Это довольно старый и известный метод для креативного подхода к решению задач. Его разработал Эдвард де Боно и описал ещё в 1985 году.




Наше сознание постоянно загружено различными переживаниями, сомнениями, творческими задумками, логическими выкладками, воспоминаниями о прошлом и мечтами о будущем. Всё это часто мешает продуктивно мыслить и принимать верные решения.

Метод 6 шляп мышления Эдварда де Боно позволяет выделить шесть режимов мышления, при переключении которых человек фокусирует своё внимание на конкретном вопросе и может рассмотреть проблему с определённой стороны.

Каждый из этих режимов де Боно метафорически соотнёс со шляпой одного из шести цветов:

1. Белая шляпа — информационная. Ищем всю информацию по интересующему вопросу, собираем факты и анализируем их. Белая шляпа предполагает использование точных, объективных фактов, дат, цифр. Они нужны для подтверждения информации.

2. Красная шляпа — эмоциональная. На этом этапе нужно задействовать свои чувства и эмоции, заняться визуализированием. Надев красную шляпу, нужно задать себе такие вопросы: Что я ощущаю в данный момент? Что говорит интуиция и мой внутренний голос?

3. Чёрная шляпа — критическое суждение. Тут всё проще некуда, включаем внутреннего критика и выявляем все минусы, опасения и негативные последствия, которые могут случиться. Речь не идет о жесткой критике идей по поводу решения того или иного вопроса. Нужно проводить критическое исследование. Оно включает в себя выяснение последствий, влияния принятого решения на ценности и приоритеты.

4. Жёлтая шляпа — позитивная. Этап, противоположный применению чёрной шляпы. Здесь мы отмечаем все возможные плюсы и положительные моменты при решении этого вопроса. Надевая желтую шляпу, спросите себя: Какие преимущества у этой идеи или решения? В чем заключаются положительные стороны?

5. Зелёная шляпа — креативная. Включаем воображение и ищем всевозможные пути для достижения поставленной цели. Человеку в зеленой шляпе нужно позаботиться о создании креативных способов решения проблемы. Здесь имеется в виду выход за рамки привычного, использование творческого подхода. Вопросы для зеленой шляпы: Как преодолеть проблемы и трудности, о которых узнали от черной шляпы? Какие творческие идеи я могу предложить?

6. Синяя шляпа — организационная. Систематизируем всё, что получили от применения предыдущих шляп, принимаем решение, вырабатываем стратегию и начинаем действовать!

Небольшой, но важный нюанс! Каждой шляпой необходимо пользоваться в течение определённого, чётко ограниченного отрезка времени. Так результат от применения всех шести режимов мышления будет наиболее эффективным.

С помощью метода 6 шляп можно легко научиться смотреть на задачу с разных сторон и выбрать самое оптимальное и взвешенное решение. Очень креативный и весёлый способ!

Поиск решений с помощью метода 6 шляп выглядит примерно так:

  1. Процесс начинается с белой шляпы. Участники собирают цифры и проверенные факты, касающиеся обсуждаемой темы.
  2. Следом идет черная шляпа. Здесь ту же информацию обсуждают в негативном ключе, цель – найти недостатки.
  3. Теперь желтая шляпа. Это определение положительных сторон.
  4. Зеленую шляпу надевают только тогда, когда проблема рассмотрена со всех сторон, собрано максимально возможное количество данных. На этом этапе важно усилить позитивные свойства и ослабить негативные.
  5. Красная шляпа, как сказано выше, предназначена для разрядки. Не стоит часто ее использовать.
  6. Последний этап — использование синей шляпы. Руководитель подводит итоги.

Выдвинутые идеи и найденные решения можно дополнительно рассмотреть с помощью желтой и черной шляпы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: