Видео: «На солнечной поляночке»




Композитор Василий Соловьев-Седой».

Сценарий тематического вечера

Слайд 2

Видеоролик «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»

Слайд 3

«Где же вы теперь, друзья-однополчане?» - созданная после Великой Отечественной войны эта песня стала заключительным аккордом цикла военных песен «Маршала песни» Василия Павловича Соловьева-Седого.

«Маршал песни» - так называл композитора легендарный маршал Григорий Жуков. А знаменитая Марлен Дитрих, когда уже много позднее услышала его песню «Соловьи», сказала: «Этой песни мне так не хватало на войне!»

События Великой Отечественной войны способствовали чрезвычайному расцвету военного песенного жанра в музыке Соловьева-Седого.

Слайд 4

Василий Павлович так вспоминает о начале войны, заставшем его под Ленинградом: «Стояли знойные летние дни. Я работал в Доме творчества композиторов на Карельском перешейке. В субботу вечером Тамара Давыдова читала нам рассказ «Если завтра война», а воскресным утром, ещё не зная, что это «завтра» уже наступило, я с Иваном Дзержинским выехал в Ленинград: на Островах должен был состояться вечер советской песни. Удивлённые густым потоком встречных грузовых машин, мы вскоре узнали: война!

Отныне вся жизнь пошла по-иному. Утром 24 июня я принёс в Радиокомитет свою песню «Играй, мой баян», а вечером она уже звучала из репродукторов над городом». Вот каким быстрым оказался отклик Соловьёва-Седого на грозные события.

 

Слайд 5

Новая песня «Играй, мой баян» в исполнении Александра Борисова пришла на смену исполнявшейся до войны Марком Бернесом популярной песне «Тучи над городом встали». Борисов пел песню не сильным, но удивительно интонационно богатым голосом. В годы войны Василий Павлович убедился: для распространения песни в народе нужны не только и не столько голосовые, сколько актёрские данные; без них невозможно создать «образ» песни, невозможно «сыграть» её так, чтобы она легла на душу и была ею принята. Первая лирическая военная песня Соловьёва-Седого получила отклик в народе, её поют и поныне.

Слайд 6

Видеоролик «Играй, мой баян»

Слайд 7

Почти все военные радиопередачи завершались песнями, частушками, сатирическими куплетами. Из воспоминаний Соловьёва-Седого: «День наш строился строго по расписанию. Вставали мы часов в 8 утра и два - два с половиной часа посвящали работе над песней. Когда песня была готова, я ехал на радио и показывал её там. Почти все песни получали одобрение».

Слайд 8

История создания песни «Вечер на рейде»

В августе 1941 года Соловьева-Седого вместе с поэтом А. Чуркиным направили в порт, где они, как и тысячи ленинградцев, растаскивали бревна,

убирали территорию, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб. По окончании длинного трудового дня они присели отдохнуть на борту разгруженной баржи. Был поздний ленинградский вечер. Ничто не напоминало о войне. В заливе, окутанном синей дымкой, стоял на рейде корабль. С него доносилась тихая музыка: кто-то играл на баяне. Когда отправлялись домой, композитор сказал: «Чудный вечер. Стоит песни». По возвращении домой Чуркин сел писать стихи, а Соловьёв-Седой — музыку.

Через три дня родилась новая песня — «Вечер на рейде». Композитор и поэт понесли её в дом композиторов.

Там песню нашли слишком спокойной, даже заунывной и, как было сказано, не отвечающей требованиям военного времени.

Соловьёв-Седой отложил песню, и она пролежала в его чемодане год. После того, как вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, Соловьёв-Седой, незадолго до этого эвакуированный в Оренбург, вновь представил свою песню на суд коллег. Они назвали её «цыганщиной», и композитор опять отложил песню.

Слайд 9

Но в марте 1942 года она все же зазвучала и стала народной. Вот как это

произошло. Соловьёв-Седой с созданной им театральной бригадой «Ястребок» давал концерт в солдатской землянке. До передовой было полтора километра. Слушателей было не более тридцати солдат. Концерт уже шёл к концу, когда композитор решился сам спеть «Вечер на рейде» под аккордеон. Он сам себе аккомпанировал, и пел, обращаясь к бойцам:

Споёмте, друзья, ведь завтра в поход

Уйдём в предрассветный туман.

Споём веселей, пусть нам подпоёт

Седой боевой капитан.

Когда третий раз прозвучал припев — «Прощай, любимый город!», его

подхватили все слушатели. Автора попросили продиктовать слова, а потом еще раз спеть песню вместе со всеми. Такого ещё никогда не было в жизни

композитора: люди запели его песню, которую раньше не слышали. За несколько дней песня разлетелась по всем фронтам. Её слова передавали по полевым телефонам связисты. Ночью по телефону они пели её под баян.

Песню пели на фронте и в тылу. Она стала любимой народом.

Слайд 10

Видео: «Вечер на рейде».

Слайд 11

Соловьёв-Седой был взыскателен к поэтическому слову, так как сам обладал незаурядным литературным даром. Ряд его песен был им сочинён на

собственные стихи. В одной из них он так определял духовное назначение песни для солдата, готового взглянуть в глаза смерти и победить её:

Не радостной песней, а грустным мотивом

Погибших друзей помяни,

Помянешь друзей — завоюешь иначе,

Солдаты — особый народ!

От боли не плачем, от песни заплачем,

Коль песня до сердца дойдёт.

Слайд 12

Большим событием в жизни Василий Павлович считал встречу в 1942 году с поэтом Алексеем Фатьяновым. «Я познакомился с ним в Оренбурге..., - писал позже В. П. Соловьев-Седой, - Он мне сразу понравился — молодой, красивый парень-богатырь. Не думал я тогда, не гадал, что этому парню суждено так прочно и навсегда войти в мою жизнь.

На второй день он принес мне стихотворение, старательно выписанное на листе, вырванном из какой-то амбарной книги. Оно меня сразу обворожило. Доверительная интонация, простой русский разговорный язык. Прочитав стихотворение, ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов. Стихи пели, в них уже была мелодия».

На солнечной поляночке,

Дугою выгнув бровь,

Парнишка на тальяночке

Играет про любовь...

Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». В 1943 году Соловьев-Седой приступает к написанию музыки песни «На солнечной поляночке».

Первоначально музыка «Тальяночки», так называли песню в период войны, звучала как лирический вальс, однако сам композитор таким решением оказался не доволен. Он написал новую мелодию. На этот раз получилась та песня, которую все полюбили.

Интересно отметить, что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке». Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы о письмах, полученных от любимых, и другие сообщения.

Слайд 13

Видео: «На солнечной поляночке»

Слайд 14

Самая знаменитая песня «Соловьи».

Фатьянов сочинял стихи также как Соловьёв-Седой — музыку: стремительно и проникновенно. Вместе они создали сорок песен, многие их них вошли в золотой фонд советской и мировой песенной культуры.

Вершиной их творчества можно назвать самую знаменитую песню «Соловьи», созданную в 1943 году. Песня стала гимном жизни на войне. В ней была и грусть по родному дому, и ощущение весны, и ожидание победы, и тяжкий солдатский труд.

Слайд 15

Из странички фронтового блокнота гвардии майора запаса Н. Вечеркина, напечатанной в газете «Советская Эстония»:

«… это было в начале марта 1945 года, всего за два месяца до Дня Победы. В нашу 10-ю гвардейскую армию тогда приехала бригада артистов Рижской филармонии. На участке армии было затишье. Под зрительный зал оборудовали большую госпитальную палатку. Перед эстрадой в несколько рядов положили длинные бревна, которые заменяли кресла... Надо ли говорить о том, что в госпитальной палатке некуда было упасть не только яблоку, но даже маковому зернышку. На тесноту, однако, никто не жаловался. Еще бы — концерт!

— А сейчас, товарищи, артистка нашей филармонии исполнит песню

композитора Соловьева-Седого на слова Фатьянова «Соловьи, соловьи...». —Зал приветствовал артистку вежливыми аплодисментами. Аккомпаниатор дал вступление, и артистка запела. Первые же слова песни оглушили слушателей:

И к нам на фронт пришла весна,

Солдатам стало не до сна...

Это было настолько реально, что даже не верилось, что песня написана вчера или позавчера, а не сейчас, сию минуту, вот здесь, в этой санитарной палатке. А певица продолжала:

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

Всякая бывает тишина. Но та, что воцарилась в госпитальной палатке и за ней, была необычной, необыкновенной какой-то, я бы сказал, неестественной. Все, будто завороженные, впились горящими глазами в певицу и ждали, ждали новых слов и новой мелодии...

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят...

Нет! За всю войну не приходилось слышать такой песни. А их, песен, было много, разных и хороших, хватавших за душу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой было все, будто она соединила все чувства воедино.

И когда песня окончилась, никто не шелохнулся. Молчал зал, молчала

певица. Я повернул голову и был ошеломлен еще больше. В окне палатки я

увидел лицо молоденького солдата. По нему струились слезы, прокладывая

тонкие белые бороздки на его закопченных порохом щеках. Солдат плакал».

Слайд 16

Видео: «Соловьи»

Слайд 17

Закончилась война. От композитора ждали мирных песен. Много новых произведений создал в послевоенное время талантливый композитор. Это и десятки песен, и оперетты, и два балета, и музыка более чем к тридцати фильмам. Первая золотая медаль, учреждённая правительством за пропаганду военно-патриотической темы, была присуждена Василию Павловичу Соловьёву-Седому.

Слайд 18

Песни композитора играли огромную роль в суровые годы войны. Его мелодии звучали, как проклятие врагу, но в них жила и доброта народа, мягкость и лиризм народной души.

Очень хорошо сказала о песнях Соловьёва-Седова композитор Александра Пахмутова: «Говорят, что песня – душа народа. Думаю, даже убеждена, что ныне далеко не каждая песня выражает народную душу. А вот в песнях Василия Павловича Соловьёва-Седова звучит прекрасная душа великого и доброго народа. И народность его песен – истинная и искренняя.

Василий Павлович считал песни «лирической летописью времени».

Песни композитора поднимали боевой дух бойцов, не позволяли каменеть их душам.

«Я считаю себя солдатом, - писал композитор, – и не только потому, что в суровые годы Великой Отечественной войны был на фронте, выступал в блиндажах и землянках, на военных грузовиках и железнодорожных платформах, наскоро приспособленных под эстрадную площадку. Считаю себя солдатом потому, что каждая третья написанная мною песня – о солдате».

Слайд 19

Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни Василий Павлович Соловьёв-Седой. Но песни его живы, а, значит, жива душа композитора, потому что:

Он был искренним в жизни, как в песне

Верен дружбе и верен любви:

«Милый друг, наконец-то мы вместе…-

Ты плыви, наша лодка, плыви…

Слайд 20

Видеоролик

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: