Святой источник святого Агапита




Маркуша (как населенный пункт) существует уже почти четыре с половиной столетия. Отсчет возникновения ведется со дня образования мужского монастыря в 1576 году иноком Агапитом. Первоначально он назывался Агапитовой пустынью, а впоследствии по главному храму обители во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца и по речке, на которой находился, стал именоваться Николаевским Маркушевским.

И хотя наши северные суровые места не были привлекательными для проживания «…все пустынножители избирали для себя большею частью места бесплодные и дикие, но их денно поющие молитвы, посты, неусыпные труды, низводившие на них благословение Божие, всегда почти обращали их в селения и даже в города, цветущие деятельностью и благоденствием. Таково было место, избранное Агапитом. Вся окрестность показывает, что до его прибытия здесь были непроходимые леса и болота».

По современным данным, на месте Маркушевской обители прежде находилась одна из многочисленных кокшенгских священных рощ («куст»), представлявших собой старинные языческие места погребения, которые почитались местными жителями как святилища «предков».

С момента основания монастыря в XVI было положено освоение Земли Маркушевской.

В 3-4 верстах от монастыря находились починки по речке Лондужке, по речке Тарноге - в 2-3 верстах, приписанные к монастырю.

По Кокшеньгской чети (XVI в.) во всех волостях поселения именовались деревни, а у нас в Маркуше - починки Маркушеского монастыря, Агапитова пустыня.

Чем же отличался починок от деревни? Жители починка расчистят, выжгут под пашню занятый участок и обеспечат себя пахотной землей, имеют право именовать починок деревней. Так утверждают старые переписные книги XVII века.

После упразднения монастыря - около середины ХVIII в. - крестьяне из Лондужки стали распахивать и населять монастырские земли, в середине ХIХ века за мо-настырской стеной насчитывалось около 20 дворов. По имени монастыря, жители стали именоваться никольщанами, в том числе и жители Лондужского Ильинского прихода.

Экскурсовод Светлана Александровна познакомила нас с тем как и кем был построен Маркушевский монастырь, в зале музея Православная Маркуша.

Немного дошло до нас сведений об этом святом подвижнике и страдальце, и тем обязаны мы довольно странному и редкому случаю. В 1712 году, новопосвященный холмогорский епископ Варнава, отправившись из Москвы в свою епархию, от Вологды плыл в лодке по реке Сухоне, и когда достиг Берёзовой слободки, вынужден был остановиться; так как это было уже около половины октября и река начала замерзать и покрываться льдом. И Варнаве пришлось переехать со всей своей свитой из слободки в Маркушевский Никольский монастырь, находившийся в 15 верстах от Сухоны, и пробыл в нём три недели. Расспрашивая о начале монастыря и о происшествиях в нём бывших, он узнал, что нет о том в монастыре никакого описания. Способным лицам из своей свиты приказал он пересмотреть монастырский архив, и сколько возможно было на основании найденных грамот и разных записей монастырских, составить описание жизни основателя монастыря и чудес, происходивших от принесённой им иконы святителя Николая. Когда это было исполнено, преосвященный Варнава, рассмотрев рукопись, засвидетельствовал её своей подписью.

Из этого описания видно, что преподобный Агапит несколько лет подвизался в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Но откуда был родом, когда и где пострижен в монашество, и долго ли жил в Сольвычегодске, достоверно неизвестно, хотя и есть предание, что пострижен он был и иноческие подвиги начал в Соловецком монастыре. Вероятно, он был постриженником святого Филиппа, и вышел из Соловецкого монастыря после 1568 года, при недостойном преемнике его Паисии.

Находясь в Борисоглебском монастыре, преподобный Агапит, в 1576 году, в марте месяце, тяжело заболел и не вставал с постели почти целый месяц. На 27 день болезни, когда она усилилась уже до того, что Агапит потерял надежду на выздоровление, вдруг явилась ему икона святителя Николая, и услышал он голос, приказывающий ему перенести её в пустое место, на речки Маркушу и Тарногу, и построить там церковь и обитель иноческую. "Мне ли строить церковь и монастырь, когда я не могу встать с постели?" - подумал Агапит, и тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым. Изумленный он пал на колени перед явившейся иконой, и обливаясь слезами, долго и пламенно молился и благодарил Бога и угодника Его святителя Николая за своё чудесное исцеление от болезни. Во время неблизкого путешествия из Сольвычегодска до Маркуши, когда Агапиту, не имевшему там ни друзей, ни знакомых, ни денег, ни имения на строение церкви, приходила на мысль трудность его предприятия, и начинал он сомневаться в успехе. После чего два раза он слышал голос, повелевающий ему перенести икону в назначенное ей место. Невидимый спутник как бы хотел показать тем своё присутствие и близость к Агапиту, рассеять его сомнения, ободрить и уверить в своей помощи, и смиренный путник всецело предал себя Промыслу Божьему. Достигнув назначенного места, усталый путник остановился на пустынном берегу речки Маркуши, неподалёку от впадения её в речку Тарногу, и первым делом его было, выбрать место для святой иконы. Три раза устраивал он для неё помещение в разных местах, по ту и другую сторону реки Маркуши, и на другой день находил её на одном месте, на берегу Маркуши. Тут он построил небольшую часовню для иконы, и потом келью для себя, и стал подвизаться в ней в непрестанных трудах, посте и молитвах. Глухо и пустынно было тогда место, указанное для жительства Агапиту, и, не смотря на то, не долго труженнику пришлось жить в уединении. Лишь только узнали окрестные жители о пришествии и поселении его в их пустыне, как начали толпами приходить к нему, одни из любопытства, другие для поклонения принесённой им иконе святителя, иные для того, чтобы получить благословение старца пустынника и посоветоваться с ним о спасении души.

При поддержке желающих с ним сожительствовать и разделять труды пустынные Агапит в то же лето заложил холодную деревянную церковь во имя святителя Николая, а потом и другую тёплую в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, с приделом во имя праведного Прокопия Устюжского. В 1578 году обе церкви были уже достроены и приготовлены к освящению, и преподобный Агапит отправился в Москву, чтобы получить от митрополита Антония благословение на их освящение, и от царя Иоанна Васильевича землю на содержание обители и дозволение выстроить на реке Лохте мельницу.

7 сентября 1579 года преподобный освятил холодную Никольскую церковь, перенёс в неё из часовни чудотворную икону святителя. Вскоре затем освящена была и тёплая Благовещенская церковь, и приготовлены все службы необходимые для общежития, и для лучшего обеспечения братии в содержании, за сорок вёрст от монастыря, на реке Лохте была устроена мельница. Таким образом, Агапитова пустыня в течение трёх лет устроилась так, как будто она существовала целое столетие.

Братия и многие из окрестных жителей любили и почитали Агапита, но были и другие, которые ненавидели и злобствовали на него. Особенно недовольны были преподобным жители деревни Камкина: они выжидали случая, чтобы напасть на него, думая, что со смертью настоятеля разрушится и ненавистная им обитель.

В 1585 году, уже в 8 лето пребывания преподобного Агапита на Маркуше, в мае месяце отправился он на лошади на мельницу, находившуюся на реке Лохте, для исправления некоторых повреждений, причинённых весенним разливом, в сопровождении только двух монастырских послушников Феодора и Андрея. Узнав об этом, жители деревни Камкина стали подстерегать его, и когда старец, 21 мая, возвращался в обитель, они напали на него и убили вместе с обоими его спутниками. Их тела бросили в реку Уфтюгу, полагая, что она унесёт тела, и не падёт на них подозрение в этом страшном злодеянии. Предание говорит, что лошадь, на которой уехал преподобный, вырвавшись из рук убийц, неоднократно прибегала к монастырю, ржанием указывала на случившееся несчастье и убегала обратно к месту убийства.

Когда братия увидели лошадь без седоков, чем-то встревоженную, ржущую и обратно куда-то убегающую, тотчас же подумали, что случилось со старцем какое-то несчастье, и пошли по дороге, ведущей к мельнице. Долго искали они старца и его спутников и в оврагах, и в лесу около дороги, но нигде не могли найти, пока не пришли на берег реки Уфтюги. Там они увидели железные вериги преподобного Агапита, плавающих на одном месте на поверхности воды, подобно лёгкому дереву. Под ними нашли и все три тела убитых, хотя вода в Уфтюге в то время была ещё велика и быстра.

С горькими слезами и рыданием братия перенесли тела убиенных в обитель, и с великой честью погребли преподобного Агапита посреди монастыря между созданными им церквями, и поставили над могилой его часовню, а вериги положили на его гробницу. Всё время существования Маркушевского монастыря (закрыт в 1764 году) мощи преподобного почивали в этой часовне.

Наш путь продолжается дальше. В 2 км от музея находится священный источ-ник, мы идем туда.

Маркушевский святой родник - источник за деревней Заречье почитался со времени основания Маркушевского Никольского монастыря. В монастыре был свой колодец, но монахи за водой ходили к ключику вверх по речке Маркуша. По воспоминаниям старейших жителей деревни этот источник всегда считался святым: батюшка водой из родника освящал земельные участки. Если кто-то заболевал, то в святой воде мочили нательные рубахи, платки, исподки и одевали на себя, водой омывали детей, если ребёнок плохо ходил, то мыли ему ноги. Потому, как вода стекала с тела, узнавали, безнадёжно ли болен человек, или вскоре поправится.

Возрождение и обустройство святого источника после многих лет забытья произошло уже в наше время. Над ним построили надкладезную сень из оцилиндрованных брёвен, родник расчистили и заключили в колодец, вода течёт по деревянной колоде. Для перехода через речку Маркушу сделан мостик, оборудованы мостки и место отдыха. Источник освящён, а экологическая экспертиза признала вкусовые качества воды очень хорошими.

Как видите, память предков донесла до наших дней исторические сведения, которые в настоящее время нужно по крупицам собирать и хранить, как хранятся они в краеведческом музее.

В ходе экскурсии к роднику с чистейшей водой можно узнать, что вода выступает в качестве универсального символа во всех мировых традициях и наделяется многообразными функциями. Вода всегда находится в движении, она изменяет цвет под светом звезд, под действием тепла превращается в пар, способна отражать предметы и живые существа, в шуме ее потопа слышится речь, она возрождает к жизни, утоляет жажду, исцеляет, очищает душу, может выступать и в разрушительной ипостаси.

Можно отведать чай из трав прямо с костра и душистых русских пирогов, попить святой воды из родника. В зимнее время можно покататься с горы на санках, ледянках, поиграть в русские народные игры.

Издревле и по сей день на Маркушевской Земле живут трудолюбивые, предприимчивые, любящие свой край люди. И уважают тех, кто отвечает им заботой, пониманием, стремлением улучшить жизнь на селе.

Игровая программа. Нас встретили сказочные герои Бабушка–Загадушка и Старичок-Лесовичок, которые провели с нами увлекательные игры. Уезжать не хотелось.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: