Просветление - ваше прирожденное право




Прежде чем усталые глаза сомкнуть, спроси себя: в чем преуспел ты, что ты упустил?

Отбрось плохое, хорошее сберечь старайся. Подумай о моих советах.

Люби их, следуй им: они тебе укажут путь к вершинам добродетели.

Я в том клянусь пред тем, кто в сердца людские вложил Тетраду тайную, символ бесконечности и чистоты, источник всего сущего и Бога образец.

Но прежде обязанность преданной души — к богам взывать со страстью. Они помогут в начале и конце пути.

Богов советы тебя не поведут дорогой ложной, помни: при всем разнообразии существ суть одна.

Ты должен понимать, где начало и конец всего.

И если небо позволяет,

ты должен знать: сущность и природа

у всех, во всем — одна.

Везде — одна...

Поэтому, коль ты стремишься к очищению,

Пусть тщеславия потоки сердца не питают твоего. Увидь, что черви зла, сжирающие человека, рождаются из выбора его.

 

Вклад Пифагора в западную философию огромен. Он бесценен. Пифагор первым познакомил Запад с идеей вегетарианства. Это очень важная идея, в основе ее лежит глубокое благоговение перед жизнью.

Современному уму понять это намного легче: сейчас мы знаем, что все формы жизни взаимосвязаны, взаимозависимы. Человек — это не остров, человек живет в бесконечной паутине миллионов форм жизни. Мы живем в цепи, мы — ее часть. И уничтожать других животных не только отвратительно, безобразно, негуманно — это еще и ненаучно. Мы уничтожаем свой собственный фундамент.

Жизнь — это органическое единство. Человек может существовать только как часть этого оркестра. Только представьте себе жизнь человека без птиц, без животных, без рыб — такая жизнь будет очень и очень унылой, она утратит всю свою многогранность, разнообразие, богатство, цвет. Леса опустеют, не будет раздаваться голос кукушки, не будут летать птицы, и вода будет очень печальной без рыб.

Жизнь во всем ее многообразии существует как органическое единство. Мы — часть этого единства, а часть должна быть признательна и благодарна целому. В этом весь смысл идеи вегетарианства: нельзя уничтожать жизнь, она божественна. Избегайте уничтожения жизни, иначе вы разрушите гармонию всей окружающей среды.

И за этой идей стоит кое-что очень научное. Не случайно все религии, возникшие в Индии, основаны

на вегетарианстве, а все религии, возникшие вне Индии, не опираются на вегетарианство. Но высочайшие вершины религиозного сознания были достигнуты только в Индии, и нигде больше.

Вегетарианство действует как очищение. Когда вы едите животных, вы оказываетесь под властью закона необходимости. Вы становитесь тяжелыми, вас больше притягивает к земле. Если вы вегетарианец, вы легки, вы больше принадлежите закону грации, закону силы, и вас начинает притягивать небо.

Ваша пища — не просто пища, это вы сами. Вы — это то, что вы едите. Если вы едите что-то, что появляется из убийства и насилия, вы не сможете подняться над законом необходимости. В той или иной степени вы останетесь животным. Человек рождается, когда вы начинаете подниматься выше животных, когда вы начинаете делать что-то такое, что не может сделать ни одно животное.

Вегетарианство — это сознательное усилие, намеренное усилие освободиться от той тяжести, которая привязывает вас к земле, чтобы вы могли летать... Чем легче пища, тем глубже медитация. Чем грубее и тяжелее пища, тем труднее медитировать. Я не говорю, что для того, кто не является вегетарианцем, медитация невозможна — она возможна, но это чрезвычайно сложно.

Это похоже на то, как если бы вы поднимались в гору и все время несли бы с собой мешок камней. Это возможно: даже неся эти камни, вы сможете достичь вершины, но это создает совершенно ненужные сложности. Вы могли бы бросить эти камни, вы могли бы разгрузить себя, и ваш подъем мог бы стать легче и намного приятнее.

Разумный человек не понесет камни, поднимаясь в гору, он не понесет ничего лишнего. И чем выше он будет подниматься, тем легче и легче должна будет становиться его поклажа. Даже если он что-то несет, он бросит это.

Когда Эдмунд Хиллари и Норгей Тензинг впервые поднялись на Эверест, по пути им пришлось бросить все — потому что чем выше они поднимались, тем сложнее было что-то нести. Им пришлось бросить даже самые необходимые вещи. Нести самих себя — этого более чем достаточно.

Вегетарианство — это огромная помощь. Оно меняет вашу химию. Когда вы едите и живете за счет животных... Первое: когда животное убивают, оно испытывает чувство злости, страха — и это очевидно. Когда вы убиваете животное... просто представьте, что это убивают вас. Каким будет состояние вашего сознания? Каким будет ваше психическое состояние? Различные виды ядов начнут возникать в вашем организме, потому что, когда вы злитесь, в вашу кровь поступает определенный яд. Когда вы боитесь, в вашу кровь опять поступает яд, уже другой. Когда же вас убивают, это предельный страх, гнев. Все железы вашего тела выпускают весь свой яд.

А человек продолжает жить на этом отравленном мясе. И неудивительно, что он остается злым, жестоким, агрессивным — это естественно. Если вы живете за счет убийства, вы не будете уважать жизнь, вы ей враждебны. А человек, который враждебен жизни, не может идти в молитву — потому что молитва означает благоговение перед жизнью. И тот, кто враждебно относится к божьим созданиям, не может быть другом Богу. Если вы уничтожаете картины Пикассо, это значит, что вы не можете относиться с уважением и к их автору — это невозможно. Все создания принадлежат существованию, Богу. Божественное живет в них, дышит в них, они — это проявления Бога точно так же, как и вы — его проявление. Все существа — братья и сестры.

Если вы смотрите на животных, и у вас не возникает мысль о братстве, — вы не знаете, что такое молитва, вы никогда не узнаете, что такое молитва. И сама эта идея — просто ради еды, просто, чтобы вкусно поесть, вы можете уничтожить жизнь, — эта идея безобразна. Невозможно поверить, что человек продолжает делать это.

Пифагор первым принес идею вегетарианства на Запад. Научиться жить в дружбе с природой, в дружбе со всеми существами — это глубокая мудрость. Это становится фундаментом. И только на этом фундаменте вы можете построить свою молитву, свою медитативность. Вы можете наблюдать это в себе: когда вы едите мясо — медитировать сложно.

Будда родился в невегетарианской семье. Он был кшатрием — принадлежал к воинственной касте, но опыт медитации постепенно превратил его в вегетарианца. Это было его внутреннее понимание: когда он ел мясо, медитировать было труднее, когда он отказывался от мяса, медитировать было легче. Это было простое наблюдение.

Вы будете удивлены, когда узнаете, что величайшими вегетарианцами в мире были джайны — однако все их двадцать четыре мастера родились в невегетарианских семьях. Все они были воинами, всех их воспитывали как бойцов. Все двадцать четыре джайнских мастера были кшатриями.

Что случилось? Почему эти люди, которых воспитывали, приучали с самого детства есть мясо, создали однажды величайшее вегетарианское движение в мире? Только из-за своих экспериментов с медитацией.

Нельзя игнорировать тот факт, что если вы хотите медитировать, если вы хотите освободиться от мыслей, если вы хотите стать легким — настолько легким, чтобы земля не могла притягивать вас вниз, таким легким, чтобы вы могли парить, таким легким, чтобы вам открылось небо, — тогда вы должны прийти от невегетарианской зависимости к свободе вегетарианства.

Вегетарианство не имеет ничего общего с религией — в своей основе это что-то научное. Оно не имеет ничего общего с моралью, но у него много общего с эстетикой. Нельзя поверить, что чувствительный, сознательный, понимающий, любящий человек может есть мясо. А если он ест мясо, значит, что-то упущено — значит, он все еще не осознает, что он делает, не осознает значения своих поступков.

Но Пифагора не услышали, ему не поверили — наоборот, его высмеивали, преследовали. А он принес с Востока на Запад одно из величайших сокровищ. Он принес великий эксперимент, и, если бы его услышали, Запад мог бы стать совершенно другим.

Проблема, вставшая сегодня, — уничтожение природы — никогда бы не возникла. Если бы видение Пифагора стало основой для западного сознания, то не случилось бы всех этих мировых войн. Он мог полностью изменить направление истории. Он очень старался, он делал все, что мог, — это не его вина. Но люди слепы, люди глухи, они не умеют слушать и слышать, они не в состоянии понимать. И они не готовы изменить свои привычки.

Люди живут своими привычками, они живут механически. А Пифагор принес весть о сознательности. На Западе могла бы высвободиться огромная медитативная энергия. Стало бы невозможным порождение Адольфов Гитлеров, Муссолини и Сталиных. Это был бы совершенно другой мир. Но, тем не менее, все старые привычки все еще сохраняются.

Мы не сможем изменить человеческое сознание, пока не начнем изменять человеческое тело. Когда вы едите мясо, вы впускаете в себя животное — а животное необходимо превзойти. Избегайте этого! Если вы действительно хотите идти выше и выше, если вы действительно хотите идти к солнечным вершинам своей сознательности, если вы действительно хотите узнать истину, вы должны изменяться любыми возможными способами.

Вам придется посмотреть на все, что окружает вашу жизнь, вам придется подробно рассмотреть каждую незначительную привычку — потому что порой очень незначительная мелочь может изменить всю вашу жизнь. Иногда это может быть совсем простая вещь, и она может изменить вашу жизнь настолько, что это кажется почти невероятным.

Попробуйте быть вегетарианцем, и вы будете удивлены: медитация станет гораздо легче. Любовь станет тоньше, потеряет свою тяжесть, грубость. Станет более чувствительной, но менее чувственной, станет более молитвенной и менее сексуальной. И ваше тело также начнет вибрировать иначе. Вы станете изящнее, мягче, женственнее, вы станете менее агрессивным и более принимающим.

Вегетарианство — это алхимическое изменение внутри вас. Оно создает пространство, в котором неблагородные металлы можно превратить в золото.

Второе, что Пифагор открыл западному сознанию, — это идея реинкарнации. Эта идея тоже имеет некую связь с вегетарианством. Вы снова удивитесь: все вегетарианские религии верят в реинкарнацию, перевоплощение, а все невегетарианские религии верят только в одну жизнь. Это не может быть простым совпадением.

В Индии брахманизм, джайнизм, буддизм — это три великие религии. Они отличаются друг от друга во всем — их идеологии настолько различны, что вы нигде не сможете найти более разных идеологий. Индуисты верят в Бога, они верят в существование души. Джайны не верят в Бога — это чрезвычайно важно — религия без Бога. Буддисты не верят даже в душу — нет Бога, нет души. Западный ум не может себе представить религию без Бога и без души. Таковы различия.

Однако в одном все три религии сходятся, и это — идея перевоплощения, перерождения. Даже Будда, который не верит в существование души, с этим согласен. Это кажется очень странным — как можно переродиться, если нет души? Будда не признает существования души, но он верит в непрерывность. Он говорит: это точно так же, как если бы вечером вы зажгли свечу, — утром, когда вы гасите ее, можете ли вы сказать, что это то же самое пламя, которое вы зажгли вчера вечером? Оно не то же самое — и, тем не менее, связь есть. Пламя менялось всю ночь, пламя исчезало всю ночь — оно превращалось в дым, и вместо него каждый миг появлялось новое пламя. На самом деле, движение было настолько быстрым, что вы не могли видеть промежутки. Это была непрерывность — постоянное изменение, но очень быстрое и глубокое — одно пламя сменялось другим, всю ночь.

Так что, когда утром вы гасите свечу, это не то же самое пламя, которое вы зажгли вчера, — хотя оно кажется тем же. Первое пламя и последнее связаны — это части одной цепи, одного процесса — но вы не можете сказать, что это одно пламя, одна душа.

Вот буддистское представление о перевоплощении: непрерывность продолжается, но индивидуальности исчезают — индивидуальной души нет. Но все же Будда верит в перевоплощение. Джайны верят в перевоплощение, брамины верят в перевоплощение.

Но иудеи, христиане и мусульмане не верят. Это три великие религии, рожденные вне Индии. Как случилось, что все три индийские религии натолкнулись на факт перевоплощения? Хотя они очень сильно отличаются во всем остальном, в этом они согласны. Почему? Они не могли не согласиться. Откуда к ним пришел этот опыт?

Вы будете удивлены, но ответ — вегетарианство.

Если человек абсолютный вегетарианец, он легко может вспомнить свои прошлые жизни. Он настолько чист, что может заглянуть в свои прошлые жизни. В нем нет грубости, его энергия не блокируется, его энергия легко движется. Поток его осознанности может проникнуть в древнейшие времена, он может идти назад настолько далеко, насколько захочет.

Сознание невегетарианца блокировано многими способами. Он накапливал в себе грубую материю. Эта материя создает препятствия, преграды. Вот почему все три религии, рожденные вне Индии и оставшиеся невегетарианскими, не могли прийти к мысли о перевоплощении. Они не могли испытать это.

Пифагор жил в Индии, был вегетарианцем, глубоко медитировал, осознал прошлые жизни, мог видеть себя в прошлом. Он мог понять, что имел в виду Будда, говоря: «Когда-то я был слоном, когда-то я был рыбой, когда-то я был деревом».

Идея эволюции на Востоке существовала всегда — ив гораздо более тонком виде, нежели она представлена Дарвином в западной науке. Идея Дарвина очень груба: он говорит, обезьяна стала человеком — хотя дарвинисты до сих пор не в состоянии доказать это, поскольку они все еще ищут звено между обезьяной и человеком. И возникает вопрос: почему только некоторые обезьяны стали людьми? Что случилось с другими обезьянами? А обезьяны по сути своей подражатели — если некоторые обезьяны стали людьми, тогда все обезьяны должны были им подражать. Что случилось с остальными обезьянами? Они превосходные имитаторы: почему только некоторые из них — люди?

И обезьяны все еще есть! Прошли тысячи и тысячи лет, а обезьяны — все еще обезьяны. И вы не встретите обезьяну, которая неожиданно преврати

лась в человека... в одно прекрасное утро она просыпается — и вот она уже человек... Никто еще не видел таких чудес.

Вот вопрос: где связующее звено между обезьяной и человеком? Ведь разница огромна, это не мелочь.

Как раз на днях кто-то спросил: «Джон Лилли сказал, что человек — не единственное существо на Земле, обладающее сознанием; есть существа, которые сознательнее человека. Это правда? Прав ли Джон Лилли?» Однако эти животные до сих пор не открыли человека — это Джон Лилли открыл этих животных. Именно человек продолжает открывать. У того, кто открывает, больше сознания, чем у открываемого. Это очевидно. Даже если когда-нибудь мы найдем какое-то животное с более развитым мозгом, открыватели — мы. Этот более развитый мозг не обнаружил нас.

Есть очень развитые животные, но ни одно животное не развито так, как человек. И разница огромна! Джон Лилли работал с дельфинами, и он думает, что у дельфинов гораздо более развитое сознание. Если вы когда-нибудь встретите Джона Лилли, скажите ему, что это не дельфины открыли его — он открыл дельфинов. А тот, кто открывает, более сознателен — это очевидно.

Дельфины ничего о себе не говорят — это человек говорит о дельфинах. Дельфины — замечательный народ, и Лилли на правильном пути, но дельфины не обладают более развитым сознанием, чем человек. Среди них не рождались Будды, Патан- джали, Пифагоры — и даже Джон Лилли среди них не рождался.

Западная концепция эволюции, концепция Дарвина, очень тяжеловесна, груба. Восточное представление об эволюции, наоборот, очень изящно. Дело не в том, что тело обезьяны становится человеческим телом — этого никогда не было, или тело рыбы становится телом человека — этого никогда не случается. Но внутреннее существо рыбы продолжает расти, оно продолжает меняться, переходя от одного тела к другому.

Рост, эволюция — это не переход от одного тела к другому, рост происходит в сознании. Когда обезьяна приобретает определенное сознание, в следующем рождении она будет человеком, а не обезьяной. Она умрет обезьяной и родится человеком. Эволюционирует не само тело обезьяны. Тело используется душой — или, если хотите, назовем это «непрерывностью» — тело обезьяны отслужило, теперь душа готова для лучшего тела, такого, в котором будет больше возможностей для роста.

Душа движется от одного животного к другому. Тело не эволюционирует, эволюционирует душа. Свеча не эволюционирует, но пламя продолжает переходить от одной свечи к другой. Пламя продолжает подниматься все выше и выше. Эволюция — это эволюция сознания, а не материального, физического тела. Вот где Дарвин полностью ошибся. Но на Востоке мы осознали это, по крайней мере, десять тысяч лет назад. Это понимание пришло благодаря медитации, и это понимание было основано на вегетарианстве — потому что люди стали вспоминать свои прошлые жизни. Это было основной техникой и у Будды, и у Махавиры: когда посвящали нового ученика, первое, что от него требовали и Будда, и Махавира, — это войти в его прошлые жизни. Были разработаны замечательные методы для того, чтобы перемещаться в прошлые жизни.

И стоит вам начать движение в прошлые жизни, как ваша жизнь полностью преобразится. Почему? Потому что стоит вам увидеть, что все те глупости, которые вы делаете сейчас или собираетесь сделать, вы делали в течение многих-многих жизней... вы де

лали все то же самое много раз, и каждый раз ничего не добивались.

Например, если вы сходите с ума из-за денег, а потом вспоминаете, что в прошлой жизни вы тоже сходили с ума из-за денег, и вы преуспели, и вы стали богатым, очень богатым человеком, а потом вы умерли... и все это богатство, вся эта роскошь стали бесполезными. Смерть отняла у вас все, и вы умерли таким же пустым, каким были, таким же бедным, каким были. И вы вспоминаете даже то, что было раньше этого: вы были королем, у вас было большое королевство. И все же вы были разочарованы, и вы были несчастны, и вы умерли в несчастье. И сейчас опять вы делаете все то же самое и страстно желаете иметь еще больше денег? Это станет невозможным. Это желание просто исчезнет. Как вы можете продолжать повторять ту же самую глупость снова и снова, если вы можете вспомнить свои прошлые жизни? Вы можете вновь и вновь повторять одну и ту же глупость, только если вы не можете вспомнить.

Идея о перевоплощении — не философская идея, это опыт, эта идея абсолютно научна. Люди вспоминают свои прошлые жизни.

Когда вы чуть глубже войдете в медитацию... здесь мы продолжаем выполнять все эти техники. Но эти техники подразумевают, что вы будете абсолютным вегетарианцем, иначе вы не сможете выйти за пределы этой жизни. Ваш ум не сможет двигаться — он должен быть таким легким, как перышко, чтобы он мог просто переходить от одного существования к другому. И чем он легче, тем глубже он проникает.

Вы вспомните не только то, что в прошлой жизни были человеком, — постепенно вы вспомните, что вы были животными. Если вы глубоко погружаетесь в медитацию, вы можете даже вспомнить, что были деревьями, камнями. Вы жили многие тысячи лет в разных формах. И если вы вспомните, что когда-то были рыбой, вам будет трудно есть рыбу.

Вегетарианство помогает вспомнить прошлые жизни. А узнавая свои прошлые жизни, вы все больше и больше становитесь вегетарианцем — потому что, поняв, что все — братья и сестры, все существование — братья и сестры, вы не сможете убивать животных. Это станет просто невозможным! Это не значит, что вам придется сдерживать себя — вы просто не сможете больше убивать...

Пифагор был настоящим искателем приключений. Александр Великий тоже пришел в Индию, он тоже принес из Индии множество вещей, но все они были бесполезными — алмазы, изумруды, золото. Вот что Александр Великий взял в Индии — бесполезные вещи. Пифагор был настоящим искателем. Он собирал настоящие алмазы, настоящие изумруды: алмазы сознательности, изумруды сознательности. Он принес из Индии две чрезвычайно важные вещи — вегетарианство и идею о перевоплощении.

Вот что случилось однажды...

Пифагор увидел, как кто-то бьет собаку. Он сказал человеку, который избивал ее: «Не бейте ее! Это душа моего друга. Я узнал ее, когда услышал, как она кричит».

Да, это кажется совсем смешным для западного ума, для западного склада ума. Даже в те далекие времена люди, наверное, засмеялись: «Что за глупости он говорит! — „Не бейте собаку, потому что я узнал друга“». А Пифагор просто пытался передать идею перевоплощения любым возможным способом.

И третье: он был первым, кто принес на Запад представление о том, что жизнь — это колесо, колесо перерождений. Колесо все время движется, а мы продолжаем цепляться за это колесо. А колесо продолжает и продолжает возвращаться в одну и ту же точку, оно все катится по старой колее. Никогда не произойдет ничего нового. Вы родитесь, придет молодость, вы наполнитесь сексом и великими страстями, потом вы станете истощенным, состаритесь, станете больным, слабым, усталым, разочарованным, удрученным. Потом смерть... и снова рождение... и так снова и снова.

Каждое рождение приносит смерть, каждая смерть приносит рождение. Это порочный круг, и колесо продолжает вертеться. В Индии мир называется словом самсара. Самсара означает «колесо». Молодость, детство или старость — всего лишь спицы этого колеса, а мы продолжаем цепляться за это колесо, а колесо продолжает вращаться — как и все остальное в этом мире. Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце тоже вращается вокруг какого-то неизвестного солнца. Луна вращается вокруг Земли, Земля и Луна — обе вращаются вокруг Солнца, а Солнце вращается вокруг какого-то другого солнца, и так далее, и так далее. И все звезды движутся... и все движется по кругу! Времена года движутся по кругу.

Жизнь — это колесо, и это колесо все время движется по одной и той же колее. Вы никогда никуда не попадете, если будете цепляться за него. На Востоке давно знают о том, что свободными мы можем стать только тогда, когда спрыгнем с этого колеса. Освободиться от этого колеса рождения и смерти — значит обрести свободу. Тогда вы просто будете, вы просто есть. Тогда вы не движетесь. Тогда нет прошлого и нет будущего, есть только настоящее. Тогда сейчас — единственное время, и здесь — единственное место.

Это состояние нирваны, мокши — свобода. Это — настоящее царство Бога. Просто быть... никакой суеты, никаких волнений, только абсолютная тишина. И в этой тишине — песня, в этой тишине — музыка, неслышная музыка, беззвучная музыка. В этой ти

шине — радость, в этой тишине — блаженство. И это блаженство вечно, оно никогда не меняется.

Если вы держитесь за колесо, тогда все меняется. Если вы бросаете колесо, все изменения исчезают. Тогда вы здесь, всегда здесь.

Это состояние — цель всех истинных искателей: как освободиться от этого колеса рождений и смертей, как войти в жизнь вечную, где никогда не бывает ни рождения, ни смерти, где ничто не начинается и ничто не заканчивается, где все просто есть — как войти в то, что есть? Благодаря этим сутрам можно проникнуть в то, что есть.

Третья часть: совершенство.

Прежде чем усталые глаза сомкнуть, спроси себя:

в чем преуспел ты, что ты упустил?

На первый взгляд, эта сутра может показаться очень простой, морализаторской. Но это не так. В ней есть кое-что чрезвычайно важное — в ней сосредоточена вся глубина человеческой психологии. Но она была написана двадцать пять веков назад... Современные терапевты говорят, что если какое-то переживание остается незавершенным, оно остается в вас. Это — новое озарение западной психологии, но что касается восточной психологии, для нее в этом нет ничего нового.

Если вы полностью пережили какой-то опыт, вы покончили с ним — он не накапливается у вас внутри. Если вы переживаете его только наполовину, то непрожитая часть продолжает напоминать о себе. Психоанализ, психодрама, праймал-терапия полностью основываются на этой идее.

Что такое психотерапия? Основная ее задача — помочь вам заново прожить непрожитые или прожитые не до конца моменты прошлого. Это создание обстановки, в которой вы вновь можете пережить те моменты, которые остались незавершенными. Когда они завершены, когда вы сможете поставить точку — вы освободитесь от них.

Помните, это фундаментальный закон: когда опыт завершен — вы свободны от него. Он не оставляет никакой кармы, он не создает никакой кармы. Он не оставляет никакого следа, никакого отпечатка. От него ничего не остается. Он просто исчезает, испаряется.

Если вы любили женщину тотально, всем своим существом, и женщина умирает, — вы будете удивлены — да, вам будет немного грустно, но вы не начнете сходить с ума. Вы не станете бить себя в грудь и кричать: «Я убью себя. Я не могу больше жить». Если вы любили женщину тотально, и она умирает — да, печаль... но это прекрасная печаль — это просто тихое «прощай». Но вы не покончите жизнь самоубийством, вы не будете годами плакать и рыдать. Может быть, несколько слез, но это будут не слезы несчастья и страдания — напротив, это будут слезы благодарности, признательности.

Вы благодарны женщине — она многое вам дала. Она сделала вас взрослым, она подарила вам так много любви. И вы не чувствуете себя виноватым, потому что вы тоже сделали все, что могли.

Если вы любили женщину не тотально, вы будете чувствовать себя виноватым. И вы будете страдать от этого. Вы броситесь в другую крайность — будете кричать и плакать, будете изводить и мучить себя многие месяцы, годы, может быть, всю свою жизнь — потому что теперь вы глубоко раскаиваетесь. Женщины больше нет, а вы никогда не любили ее. И теперь невозможно даже увидеть ее еще раз. У вас нет никакой возможности даже извиниться. Вы не можете сказать ей: «Прости меня. Я никогда не любил тебя так, как мне следовало бы тебя любить». Теперь незавершенный опыт нависнет над вами, как темная туча.

Психодрама предлагает вам пережить этот опыт снова, вы должны создать иллюзию прошлого. И если вы сможете создать эту иллюзию — даже если это только ваше воображение — или вы сможете еще раз сыграть то же самое, веря, что какая-то другая женщина — та же самая, если вы сможете сыграть все заново, если вы сможете пройти через эту драму, вы испытаете облегчение. Так будет поставлена окончательная точка. Вы освободитесь из клетки.

Вот что такое праймал-терапия. Вы должны вновь пережить родовую травму. И стоит вам вновь пережить родовую травму, как тяжелый камень сваливается с вашей груди.

И то же самое происходит во время психоанализа. Вы должны рассказать психоаналитику все, что кричит внутри вас, — разумное, бессмысленное, относящееся к делу и не относящееся, рассказать последовательно или непоследовательно — рассказать обо всех тех сумасшедших вещах, которые скребутся внутри вас, требуя вашего внимания. Но у вас нет времени, и никто другой не имеет достаточно времени, чтобы выслушать вас, чтобы услышать вас.

Психоанализ — простая вещь, это больше трюк, чем лечение. Психоаналитик ничего не делает, он просто сидит рядом с пациентом. Возможно, он даже не слушает вас — как можно каждый день слушать всевозможный бред? Ему нужно защищать и свою нормальность. Возможно, у него есть собственные фантазии — потому что в нем столько же глупостей и сумасшествия, сколько и в вас. Он тоже должен прожить их.

Но вы думаете, что он слушает вас, поэтому вы можете излить ему свою душу. И когда вы это делаете, нечто высвобождается, и это — катарсис.

Пифагор пользуется очень древним и простым изречением. Зачем ждать психоаналитика, зачем откладывать до какой-то психодрамы или праймал- терапии? Почему бы не заканчивать все свои переживания каждый день?

Ночью, перед тем как заснуть, просто оглянитесь назад. День прожит, можно подвести итоги. Это проще, чем годами продолжать накапливать незаконченные переживания, а потом идти к врачу. Не лучше ли быть врачом самому себе? Это так легко делать каждый день. Проблем накопилось не очень много — с ними можно покончить.

Прежде чем усталые глаза сомкнуть, спроси себя:

в чем преуспел ты, что ты упустил?

«Что я сделал, и чего я не сделал?» Просто пройдите через это еще раз, пусть это будет глубокая медитация над всем, что вы делали сегодня. Постепенно проживите весь день с самого утра, просто начните снова с самого утра, с первого мгновения, когда вы открыли глаза, вспомните этот момент — и не только вспомните, но проживите заново эти первые мгновения, когда вы открыли глаза. Пели птицы, всходило солнце — снова слушайте этих птиц. И утренние лучи пробивались сквозь золотистый тюль, и он казался таким прозрачным, воздушным... просто переживите это еще раз. Ваша жена на кухне готовила чай, дети собирались идти в школу — просто вспомните, проживите все заново с этого момента.

А потом продолжайте медленно, очень медитативно вспоминать, что вы сделали за целый день и чего вы не сделали. Что осталось недоделанным? Что осталось незавершенным? Хотя бы в воображении — закончите это! Если вы сделали что-то неправильно, исправьте это хотя бы в воображении. Если вы что-то упустили или чем-то пренебрегли, по крайней мере в воображении восполните это. И вы будете удивлены — вам никогда не понадобится никакая терапия, потому что каждый день вы будете стирать всю пыль. Все встанет на свои места.

Согласно Порфирию, в «Золотых стихах» пропущены две строки, которые должны бы предшествовать этой сутре. У меня тоже такое чувство, что эти две строки потерялись. Вот эти строки:

В миг пробуждения спокойно рассмотри

свои обязанности и то, что ты бы должен завершить.

По-видимому, эти две строки должны здесь быть — наверное, они где-то потерялись, потому что оглянуться назад на то, что вы сделали и чего не сделали, и осознать все это вечером — это хорошо, но важна и другая сторона. Это другая сторона той же медали. Рано утром, когда все благоухает свежестью, а ночной сон омолодил вас, когда ум еще не пришел... вы замечали? Уму нужно какое-то время, чтобы начать функционировать. Как только вы осознали, что проснулись, просто загляните внутрь себя: все тихо. Через секунды, две или три секунды, ум пробудится и начнет работать. Прежде чем это случится, в этот миг тишины, в этот медитативный момент полезно увидеть день, который вы собираетесь прожить.

В миг пробуждения...

Это нужно сделать немедленно. Если вы упустите момент, возможность исчезнет. Первые мгновения после сна вы являетесь зеркалом. Просто дайте зеркалу отразить весь предстоящий день.

...спокойно рассмотри

свои обязанности и то, что ты бы должен завершить.

Просто дайте зерну упасть в ваше сердце. Это не планирование, помните об этом и поймите Пифагора правильно. Это не планирование, это только зерно, падающее в ваше сердце: «Это мое вйдение сегодняшнего дня». И это зерно окажет влияние на всю вашу деятельность в этот день.

А ночью снова вспомните свое вйдение, вспомните, что было завершено, а что не было завершено, — проживите это еще раз. И круг замкнется. Если вы будете жить так каждый день, вам никогда не понадобится никакая терапия.

Отбрось плохое, хорошее сберечь старайся.

Если в ночной медитации, переживая весь день, вы поймете, что сделали что-то плохое, отбросьте это, не повторяйте этого больше. А если вы сделали что-то хорошее, старайтесь это беречь. А что значит «плохо», что такое зло, по мнению Пифагора, по моему мнению, по мнению всех будд? Все, для исполнения чего нужна бессознательность, — это зло, все, что можно сделать только бессознательно, — это зло. А все то, для исполнения чего необходима сознательность, — добро, все то, что нельзя сделать без сознательности, — добро. Так что, оглядываясь назад, смотрите, что вы делали целый день: когда вы были сознательны и когда вы были бессознательны; когда вы действовали, как машина, как робот, и когда вы действовали осознанно. И каждый раз, когда вы действовали осознанно, вы делали что-то хорошее.

Вы удивитесь, узнав, что, когда вы действуете осознанно, хорошее происходит само по себе. А когда вы функционируете бессознательно, что-то идет не так. Бессознательность — это зло: сознательность — это добродетель.

Подумай о моих советах.

Люби их, следуй им: они тебе укажут путь

к вершинам добродетели.

Он не говорит: доверься, он говорит: медитируй. Он говорит: стань зеркалом для моих слов. И он не говорит, что это заповеди, — это просто советы. Он не говорит, что вы обязаны делать так и никак иначе, это не приказы — это просто советы, помогающая рука друга, который желает вам только блага.

Подумайте о моих советах... просто слушайте тихо, без предубеждений. Не спешите решать, что правильно и что неправильно. Просто дайте этому глубоко погрузиться в вас, внимательно наблюдайте, позвольте этому проникнуть в ваше сердце. Это медитация.

Подумай о моих советах.

Люби их...

Любовь возникает спонтанно, если вы способны медитировать. Если вы не можете медитировать, то спонтанно возникает логика. Это два результата. Все зависит от того, как вы слушаете.

Например, вы слушаете меня. Те, кто находится в согласии со мной, слушают совершенно по- другому — они медитативны, они абсолютно тихи. Они просто пьют то, что я им говорю. Они знают, что я их друг, они знают: то, что я говорю, — это не заповедь, а просто совет, просто пожелание.

Если вы медитируете над тем, что я говорю, то в вас рождается любовь. А если вы спорите со мной, не медитируете со мной — вы слушаете со всеми своими предубеждениями, со своей идеологией, писаниями, со всем своим прошлым, которое клокочет у вас внутри, — если вы сравниваете, судите, критикуете, возражаете, то в вас рождается логика.

Логика возникает и вмешивается только тогда, когда вы слушаете с предубеждением, когда вы в действительности не слушаете, а спорите, когда вы в действительности защищаетесь, боитесь, боретесь. Поэтому то, что возникнет в вас, определит, медитативно вы слушали или нет. Пусть это будет критерием: если в вас рождается любовь, значит, вы слушали правильно; если в вас возникает логика, значит, вы упустили смысл — вы прислушивались к словам, но упустили тишину. Вы понимали только интеллектуально, но ваше сердце осталось безучастным, вы не позволили своему сердцу откликнуться.

Подумай о моих советах.

Люби их...

Медитация — это основа, тогда любовь приходит сама. И если пришла любовь, следуйте за ней. Это не будет вопросом подражания, не будет вопросом веры. Сама любовь даст вам способность действовать соответственно. Вы заставляете себя следовать заповедям, а совет вам не навязывают: вы слушаете его, вы любите его... и тогда действие вырастает из любви точно так же, как любовь вырастает из медитации. Медитация — это корень, любовь — дерево, а результат — цветы...

Люби их, следуй им: они тебе укажут путь

к вершинам добродетели.

И тогда вам не нужно беспокоиться: вы придете к вершинам добродетели, божественная добродетель возникнет в вас — это будет подарок существования. Есть добродетели человеческие, а есть божественные. Человеческая добродетель — это то, что вы создаете сами, она сделана человеком. Божественная добродетель — это дар из неведомого, дар из запредельного, «да» из запредельного.

 

Если вы делаете эти три вещи с мастером — медитируете, любите, следуете — этого достаточно. Это приведет вас к самому источнику, к вершинам божественных добродетелей. Тогда человек становится добродетельным, но ни в коем случае не праведником. Тогда человек становится мудрецом, но ни в коем случае не святым. Тогда человек уже не мусульманин, не индуист, не христианин — он просто религиозен. Тогда он становится средством, он становится полым бамбуком, и божественное начинает петь через него.

Я в том клянусь пред тем, кто в сердца людские вложил Тетраду тайную, символ бесконечности и чистоты, источник всего сущего и Бо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: