Роль национальных парков в охране природы, поддержании экологического равновесия и оздоровлении населения




Природоохранная и рекреационная роль национальных парков

 

На фоне роста и развития человеческой цивилизации, становится все более очевидной необходимость сохранения глобальной экосистемы. На сегодняшний день, существует более чем 100-летний опыт выделения территорий с особо ограниченным режимом природопользования, демонстрирующий создание и развитие мировой сети национальных парков (НП).

Национальный парк - резерват с особым видом хозяйственной деятельности, соответствующей функциональному зонированию его территории, и не изолированный от глобальной экосистемы. Именно это является веской причиной поиска эффективных методов управления такими территориями.

Противоречия, имеющие место в этом вопросе, обусловлены спецификой способов хозяйствования и природопользования в национальных парках, образующих пространственно-организованную инфраструктуру поддержания экологической стабильности территории, предотвращающей потерю биоразнообразия и деградацию ландшафта. По этой причине, имеет место значительная конфронтация приоритетов в управлении НП, как компонентами устойчивого развития территории. С одной стороны - сохранение малонарушенных природных экосистем, составляющих ядра экологического каркаса территории, выполнение природоохранных и научных функций, а с другой - реализация образовательной, просветительской и рекреационной деятельности, с преобладанием скорости антропогенной (по сравнению с естественной) трансформации природной среды.

Таким образом, во избежание потери устойчивости региональных экосистем, все более остро встает вопрос мониторинга состояния природной среды НП в единстве с глобальной экосистемою. При этом, национальные парки должны обеспечивать административную функцию ограниченного природопользования и хозяйственной деятельности для ядер экологического каркаса территории.

Правовую базу туризма в национальных парках России составляет ряд законов РФ, а также иных нормативно-правовых документов, наиболее важными из которых являются:

. Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ:

· определяет задачу национальных парков в сфере туризма и отдыха;

· определяет механизмы финансирования туризма и отдыха на территории НП;

· регулирует отношения национального парка и субъектов туристской деятельности.

. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ:

· дает основные понятия и определения в сфере туризма;

· определяет механизмы регулирования туризма на территории страны.

. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ:

· определяет виды хозяйственной деятельности, подлежащие обязательному государственному лицензированию;

· определяет механизм лицензирования.

. Земельный кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 г.:

· определяет возможные формы землепользования в границах национального парка и на сопредельных территориях.

. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ:

· определяет материальную ответственность хозяйствующих субъектов и граждан за нанесение ущерба окружающей среде.

. Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. №916.

. Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. №926.

. Постановление Правительства РФ «О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации» от 7 октября 1996 г. №1168.

С позиций устойчивого жизнеобеспечения населения (УЖН), национальные парки рассматриваются не как изолированные от социально-экономического контекста острова дикой природы, а как центры и основа реализации стратегии устойчивого развития. Наиболее актуален новый подход, когда национальные парки могут стать инициаторами и центрами активного распространения этого подхода на окружающие их территории и использования всех преимуществ такого позитивного лидерства.

Потенциальные функции национальных парков при реализации программ УЖН:

. обеспечение устойчивого жизнеобеспечение населения, которое должно представлять собой совместный процесс сотрудничества всех заинтересованных сторон;

. национальные парки как потенциал для выявления благоприятных возможностей предпринимательства;

. национальный парк как база развития экологического и прочих туризмов;

. национальный парк, как рационализатор экологических программ обучения;

. национальный парк, как источник информации и средство коммуникации;

. выбор местных менеджеров (координаторов) программ устойчивого жизнеобеспечения населения в национальных парках;

. сохранение и поддержание биологического разнообразия посредством:

· экологического просвещения;

· экологического воспитания;

· обеспечения режима особой охраны зоны местообитания редких и особенно значимых видов;

· научной работы;

· эффективного управления природными ресурсами (растительным и животным миром, водными объектами, сохранением геоморфологических элементов ландшафта).

Основные тенденции последних лет:

. Бурный рост числа новых методик оценки особо охраняемых природных территорий.

. Все больше правительств, природоохранных организаций, финансовых институтов, интересующихся эффективностью менеджмента особо охраняемых природных территорий, сталкивается с проблемой оптимального выбора методик для их практического использования

. Универсального подхода, способного удовлетворить все нужды при любых обстоятельствах, не существует, да он и невозможен. Отсюда следует, что проблема скорее не в стандартизации систем оценки, а в их гармоничном использовании.

Наиболее предпочтительна «Методика быстрой оценки эффективности и определения приоритетов управления системами природных территорий» (WWF), которая позволяет:

· выявить положительные и отрицательные воздействия факторов внутренней и внешней сред нацпарков на управлении ими (с целью последующего выявления охраняемых территорий, нуждающихся в более детальной оценке);

· констатировать невозможность изоляции национального парка от территории, на которой он расположен и на которой он осуществляет функцию каркаса обеспечения устойчивого развития;

· сравнивать менеджмент нескольких нацпарков одной территорий, а именно - определить сравнительную значимость различных нацпарков территории, при одновременной оценке общей ситуации для национального парка;

· выявлять территории с наиболее высокой экологической и социальной значимостью для определения приоритетных направлений необходимой поддержки нацпарков в соответствии с их значимостью и актуальностью проблем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: