Особенности межличностных отношений подростков с нарушением слуха




Минобрнауки России

ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

 

Факультет психологии

Кафедра общей и специальной психологии

 

Выпускная квалификационная работа

Особенности межличностных отношений подростков с нарушением слуха

 

Выполнила

Студентка V курса группы ФСП ‑51 очной формы обучения

Курагина Ксения Александровна

_____________________/подпись/

Научный руководитель:

к. психол. н., ст. преподаватель

кафедры общей и

специальной психологии ВятГГУ

Цветкова Наталия Викторовна

_____________________/подпись/

 

 

Допущена к защите в ГАК

 

Зав. кафедрой ____________ В.П. Кузьмина

(подпись)

«___»___________2011 г.

 

Декан факультета психологии _____________ Е. Е. Рудницкая

(подпись)

 

«___»___________2011 г.

 

 

КИРОВ 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..  
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА …………………………………….……………...  
1.1 Феномен межличностных отношений в психологии………………...  
1.2 Особенности межличностных отношений подростков………………  
1.3 Особенности межличностных отношений подростков с нарушением слуха……………………………………………………………….  
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА…………………………………………………………………………  
2.1 Организация констатирующего эксперимента……………………….  
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования……………  
2.3 Рекомендации по оптимизации межличностных отношений у подростков с нарушением слуха……………………………………………..  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………….  
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

 

Потребность в общении, в непосредственных контактах с другими людьми – одна из главных социальных потребностей человека. Особенно ярко она проявляется в подростковые годы.

В подростковом возрасте, когда личностное общение становится приоритетным, потребность в доверительных отношениях наиболее актуальна, вопросы личностного самоопределения выдвигаются на первый план - происходят качественные изменения в межличностном общении.

Благоприятное развитие личности и успешность социализации неслышащего ребенка во многом обеспечивается уровнем сформированности социальных навыков, среди которых важнейшими являются умения устанавливать межличностные отношения.

Процесс социализации неслышащего индивида протекает в депривационных условиях, таких как сенсорная, коммуникативная, эмоциональная, информационная, социальная и семейная депривации.

Своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности ребенка с нарушением слуха, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха - социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками, и со слышащим социумом, что, в свою очередь, ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений; примитивности и замедленному темпу формирования социальной перцепции и рефлексии; сниженной сенситивности к оценкам окружающих.

Отставание в речевом развитии, относительная изолированность неслышащего от общества затрудняет контакт с партнёрами по общению, ограничивает накопление опыта межличностного познания, препятствует адекватному субъект-субъектному пониманию, что делает проблему изучения межличностных отношений особенно актуальной для сурдопсихологии.

Актуальность исследования обусловлена, в том числе, и необходимостью создания системы психолого-педагогических условий для преодоления недостатков межличностных взаимоотношений, которые являются следствием речевого недоразвития и использования специфических коммуникативных средств данной категории людей.

Существуют противоречия между необходимостью совершенствовать межличностные отношения неслыщащих подростков и недостаточностью сведений об особенностях данного феномена при нарушенном слухе; между требованиями, предъявляемыми каждой личности в общей системе субъект-субъектного взаимодействия и имеющимися у конкретной личности возможностями соответствовать этим требованиям. Названные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в недостаточной изученности особенностей межличностных отношений подростков с нарушенным слухом.

Цель исследования – изучение особенностей межличностных отношений подростков 14-15 лет с нарушенным слухом.

Объект исследования: межличностные отношения подростков.

Предмет исследования – особенности межличностных отношений подростков с нарушенным слухом.

В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: межличностные отношения подростков с нарушенным слухом имеют количественные и качественные особенности, которые будут проявляться:

- в уровне дезадаптированности подростков;

- в основных социометрических показателях;

- в характеристике психологического климата коллектива;

- в оценке подростками своего самочувствия при общении.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте;

- выявить особенности межличностных отношений подростков с нарушенным слухом;

- провести эмпирическое изучение особенностей межличностных отношений подростков с нарушенным слухом;

- разработать рекомендации по оптимизации межличностных отношений подростков с нарушенным слухом.

Методологической основой данного исследования послужили представления В.Н. Мясищева о психологических отношениях личности, теоретические положения об особенностях межличностных отношений в подростковом возрасте Н.С. Глуханюк, Т.В. Драгуновой, Г.А. Карповой, Я.Л. Коломинского и др.; представления о психическом развитии детей с нарушением слуха и о формировании межличностных отношений подростков с нарушением слуха Т.Г. Богдановой, Р.М. Боскис [10], Э.А. Вийтар, Л.С. Выготского, Ю.А. Герасименко, А.И. Дьячкова [23], Г.А. Карповой, М.М. Нудельмана В.Г. Петровой, И.Л. Соловьевой, М.Е. Хватцева, И.В. Цукермана [51], С.Н. Шабалиной. П.А. Янн и др.

Методический аппарат составляют методы теоретического уровня – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, классификация, сравнение; методы эмпирического уровня – наблюдение, беседа, анализ психолого-педагогических характеристик учащихся, социометрическая методика «Изучение групповой структуры класса», проективная методики Р. Жиля, карта наблюдений Д. Стотта, анкета для изучения критериев выбора друга «Мой друг», тест-семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе» и методика «Эмоциональная цветопись» А.Н. Лутошкина. Для количественного анализа использовались методы математической статистики (критерий U Манна-Уитни). Статистические расчеты выполнялись с помощью компьютерных программ Excel, «SPSS 13.0».

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем теоретически обоснованы и эмпирически проверены особенности межличностных отношений подростков с нарушенным слухом; разработанные в процессе исследования рекомендации по оптимизации межличностных отношений подростков с нарушенным слухом могут быть использованы психологами, воспитателями и педагогами в воспитательной работе с данной категорией лиц в условиях специализированной школы-интерната.

Базой экспериментального исследования стали ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида» и МОУ СОШ с УИОП № 60 г. Кирова. В исследовании приняли участие 32 подростка в возрасте 14-15 лет, среди них 7 учащихся с нарушенным слухом и 25 - с сохранным слухом.

Структура рабо ты. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 55 наименований и 8 приложений. Текст изложен на 83 страницах, содержит 10 таблиц, 8 рисунков.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИССЛЕДОВАНИЯ

ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

1.1Феномен межличностных отношений в психологии

 

Проблема межличностных отношений относится к области социально-психологического знания. Центром внимания социальной психологии стала так называемая «малая группа» - социальное звено, в котором «общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [2, с. 191].

Для отечественной психолого-педагогической науки межличностные отношения стали специальной научной проблемой, которая включается в широкий контекст научных исследований. Одним из первых понятие отношений выделил В.Н. Мясищев. Отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности [33]. Сегодня вопросы, связанные с межличностными отношениями в коллективе, выдвигаются на первый план многих исследований. Процесс формирования межличностных отношений достаточно полно представлен в работах Н.С. Глуханюк, Т.В. Драгуновой, Г.А. Карповой, Я.Л. Коломинского и других авторов.

Я.Л. Коломинский под межличностными отношениями понимает субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [41, с. 206]. Данное определение межличностных отношений будем использовать в качестве рабочего определения.

Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как закрепленными, так и незакрепленными официально, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

В структуре взаимоотношений выделяют три компонента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный компонент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в отношениях.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. «Это, прежде всего, положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.», - отмечает Н.Н. Обозов [35].

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Когда один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же партнер не симпатичен, то и общение будет сталкиваться с многочисленными трудностями. [8].

Рассмотрим классификацию межличностных отношений. А.В. Киричук. Автор предлагает дифференцировать межличностные отношения на три основные группы:

- положительные отношения - симпатия, расположение, товарищество, доброжелательность, одобрение, помощь, сочувствие и т.д.;

- индифферентные отношения - равнодушие, черствость, безразличие и т.д.;

- отрицательные отношения - антипатия, осуждение, недоверие, подозрительность, грубость и т.д.

А.В. Киричук отмечает, что характер отношений в коллективе зависит от содержания и формы общения, от доброжелательного психологического климата в нем [26].

По мнению Я.Л. Коломинского, дифференцированный анализ взаимоотношений в группе (коллективе) всегда предполагает определенную классификацию элементов выделенной для изучения подсистемы. Такая классификация в виде типологии людей присутствует почти во всех исследованиях коллектива. В каждой из подсистем взаимоотношений существует своя статусно-ролевая структура, в которой закреплены формальные и неформальные роли членов группы (коллектива), их положение в ранговом распределении относительно характерной для нее эталонной шкалы ценностей.

Интегральным понятием для характеристики места личности в системе внутригрупповых социально-психологических координат является понятие «позиция», в котором слиты воедино объективные факторы положения личности и субъективное отражение, рефлексия, интеллектуально-эмоциональный отклик личности, который выражается в сознании и переживании этого своего положения [27].

Внутренняя позиция, по мнению Л.И. Божович, представляет собой систему, которая «складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и самому себе» [9, с. 174].

Я.Л. Коломинский подчеркивает, что в позицию включается и объективное положение человека, и его отношение к положению, его притязания в данной области. С этой точки зрения положение человека в группе сверстников входит в структуру его позиции. Положение в группе (коллективе) интегрирует роли и статусы личности во всех подструктурах группы (коллектива). Причем социометрический статус - это один из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, который характеризуется уровнем эмоционального предпочтения (приемлемости) данного индивида по сравнению с остальными членами группы [27].

Социометрический статус близок к личному статусу, представляющему собой, по определению Т. Шибутани, «положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве человеческого существа. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах» [52].

В социометрическом исследовании личность оценивается как желательный партнер по деятельности, при этом выявляется обобщенное эмоционально-оценочное отношение выбирающего к выбираемому. Социометрический статус измеряется числом полученных выборов: чем больше сверстников выбирают данного индивида, тем выше его социометрический статус. Соотношение числа членов группы, получивших разное число выборов, квалифицируется как статусная структура личных взаимоотношений [27].

В исследованиях Н.Е. Гронланда обнаружено, что на социометрическое положение влияют такие личностные факторы, как внешний вид, возраст, умственная одаренность, общительность, готовность помочь товарищу и др. [15].

Развитие межличностных отношений обусловлено такими явлениями:

- социальная дистанция;

- межличностная совместимость;

- социально-психологический климат;

- межличностная привлекательность.

Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствие социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить привычный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит к межличностным конфликтам.

Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные).

Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. Другими словами, когда два или более индивидуумов просто дополняют друг друга. Такая совместимость ведет к удовлетворенности совместными взаимодействиями и их результатами. Вторичный результат – появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости – это несовместимость, а чувства, вызываемые ею – антипатия. При несовместимости возникают негативные взаимоотношения и острые конфликты.

Социально-психологический климат – показатель целостной удовлетворенности-неудовлетворенности группы от совместной жизни, деятельности, взаимоотношений, общения и взаимодействия. Характер внутригруппового эмоционально-психологического климата является одной из наиболее значимых составляющих для межличностных отношений.

Н.П. Аникеева определяет психологический климат как эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые отношения членов коллектива. Положительный эмоционально-психологический климат складывается из гуманистического отношения друг к другу, чувства удовлетворенности группой, эмоционального сопереживания коллективных событий, положительного настроя, свободы и активности личности при выражении мнений и принятии решений [3].

По мнению Г.А. Карповой и Ю.А. Герасименко, знание социометрического статуса и коллективных эмоций группы не дает исчерпывающей информации о благополучии учащегося в системе межличностных отношений. Они считают, что необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным [20].

В исследовании В.Р. Кисловской установлено, что эмоциональное благополучие зависит не столько от социометрического статуса, сколько от его соотношения со взаимностью. Оказалось, что независимо от социометрического статуса наличие у испытуемого взаимной симпатии хотя бы с одним одноклассником уже обеспечивает ему эмоциональное благополучие в коллективе, что выражается и в положительном отношении к школе, к классу и в хорошем эмоциональном самочувствии [20].

Влияние взаимности на эмоциональное благополучие, или самочувствие индивида в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, как отмечает Я.Л. Коломинский [27], зависит не только от того, сколько человек симпатизируют ему, изъявляют желание с ним общаться, но и от того, насколько эти симпатии и это стремление к общению являются взаимными. Иными словами, для человека важно не только количество выборов, но и то, кто именно его выбрал: те, которых он сам выбрал или, наоборот, те, кого он не выбрал.

Межличностная привлекательность – это сложное психологическое свойство личности, которое «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т.д.

На развитие межличностных отношений влияют такие особенности общающихся как пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики [28, 35]. На основе изучения психолого-педагогической литературы нами был проведен анализ отдельных факторов, отвечающих задачам настоящего исследования, с точки зрения их влияния на межличностные отношения, который представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Факторы, оказывающие влияние на межличностные отношения

Факторы влияния Особенности межличностных отношений, обусловленные данными факторами
Половая принадлежность принадлежность мальчики Социальные контакты широкие и активные; отношения эмоционально сдержаны, предметны; легче раскрываются перед незнакомыми людьми; ориентированы на показ своих достижений и притязаний; значимо чувство товарищества и оказание взаимной поддержки
девочки Круг общения узкий; отношения эмоционально насыщенные; содержание совместной деятельности не является важным; большая потребность в самораскрытии, эмоциональной поддержке; стремятся к уменьшению социальной дистанции; ориентированы на установление психологической близости с людьми и интимности
Возраст Младенческий возраст: потребность в эмоциональном тепле; детский возраст: взрослый – источник психологического комфорта; младшие школьники: ориентация на авторитетного взрослого; подростки: ориентация на сверстников. Широкий круг общения; юноши: сужение круга общения, построение близких отношений; взрослость: преобладают производственные и родственные отношения; средний возраст: расширение круга общения; зрелость и старость: особая значимость дружеских отношений
Свойства темпера-мента Легко устанавливают контакты холерики и сангвиники; затруднены отношения в парах между холериками, сангвиниками; устойчивые связи в парах меланхолика с флегматиком и сангвиником и флегматика с сангвиником
Состояние здоровья Физические и психические нарушения затрудняют формирование межличностных отношений
Опыт общения Ограничение опыта общения затрудняет приобретение устойчивых умений и навыков межличностных отношений
Личностные характе-ристики Неадекватная самооценка может вносить психическую напряженность в межличностные отношения и вызывать внутренний дискомфорт личности

 


1.2 Особенности межличностных отношений подростков

 

Многие исследователи психологии подросткового возраста сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению [36].

Отношения с ровесниками находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Следует отметить, что по вопросу определения общения как конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют различные точки зрения.

В соответствии с первой точкой зрения, которую излагают Д.Б. Эльконин [53], Т.В. Драгунова [22], М.С. Каган, в подростковом возрасте общение принимает статус ведущего типа деятельности, имеет интимно - личностный характер, его предметом выступает другой человек - сверстник, а содержание является и построением и поддержанием личных отношений с ним.

Вторая точка зрения принадлежит Д.И Фельдштейну. Исследователь считает, что в качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, с взрослыми и развертываются новые формы общения «как приобщение подростков к обществу» [48].

Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков привлекательность занятий, интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с ровесниками: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других - ограничивается только школой. Со временем общение со сверстниками всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с друзьями становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной [9].

А.В. Мудрик считает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым [30]. Такую специфику поведения подростков А.В. Мудрик объясняет с трех позиций.

Во-первых, общение сверстников - очень важный канал информации, по которому подростки узнают многие необходимые вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые; например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости [30, 31].

И.С. Кон считает, что психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу, общность [28].

Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективное состояние душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком - то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков [29].

Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих подростков в «стадное» чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет – какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальны и многообразны. Ими могут быть поиск способов подкрепления самоуважения и признания своей человеческой ценности, переживание чувства эмоциональной сопричастности и слитности с группой, получение недостающей информации и коммуникативных навыков, удовлетворение потребности властвовать и командовать другими. Большей частью эти мотивы и их переплетения не осознаются.

Д.И. Фельдштейн [48] выделяет три формы общения подростков:

- интимно – личную;

- стихийно – групповую;

- социально – ориентированную.

Интимно - личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях - «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно - личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, симпатией. Высшими формами интимно - личностного общения являются дружба и любовь. Партнёрами чаще всего выступают одноклассники (50,5%), друзья по двору (29%), знакомые по команде, клубу, кружку (14%), более старшие ребята (8,2%). Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в качестве субъектов общения

Стихийно - групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - «я» и «они». Такой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно - полезная деятельность подростков. Данный вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп, в которых устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д. В иерархии предпочтения партнёров ведущее место занимают ровесники по двору (65,5%), более старшие (18,9%) и более младшие ребята (6,7%), случайные взрослые (2,7%). Одноклассники занимают незначительное место в круге общения подростков данной группы [48]. Педагоги и родители вообще не входят в круг стихийно - группового общения подростков. Вследствие этого стихийно складывающиеся неформальные группы подростков могут приобретать противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения.

Социально - ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – «я» и «общество». Оно обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д. Для подростков, участвующих в социально - ориентированной форме общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.

Исследования, проведенные Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно - личностном общении в основном удовлетворяется (34%), потребность в социально - ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно - группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена минимально [48].

Как свидетельствуют материалы экспериментальной работы Д.И. Фельдштейна, общение подростков приобретает интимно - личную и стихийно - групповую форму при отсутствии развёрнутой общественно - полезной деятельности. Невключённость подростков в систему общественно - полезных дел и, как следствие этого, невозможность удовлетворить появившуюся потребность в утверждении своей новой социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением социально - ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно - личностного и стихийно - группового общения.

Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность. Отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

Следует отметить, что существуют различия - не столько количественные, сколько качественные - в межличностных отношениях у мальчиков и девочек. Это касается проявления коммуникативных черт и стиля общения, уровня общительности и характера аффилиации, о чем шла речь выше (см. с. 13 данной работы).

Подростковые группы удовлетворяют, в первую очередь, потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое.

Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется [39]. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Разные формы и места общения не только сменяют друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.

Обратимся к рассмотрению того, какие качества личности, проявляющиеся в общении, ценятся подростками. По данным К.Н. Волкова, Я.Л. Коломинского, В.Н. Хмелика это, прежде всего, те, которые, проявляются во взаимодействии с ровесниками: честность, готовность помочь в учебе, в трудные минуты жизни; на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем - интеллектуальные особенности.

По данным А.Б. Ценципера, для популярности подростков большое значение имеет красивая внешность, аккуратный вид, хорошая успеваемость; непопулярны подростки, отличающиеся плохой успеваемостью, равнодушием к делам коллектива. Исследователь выделил особенности личности и поведения подростков, влияющие на положение ученика в системе межличностных отношений, и разделил их по группам: внешний вид, физическая сила, успехи в учении и отношение к учению, отношения со сверстниками, общественная активность, отношение к взрослым, отношение к труду, особенности интеллектуальной сферы [15].

Важной характеристикой межличностных отношений подростков является социометрический статус. В настоящее время в большинстве случаев для обозначения статуса применяется терминология, предложенная Я.Л. Коломинским с соавторами (И.П. Волков и Х.Й. Лийметс): «звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные».

Термином «звезда» обозначают индивидов, которые получают наибольшее число выборов. По выражению Дж. Морено, эти люди «привлекают столько выборов, что они захватывают центр сцены, подобно звезде» [55]. Позднее Бронфенбреннер в монографии «Измерение социометрического статуса, структуры и развития» к «звездам» отнес тех испытуемых, которые получили больше выборов, чем можно ожидать по теории вероятности [11]. «Предпочитаемые» — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками. К «пренебрегаемым » относят тех членов группы, у которых количество полученных выборов находится ниже среднего уровня. К «изолированным » относят тех испытуемых, которые в эксперименте не получили ни одного выбора. «Изолированные» трактуются в зарубежной социометрии как «инородные тела», или «социальные островки» [1].

То обстоятельство, считает Я.Л. Коломинский, что социометрический статус является элементом подструктуры межличностных отношений, а не общения, следует учитывать и при анализе других социометрических категорий. Так статус «изолированный» совсем не означает, что данный член группы реально не общается со сверстниками. Он означает лишь то, что в ситуации выбора ни у кого из товарищей по группе по отношению к нему не обнаружено симпатии [27]. Подчеркивая возможные различия статусов в разных подструктурах, Я.Л. Коломинский имеет ввиду глубокие и неразрывные взаимосвязи этих подструктур, следовательно, и статусов. Член группы с высоким социометрическим статусом и в процессе общения находится чаще всего в более благоприятном положении, чем тот, у кого статус низок. Соответствия здесь того же порядка, как и соответствия социометрических результатов и реального общения члено



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: