Страны «третьего мира»: модели развития, борьба против отсталости.




Получив политическую независимость, новые страны не стали экономически самостоятельными. Бывшие метрополию и США продолжали диктовать цены на сырье и продовольствие, промышленное оборудование. Но зависимость была теперь не следствием политического давления, а результатомотсталости. Страны Азии, Африки оставались аграрно-сырьевыми придатками, зависели от поставок машин, оборудования, притока внешних инвестиций. Эта отсталость закреплялась господством традиционного уклада жизни, неграмотностью большей части населения, неразвитостью коммуникаций и средств связи (инфраструктуры).

Проблема отсталости усилилась после Второй мировой войны благодаря повышению темпов роста населения. Демографический взрыв произошел в момент, когда только начиналась трансформація традиционных социально-экономических институтов в странах, начавших получать независимость. Аграрное перенаселение в ряде регионов привело к настоящей катастрофы. Использование всех земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, вырубка лесов, истощение источников пресной воды породили проблему урбанизации. С 1950 по 1980 г. 350 млн. выходцев из села стали жителями городов, поселяясь в основном в районах, окружающих крупные города. Высокие темпы роста населения усложнили решение проблемы отсталости, доходы на душу населения в некоторых странах стали меньше по сравнению с колониальным периодом. Высокая рождаемость обусловила омоложение населения (дети в возрасте до 15 лет составляют половину населения страны). Чтобы добиться выхода из отсталости, нужно повышать грамотность населения. А при таком количестве подростков это требует больших затрат на образование. Следствием высоких темпов рождаемости является безработицы, способствует сохранению низкой заработной платы и не стимулирует внедрение новых технологий, тормозит технический прогресс.

Под давлением демографического взрыва и политики правительств, направленной на модернизацию общества, традиционный уклад жизнь начал разрушаться. Новые отношения сосуществовали со старыми общественными, экономическими и политическими отношениями. Экономика стала многоукладной, социальная структура - пестрой, причем большая часть населения оказалась в переходном маргинальном состоянии. Это приводило к социально-политической нестабильности. Происходили революции, государственные перевороты, военные мятежи, гражданские войны, межгосударственные, национальные конфликты, стало характерной чертой развития стран Азии, Африки.

Понимание экономической зависимости встранах "третьего мира" сначала базировалось на представлении, что мировой экономика существует исключительно за счет их эксплуатации, осуществляемой путем занижения цен на сырье стран "третьего мира" и завышение цен на готовую продукцию развитых стран. Из этого следовало, что достичь экономической независимости можно в результате импортозамещающей индустриализациии эксплуатация природных ресурсов. Последнее наиболее полно проявилось в деятельности Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Созданная в 1960 г.,она, установив контроль над мировым экспортом нефти, начала в 70-е годы повышать цены на нее, действуя как международный картель или синдикат. Действия ОПЕК вызвали в мире энергетический кризис, увеличив доходы стран ОПЕК. Очень быстро этот путь достижения экономической независимости оказался малоэффективным. Страны Запада провели модернизацию производства в сторону сокращения расходов энергоносителей. Также увеличили добычу энергоносителей страны, не являющиеся членами ОПЕК. В результате страны ОПЕК вынуждены сокращать добычу нефти, чтобы сохранить цену, а это привело к падению доходов. Наконец цена на нефть и газ значительно упала. На полученные нефтедоллары страны ОПЕК так и не создали современной конкурентоспособной промышленности, которая бы компенсировала падение доходов от исчерпания природных ресурсов. Эти страны так и остались зависимыми от экспорта в страны. Энергетический кризис сильнее всего ударил по странам, которые развиваются.

Импортозаменимая индустриализация для многих стран была неосуществима из-за отсутствия необходимых природных и человеческих ресурсов, незначительного внутреннего потребления:40% стран в мире имеют территорию, меньшую 100 тыс. кв. км с населением до 3млн. человек. Кроме того, этот курс означает сохранение отсталости в области технологий. Индустриализация, которая проводилась без учета возможностей, вела к финансовой задолженности, а ее бремя переводился на плечи населения.

Постепенно в странах "третьегомира "убедились в необходимости пересмотра стратегии развития. Суть новой стратегии заключается в том, чтобы не противодействовать мировой экономике, а приспособить ее к своим потребностям.

В 1974 г. группа стран "Третьего мира" стала инициатором созыва специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по экономическим вопросам, где была принята декларация о установление нового мирового экономического порядка (НСЭП). Его суть заключается в перераспределении финансовых и технологических ресурсов в интересах развивающихся стран. Основой для таких притязаний стал тезис об ответственности развитых стран. Страны Запада не согласились с обвинениями, но выразили готовность содействовать модернизации.

В момент развертывания дискуссий положение стран "третьего мира" ухудшилось. Попытку решить проблемы с помощью внешних займов привели к росту долга стран"Третьего мира" (1980 г. долг составлял 400 млрд долларов США, а1988 г. - 1120 млрд долларов США).

Оставался один выход: форсированно развивать экспортный потенциал и способствовать ввозу иностранного капитала. Эти меры дали толчок развитию новым структурам. Их поддерживали МВФ и МБРР. Льготные кредиты выдавались этими учреждениями при условии проведения рыночных реформ:

- Стабилизации денежного обращения;

- Ликвидации дефицита бюджета;

- Приватизации нерентабельных предприятий госсектора;

- Введение свободных цен;

- Либерализации внешней торговли.

Революция в экономической политике в странах "третьего мира" привела к падению почти одновременно с революциями в Восточной Европе просоциалистические режимов и прекращения социалистических экспериментов в странах "третьего мира".

Следовательно, преодоление отсталости оказалось для стран Азии и Африки не только экономической проблемой. Этот процесс стал, по сути, взаимодействием цивилизаций. Ведь отсталость была связана с господством традиционных столетних укладов. Их преодоление означало модернизацию общества.

Наиболее динамично в социальном, экономическом и политическом плане развивались новые индустриальные государства Гонконг (Теперь часть Китая), Сингапур, Тайвань, Южная Корея, затем к нимприсоединились Индонезия, Малайзия, Филиппины. Используя иностранные капиталы и технологии, значительные трудовые ресурсы на местах, им удалось создать развитую обрабатывающую промышленность, которая работает в основном на экспорт и успешно конкурирует на рынках стран Запада.

Наименее развитыми остаются страны Тропической и Южной Африки (кроме ЮАР).

Итоги

После Второй мировой войны значительноускорился процесс деколонизации, который привел к ликвидации колониальных империйи созданию новых независимых государств. Перед новыми независимыми государствами всталаглавная проблема - проведение модернизации. Несмотря на все трудности,модернизация стран "третьего мира" шла семимильными шагами. Имудалось создать отечественную промышленность, внедрить новые технологии, а"Зеленая революция" сняла угрозу массового голода. Они добилисьпризнания своих проблем, как проблем глобальных.

Их голос отчетливо звучит на всехмировых форумах. Изменилась их социальная структура. Значительная часть трудоспособногонаселения уже работает по найму, появился местный предпринимательский капитал,средний класс, отошло в прошлое всесилие крупных землевладельцев и родовойзнати. Неравномерно, но в целом вырос уровень жизни. Постепенно формируютсясоциально-экономические условия для укоренения демократических институтов. Этот процесссовпал с демократическими преобразованиями в Восточной Европе и благодаря этому большеполовины населения мира стало жить в условиях политической свободы. Такие динамическиеизменения - еще один феномен ХХ в.

Исламская революция в Иране(1979)

В 1977 году под давлением администрации вновь избранного президента США Джимми Картера шах ослабил репрессии против критиков режима и освободил несколько сотен политических заключённых. В Иране начали на легальной либо полулегальной основе появляться группы политической оппозиции: конституционалисты, марксисты и исламисты. Легальная деятельность оппозиции позволила канализовать протестные настроения в иранском обществе, связанные с притеснением религии, внутриполитическим курсом на персидский национализм в сочетании с проамериканской внешней политикой, политикой «государственного капитализма» на фоне массовой бедности.

Основную массу активных оппозиционеров составляли духовенство и интеллигенция, пользовавшиеся доверием широких слоев населения, особенно в регионах, населённых национальными меньшинствами (Курдистане, Лурестане и Азербайджане). В целом оппозиция группировалась вокруг идей наднационального «исламского социализма», которые в зависимости от конкретной политической партии трансформировались в ту или иную сторону с разной степенью радикализма.

Конституционалисты, костяк которых составлял Национальный фронт Ирана, выступали за создание конституционной монархии с демократическими парламентскими выборами.

Марксисты из-за плохой организации сдали свои позиции. Крупнейшей партией левого толка в Иране была «Партия народных масс Ирана», пользовавшаяся непосредственной поддержкой Советского Союза. Левые выступали за силовую смену власти и физическое устранение шаха. Они сыграли свою роль в победе революции, однако из-за антиклерикальной позиции в первый свободно избранный парламент не вошли.

Среди исламистов особенно выделялось Движение за свободный Иран, в рядах которого был первый премьер-министр после-революционного Ирана Мехди Базарган. Участники движения выступали за смену власти без крови, в рамках закона.

Последователи Хомейни организовали Общество борющегося духовенства, куда вошли Муртаза Мутаххари, Мохаммад Бехешти и Али Акбар Хашеми Рафсанджани, которые после победы революции займут высокие государственные посты.

Начало революции

Непосредственным началом Исламской революции принято считать события января 1978 года в Куме (традиционно религиозном городе), когда демонстрация студентов против клеветнической статьи о Хомейни в государственной газете была расстреляна полицией. По официальным данным, в ходе усмирения беспорядков погибли 2 студента. По данным демонстрантов — 70 человек. По шиитской традиции, поминальные службы о погибшем идут 40 дней, и через 40 дней после разгона демонстрации в Куме, 18 февраля бунт вспыхнул в Тебризе (его подавление также привело к человеческим жертвам), затем всё повторялось: 29 марта и 10 мая и далее волнения возникали во всех крупных городах.

Шах, в надежде успокоить население, обещал провести свободные выборы в июне. Кроме того, Мохаммед Реза Пехлеви попытался предпринять срочные антиинфляционные меры, которые привели только к массовым увольнениям рабочих. Без персонала, в большинстве своём примкнувшего к демонстрантам, заводы начали простаивать. К ноябрю 1978 года экономика Ирана была окончательно подорвана массовыми стачками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: