Характеристика когнитивных методов развития высших психических функций у детей.




Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже

1.Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Свойствам восприятия:

Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.

Целостность. восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.

Константность относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

Осмысленность. выражается в сознательном восприятие предмета

Активность ( или избирательность) заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов

2. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения:

§ Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

§ Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

§ Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

§ Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

1. Образное представление действительности;

2. Регулирование эмоциональных состояний;

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

4. Формирование внутреннего плана действий.

Виды воображения:

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

3.Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет

и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.

Сосредоточенность проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации

Распределение – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность способность выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств,обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком, регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию.

4. Мышление – это процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного.

Типы мышления

1. Интуитивный- преобладание эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

2. Мыслительный -рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

Основные виды мышления

1наглядно-образного –мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.

2наглядно-действенное. -сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

3Словесно-логическое: мышление оперирует отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий.

Суждение – это мысль о предмете, его свойствах и качествах, о связи его с другими предметами, о их наличии или отсутствии.

Умозаключение – это вывод, полученный из нескольких суждений в результате их сопоставления. Существует два вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное умозаключение.

Индуктивное умозаключение – это общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений. Дедуктивное умозаключение – это частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления единичного и общего суждения.

Понятие – это мысль об общих, существенных и специфических признаках предметов и явлений и об их связях с другими явлениями.

 

5. Речь – это процесс общения людей посредством языка.

Речь имеет три функции: Сигнификативная функция выражается в связи между словом и представлением о предмете или явлении.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

функция коммуникации, т.е. передачи информации.

Внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя - к самому себе. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов: монологической, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая – к самому себе. Монологическая речь является самым сложным видом устной речи.

Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.

6. Память – психический познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание той или иной информации.

Функции:1. отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств. 2 накопление и сохранение полученной информации в сознании человека. 3.воспроизведение информации, необходимой для осуществления текущей и будущей деятельности. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.

Виды памяти

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга.

По характеру целей деятельности – на непроизвольную запоминание и воспроизведение, автоматически, без волевых усилий, без контроля со стороны сознания и произвольную,где сам процесс требует волевого усилия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: