, раскрытию идеи произведения. С одной стороны, идея является определяющим моментом при создании хореографического образа, с другой - раскрывается через сценические образы.

Балетмейстер в решении образа отталкивается от сюжета, идеи и строит хореографический образ, основываясь на музыкальном материале. Для верного решения сценического образа, для того чтобы этот образ раскрывал идею произведения, режиссер должен знать и верно отразить историческую обстановку. Перенеся действие механически в другую эпоху или наделив образы несвойственными данной эпохе чертами, балетмейстер тем самым искажает историческую правду, что влечет за собой неточною трактовку идейного содержания произведения, неверное раскрытие образов, искажение идеи.

Балетмейстер, работая над образом героя, должен продумать его историю, биографию. Не только то, что с ним будет происходить на сцене, но и то, что было с ним до этого и что будет потом. Автор только тогда добьется убедительного художественного результата, если сделает поведение своего героя логичным, правдивым, естественным. В жизни разные люди по-разному реагируют на то или иное событие. Один безмолвно смотрит на происходящее, другой активно высказывает свое отношение. Первый переживает все внутри себя, второй выявляет свои чувства эмоционально и ярко. Герой может быть показан в самых различных проявлениях своего характера, но зритель должен понять, что гнев его вызван такими-то причинами, а нежность проявляется под влиянием таких-то чувств. Это должен быть цельный образ, раскрывающийся все больше и больше в определенных обстоятельствах. Линия поведения героя в процессе сценического действия дает возможность раскрыть перед зрителем его образ с наибольшей полнотой. Балетмейстер должен найти в произведении такие ситуации, поставить перед артистами такие задачи, при решении которых раскрывались бы образы действующих лиц наиболее полно и ярко. Линия поведения героя помогает раскрытию его образа, а следовательно, и раскрытию сюжета и идеи произведения.

Правда хореографического образа опирается на правду народного танца, правду жизни, правду взаимоотношений. В том случае, если балетмейстер сумеет правдиво отобразить все это в хореографических образах, произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность.

Каждое произведение, в том числе и хореографическое, должно иметь свой стиль. Несмотря на различие образов в танцевальном номере и, естественно, в многоактном балете, все они должны быть решены в едином ключе. Следовательно, забота о стилевом единстве влияет на решение образа в хореографическом произведении. Даже один и тот же балетмейстер может поставить разные произведения совершенно по-разному. Например, балетмейстером П. Вирским были поставлены хореографические миниатюры "Ой, под вишнею" и "О чем верба плачет". Эти два номера отличаются друг от друга не только по сюжету, но и решены хореографом в различных ключах. Танцевальная лексика, пластика каждого из этих сочинений имеют свои оригинальные стилевые особенности.


А. Радунский в роли царя в балете 'Конек-Горбунок'. Балетмейстер А. Радунский

В процессе познания, изучения материала и в дальнейшей работе для балетмейстера чрезвычайно большое значение имеет его творческая фантазия. Фантазия проявляется не только в сочинении танцевальных сцен, не только в создании хореографических композиций, но и в сочинении сюжета, разработке композиционного плана, создании образов и умении поставить эти образы в необходимые сценические ситуации, в которых бы они (образы), раскрывая себя, раскрывали сюжет, идею произведения.

Прежде чем начать сочинять конкретные танцевальные движения, балетмейстер должен настолько вжиться в сочиненный им образ, чтобы научиться не только думать его мыслями, но и "разговаривать" его языком. Естественно, для этого нужно изучать соответствующий материал. Поэтому так важна подготовительная работа, о которой мы уже не раз говорили, особенно если произведение касается исторических событий. Истинный художник обязан всю жизнь подчинить своей профессии. Какую бы книгу он ни читал, какой бы фильм ни смотрел, чтобы в жизни он ни пережил, что бы ни увидел, - сознательно (а иногда и подсознательно) он откладывает все впечатления в копилку своей памяти, чтобы в нужный момент ими воспользоваться. Наблюдения, анализ жизненных явлений, характеры людей, их взаимоотношения, психология человеческих поступков - все это является пищей для фантазии балетмейстера.


Ансамбль народного танца СССР. Танец 'Полянка'

Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии. Хореографический образ также не может создаваться без учета этих законов. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией, и кульминация, и развязка. Балетмейстер должен помнить об этом всегда.

Слушая музыку, балетмейстер в своем воображении создает хореографические образы. Сначала перед ним возникает как бы общий контур, потом отдельные детали образа; чтобы сделать его живым, балетмейстер должен дать ему возможность заговорить хореографическим языком, для этого он сочиняет его танцевальный текст.


Н. Бессмертнова в роли Жизели в одноименном балете. Балетмейстер Л. Лавровский

Балетмейстер должен так продумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия.

Чтобы хореографический образ получил на сцене наиболее полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед актером ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. При работе с исполнителем балетмейстер должен не только рассказать о характере, привычках героя, но и уметь средствами показа раскрыть стиль и характер движения. Выразительность показа имеет очень большое значение. Мастерство исполнителя во многом способствует выявлению замысла балетмейстера. Актер на первом этапе работы всецело находится во власти балетмейстера (в плане постановки задачи, изучения танцевальной лексики, манеры исполнения, стиля), но в дальнейшем он своим творчеством развивает, дополняет и раскрывает задачу, поставленную балетмейстером. Таким образом, в процессе совместного труда балетмейстера с актером задуманный образ находит свое воплощение.

Несмотря на условность хореографического жанра, балетмейстер и артисты должны добиваться правды сценического образа, поскольку воздействие произведения на зрителя возможно лишь в том случае, если зритель будет верить в происходящее на сцене. Иногда балетмейстер начинает выносить на сцену мельчайшие детали, бытовые подробности и заслоняет этим главное, тем самым произведение теряет свою художественную ценность. В живописи примером условности и вместе с тем правдивости изображения является "Демон" Врубеля. Иногда можно видеть на живописных полотнах, что художник все изобразил достоверно, детали выписаны, а художественного образа нет, нет отношения художника к тому, что изображено.

Особенно трудным для балетмейстера, для либреттиста является создание образа нашего современника. Сложность заключается в том, что зритель замечает малейшую фальшь в поведении героя, в его поступках, в его манере держаться. Образ нашего современника в балетном спектакле обязательно должен иметь индивидуальные черты. Здесь нельзя идти по линии Правда хореографического образа опирается на правду народного танца, правду жизни, правду взаимоотношений. В том случае, если балетмейстер сумеет правдиво отобразить все это в хореографических образах, произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность

Сценический образ - сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. В танцевальном искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии. Балетмейстер использует для того и рисунок танца, и танцевальный язык пластику человеческого тела, мимику и драматургическое развитие образа, и, конечно, музыку.

Задание

Привести свой пример работы над образом исполнителя(ЧТО МЕШАЕТ В РАБОТЕ, ЧТО ПОМОГАЕТ) и пример великих балетмейстеров, мастеров хореографии (сделать маленькое сообщение)

ЛИТЕРАТУРА

.Соколов-Каминский А.А., «Советская балетная школа», М., «Знание», вып.10 2009. - 77 С.

.Соллертинский И., «Статьи о балете» Л., «Музыка», 2012.- 99 С.

.Сушков, Б. Театр будущего. Школа русского демиургического театра. Этика творчества актера [Текст] / Б. Сушков. - Тула: Гриф и К, 2010. - 472 С.

.Программа «Мастерство актера» для хореографических училищ, М., 2007. - 145 С.

.Тарасов Н.И., «Классический танец» М., «Искусство», 2011. - 78 С.

.Тарасов Н.И., «Классический танец», М., Искусство, 2011. - 86 С.

.Театр. Актер. Режиссер: краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2010. - 352 С.

.Уральская В.И. в сб. Задачи воспитания бал-ра в театральном ВУЗе, М., ГИТИС, 2010, С.31 ст. Выразительные средства современного хореографического искусства. - 54 С.

.Уральская В.И., «Как необходимы такие встречи», ж. Советский танец, N 5, 2010. - 120 С.

.Ушаков, А. Л. Оформление спектакля на малой сцене [Текст] / А. Л. Ушаков. - Москва: 2010. - 216 С.

.Холфина С., «Вспоминая мастеров московского балета…» М., «Искусство» 2010. - 97 С.

.Чехов, М. Путь актера / М. Чехов. - Москва: АСТ

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: