Элективный курс в 9 классе.
Учитель: Ангарова Р. Р.
ГАХАНЫ2019г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа нацелена на развитие культуры письменной речи, повышение грамотности, орфографические пунктуационной зоркости учащихся 9 класса, занимающихся подготовкой к выпускному экзамену по русскому языку.
Программа не только помогает школьникам повторить трудные случаи орфографии и пунктуации, но и готовит их к обучению в 10 – 11 классах гуманитарного профиля.
Особенности курса.
Помимо углубленного изучения теории учащиеся постоянно выполняют разнообразные практические задания (тесты, словарные диктанты, конспекты, схемы, таблицы, редактирование текстов и т.д.). В процессе работы расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры письменной и устной речи.
На занятиях решаются теоретические и практические задачи, школьники приобретают опыт грамотного письма, выражения своих мыслей и суждений.
Программа рассчитана на 34 часа, предназначена для девятиклассников, готовящихся в 10 – 11 классе сдавать экзамен в форме ЕГЭ.
Цели курса.
Теоретическое и практическое знакомство и повторение трудных случаев орфографии и пунктуации русского языка. Формирование культуры речи учащихся.
Задачи курса.
· расширение представлений русской орфографии и пунктуации;
· развитие культуры речи учащихся;
· развитие познавательного интереса;
· содействие личностному росту учащихся.
Методические принципы курса.
· личностно – ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
· коммуникативная направленность обучения дает учащимся возможность общаться и помогать в процессе работы;
· поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному», выводит учащихся к свободному владению письменной речью;
· принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Требования к уровню освоения курса.
Учащиеся должны знать:
· основные трудные случаи орфографии;
· основные трудные случаи пунктуации;
· законы правильного письма.
Учащиеся должны уметь:
· логично излагать материал;
· выразить свою позицию;
· осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста
· правильно выполнять различные виды проверочных работ.
Учебно – тематический план курса.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Форма проведения | Деятельность учащихся | |
Вводное занятие. Разберемся в понятиях. Правописание омонимичных частей речи. | Лекция. Практикум. | Конспект. Тест. Словарный диктант. | |||
Написание НЕ с различными частями речи. | Практикум (объединение тем в блоки; отработка алгоритмов). | Конспект. Тренировочные работы. Тест. Словарный диктант. | |||
Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях. | Практическая работа (объединение тем в блоки) | Таблица. Тренировочные работы. Предупредительный диктант с последующей взаимопроверкой | |||
Глагол и его формы | Лекция. Практикум (систематизация знаний; вычерчивание схем; объяснение выбора орфограмм) | Конспект. Редактирование текста. Тренировочные упражнения. Тест. | |||
Правописание наречий | Практикум. | Конспект. Редактирование текста. Тренировочные упражнения. Словарный диктант. | |||
Тире между членами предложения * Сказуемое – имя прилагательное; местоименное прилагательное. * Подлежащее - местоимение. * Подлежащее и сказуемое – неопределенная форма глагола. * Сказуемое – имя числительное. * Тире в неполном предложении. * Интонационное тире. * Соединительное тире | Сообщение. Практикум. | Тренировочные упражнения. Тест. | |||
Пунктуация при однородных членах предложения. * тире между однородными членами. * точка с запятой между однородными членами. * однородные члены с обобщающим словом в начале; в середине; в конце. | Лекция. Практикум. | Тренировочные упражнения | |||
Пунктуация при повторяющихся словах (запятая; дефис) | Практикум | Тренировочные работы. | |||
Пунктуация при обособленных членах предложения. * обособленные определения; два нераспространенных определения. Определение в отрыве от определяемого существительного определение при личном местоимении. * обособленные приложения. приложение при собственном имени. Тире при обособленных приложениях. Приложения, присоединяемые союзами. * обособленные обстоятельства и дополнения. Необособленный деепричастный оборот. Два одиночных деепричастия. | Лекция. Практикум. | Тренировочные упражнения. Тест. | |||
Пунктуация при уточняющих членах предложения. | Практикум. | Тренировочные упражнения. | |||
Пунктуация при вводных словах; словосочетаниях; вставных предложениях. * тире * скобки | Практическая работа | Тренировочные упражнения | |||
Пунктуация при обращениях. * запятая; * восклицательный знак | Практикум. | Тренировочные упражнения. | |||
Пунктуация при междометиях, вопросительных и восклицательных словах | Практическая работа | Тренировочные упражнения | |||
Пунктуация в сложносочиненных предложениях. * общий второстепенный член. * точка с запятой * тире | Практикум | Тренировочные упражнения. Тест. | |||
Пунктуация в сложноподчиненных предложениях. * точка с запятой * тире * двоеточие * запятая и тире | Практикум | Тренировочные упражнения. Тест. | |||
Пунктуация при прямой речи. * подлинные выражения, вставленные в текст; * абзацы при прямой речи; * оформление пьес | Практикум | Тренировочные работы | |||
Пунктуация при цитатах. * кавычки * многоточия * прописные и строчные буквы в начале цитат | Сообщения. Практическая работа. | Тренировочные работы. Тест. | |||
Употребление кавычек. слова в необычном; условном; ироническом значении | Практикум | Тренировочные упражнения. | |||
Сочетание знаков препинания. запятая и тире вопросительный и восклицательный знаки * кавычки и другие знаки * скобки и другие знаки * многоточие и другие знаки * знаки при сноске * знаки при ремарках | Сообщения. Практикум | Тренировочные упражнения. Тест. | |||
ВСЕГО: 34 часа.
Использованная литература.
1. Былинский К. И., Розенталь Д. Э. «Трудные случаи пунктуации».
2. Арсирий А. Т. «Занимательная грамматика русского языка».
3. Богданова Г. А. «Русский язык в таблицах и схемах».
4. Киселев Н. А., Кравченко З. Ф. «Диктанты по орфографии и пунктуации»
5. Федорова М. В. «Уроки русского языка в 7 классе»
6. Богданова Г. А. «Уроки русского языка в 9 классе».
7. Егорова Н. В., Дмитриева А. П., Золотарева И. В. «Уроки русского языка в 11 классе».