Антологическая лирика Батюшкова.




Новаторский характер носили и антологические стихотворения поэта. Для раннего Батюшкова античность – средоточие чувственных наслаждений. В этом духе понята и античная лирика. Теперь поэту близки в античности иные свойства – простота, мужество, драматизм страстей. Жанр антологического стихотворения был издавна трудной, но необходимой для поэта художественной школой вследствие предъявляемых к нему устойчивых требований краткой, сжатой выразительности. Заслуга Батюшкова в том, что он избежал как внешней декоративности, форсированной экзотичности, щегольства античными реалиями и приметами быта, так и манерной передачи чувств, излишней чувствительности и трогательности. Античную антологию он понял как воплощение национального духа древних греков, как нравственное бытие народа, которое невозвратимо. Обращаясь к античности, поэт решал современные ему проблемы национально-исторической самобытности и народности. Миросозерцание античного человека можно раскрыть лишь через его духовный, внутренний мир. Наиболее личной, индивидуальной страстью выступает любовь. Поэтому в лирике Батюшкова господствует принцип «антологического индивидуализма». В любви античный человек высказывается весь. Помимо темы любви Батюшков коснулся и тем смерти, ревности, дружбы и гражданской гордости. В антологических стихотворениях Батюшков пропел гимн жизни, ее красоте, ее величию, ее тревогам. Только самоотверженная и открытая битва с превратностями судьбы дает ощущение полноты и радости бытия. Героическая тема противостояния опасностям, сопротивления обстоятельствам, несмотря на возможность поражения и неизбежность смерти, достойно венчает антологический цикл.

На формирование Батюшкова как поэта повлияли следующие факторы:

1. Знание, изучение античной литературы, поэзии (Вергилий, Гораций, Анакреон).

2. Эпоха французского Просвещения (Вольтер (любовь к нему у Батюшкова всю жизнь), Дидро; критиковал Руссо).

3. Итальянское Возрождение (Петрарка, Ариосто).

4. Двоюродный дядя – Муравьёв (чиновник и писатель. «Я всем, что имею, обязан своему дядюшке»).

5. Окружение (писатели: Державин, Крылов, Капнист, Озеров, Львов).

Основные периоды: 1802 – 1808 – ученический период 1809 – 1812 – начало оригинального творчества 1812 – 1816 – переломный; духовный и поэтический кризис 1816 – 1823 – попытки преодоления кризиса и выхода из него.

1 период. Журнал «Любитель словесности», 1806 – стихотворение «Мечта» (первое опубликованное). «Мечтанье есть душа поэтов и стихов». Утверждение трёх имён: Анакреон, Сафо, Гораций. Батюшков пишет о том, что не в богатстве и знатности счастье. «Хижина поэта мечтою превращена во дворец, как ручеёк для бабочки в море». Поэзия живёт мечтой. «Совет друзьям» - утверждение идеалов, мотив разочарования в светских общепринятых ценностях. Ценность «лёгкой поэзии».

2 период. «Маленькая философия». Батюшков служил, участвовал в сражениях, вышел в отставку. Возвращается в Петербург, живёт по своей философии. Близкий друг – поэт Гнедич (по письмам). Сознательное существование и признание его как достойного и способного вызвать уважение честных людей. Философия основывается на убеждённости, что земные наслаждения возможны для человека с добродетельной душой; наслаждения – это не только сфера порока. Уединение – личное счастье. Эпикурейство – принцип достижения личного блага путём чувственных наслаждений (вкусная еда, вино, хорошая музыка, прекрасная женщина). Гедонизм – добро – наслаждение (стремление к добру). Сочетание у Батюшкова эпикурейства и гедонизма воплощалось в гуманистических идеалах и целомудрии. Батюшков не похож на своего лирического героя, в котором воплощалась то, что невозможно реализовать в жизни; переживания души, а не опыт жизни. Осознание невозможности реализации чего-либо выливалось в конфликт между мечтой, идеалом и действительностью (так, эстетически возвышенные наслаждения противопоставляются скептицизму). Малые жанры отражают «маленькую философию». В мироощущении Античности находит идеалы: жизнерадостность, воспевание красоты, душевное здоровье – романтическая мечта. Стоит отметить, что Батюшков при этом не использует античные формы поэзии. Это диктует характер стиля Батюшкова: нет тяжеловесного языка классических од. Использует язык, отражающий ясность мысли, способный выразить чувства и переживания – гармоническое равновесие, которое диктует вкус. Нет старославянизмов. Батюшков избирает другие темы: гражданская тематика (ощущение катастрофичности бытия, трагичности положения человеческой личности в хаосе истории). Наступает момент безотрадного, беспросветного пессимизма, самое отчаянное разочарование. Батюшков пытается выстроить новую философию, найти положительные основы видения мира, обращается к эпической, исторической тематике.

3 период. Основной жанр – элегия, в которой сочетаются историческая тематика и философская. Так, Рылеев использовал элегию для создания исторических образов, Батюшков же – для того, чтобы оттолкнуться от них в философском осмыслении бытия отдельной личности и бытия народов. «На развалинах замка в Швеции», «Судьба Одиссея» (герой, который соперничает с богами, бросает им вызов; пролог к трагедии - скитания). Поэта интересует человек в водовороте истории, размышления о том, в чём человек может найти опоры в разрушающей силе истории. Настроения прослеживаются в стихотворении «К другу» (к Вяземскому): «Мы область призраков обманчивых прошли…». Батюшков приходит к выводу о том, что «…ничего не прочно, нигде нет счастья». Итог активного творчества этого периода – сборник «Опыты в стихах и прозе» (1817), где слово опыты надо понимать именно в значении итога, а не экспериментов. Созданы произведения «Умирающий Тасс», «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы», циклы «В подражание древним» (последнее крупное произведение поэта), «Из греческой антологии».

 

  1. Эстетическая позиция декабристов. Жанрово-стилевое своеобразие лирики. Творчество К.Ф. Рылеева.

Революционно-романтическая эстетика формировалась в борьбе с враждебными дворянским революционерам идейно-художественными течениями. Основной удар был направлен против классицизма, подвергшегося уже критике со стороны карамзинистов и арзамасцев. Для революционных романтиков особенно неприемлемы были политическая основа классицизма и его скованность канонизированными правилами и образцами. Например, Кюхельбекер, в поэзии которого традиции классицизма еще дают себя знать, постоянно выступал против подчинения русской литературы его законам.

Но, выступая в качестве представителей романтического направления против классицизма, декабристы отмежевывались и от тех романтиков, которые стали выразителями консервативных тенденций. Кюхельбекер высмеивает это течение в поэзии: «Чувство уныния поглотило все прочие. Все мы взапуски тоскуем о своей погибшей молодости. Картины везде одни и те же: луна, которая, разумеется, уныла и бледна, скалы и дубравы, где их никогда не бывало, изредка длинные тени и приведения, в особенности же туман: туманы над водами, туманы над бором, туманы над полями, туман в голове сочинителя». В письме Пушкину от 12 февраля 1825г. Рылеев, признавая благотворное воздействие Жуковского на язык русской поэзии, считает пагубным «влияние его на дух нашей словесности », что является результатом мистицизма, мечтательности, туманности, которыми проникнута большая часть стихотворений поэта-романтика.

Таким образом, революционные романтики вели литературную борьбу на два фронта: против реакционного классицизма и против консервативного романтизма. Служение делу свободы художественным творчеством революционные романтики рассматривали как свой гражданский долг. Они обосновали идею поэта-гражданина, которая стала характерной для передовой русской эстетики. Эта идея была сформулирована в известном признании Рылеева: «Я не поэт, а гражданин ». Идея поэта-пророка, обладающего «силой воздвигать народы » на борьбу за свободу, свойственна и Кюхельбекеру.

Созданный революционными романтиками образ поэта-гражданина явился антитезой образу поэта-эпикурейца, получившему широкую популярность в «легкой поэзии» и образу поэта-мечтателя, характерному для элегического романтизма.

Понимание общественной роли искусства приводило декабристов к требованию высокого содержания литературы. Декабристы вкладывали в понятие высокого революционно-освободительное содержание, связывали эту категорию с идеалами общественно-политической свободы. «Высокость » души была признана необходимым качеством гражданина в законоположении Союза Благоденствия. В том же документе утверждается и необходимость высокого содержания поэзии, без чего произведение «недостойно дара поэзии ». Отсюда и революционно-романтический критерий оценки художественного творчества: «сила и прелесть стихотворений » состоит «более всего в непритворном изложении чувств высоких и к добру увлекающих ».

Признание за художественной литературой высокой гражданской миссии побуждало поэтов-декабристов пропагандировать высокие жанры поэзии: политическую оду, героическую поэму, гражданскую трагедию.

Жанрово-стилевые осбенности:

Прежде всего, внимание декабристов привлёк жанр оды. В оде у классицистов поэт выступал от имени всего народа, выражая таким образом не свою личную точку зрения на изображаемые события, а общенародную. У декабристов герой трагически отчуждён от народа и должен совершить подвиг для единения с ним; одиночество героя и обреченность на конфликт привели к появлению элегической тональности. Декабристская ода сочетает жанровые признаки оды и элегии («На смерть Байрона» К.Ф. Рылеева, «Смерть Байрона» В.К.Кюхельбекера).

Сходные изменения произошли с жанром дружеского послания. В декабристском дружеском послании («Моё прости друзьям Кисловскому и Преклонскому» В.Ф.Раевского) в основе лежит гражданское чувство, раскрытое с естественностью разговорной интонации и дружеской откровенностью.

Попадает в поле зрения декабристов и жанр баллады, понятый как поэтическая форма народной фантазии. Декабристы в споре с Жуковским создают «русскую балладу» («Ольга», «Убийца», «Наташа», «Леший» П.А.Катенина, «Пахом Степанов» В.К.Кюхельбекера), жанровыми признаками которой явились просторечие, шероховатость, а подчас нарочитая грубость поэтического языка, имитирующая «простонародную грубость».

Наиболее удачным жанровым экспериментом декабристов в лирике стали «Думы » К.Ф.Рылеева, неслучайно Бестужев ставил их на первое место среди созданий «новой школы нашей поэзии ». По мнению самого Рылеева жанр «думы» является старинным русским изобретением («дума о героях»). В этой жанровой форме Рылеев видел возможность, изображая подвиги великих героев национальной истории, разбудить в душе читателя патриотические чувства, чувство общности со своей великой родиной, её историей, народом. Поскольку каждый из героев рылеевских дум (Вещий Олег, Димитрий Донской, Борис Годунов, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий и др.) интересовал не как неповторимая личность, а как русский тип человека, то герои оказались «унифицированными», на одно лицо, одним лирическим «я».

Декабристы создали особую, характерную только для гражданского романтизма разновидность жанра поэмы («Войнаровский», «Наливайко», «Хмельницкий» К.Ф.Рылеева). Поэма вобрала в себя все поэтические открытия декабризма: историческую достоверность, национальную, гражданскую и патриотическую тематику, трагический герой-титан. Новое в декабристской поэме - разочарованный герой.

Теме политической свободы поэты-декабристы посвящали наиболее значительные произведения своей лирики. В «Законоположении Союза Благоденствия» первым естественным законом общественного объединения людей признавалось «соблюдение блага общего ».

Творчество Рылеева:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: