Особенности правового регулирования труда работников ж-д транспорта




Основным нормативным документом, определяющим особенности правового регулирования труда работников транспорта, является Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), в котором имеется специальная глава 51, регулирующая следующие вопросы:

· порядок приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств;

· регламент рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств;

· дисциплину работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Применительно к железнодорожному транспорту трудовые отношения регулируются также Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О железнодорожном транспорте"), в структуре которого имеется специальная глава 5, содержащая нормы о трудовых отношениях и дисциплине работников железнодорожного транспорта.

Особенностью рассматриваемых норм ТК РФ и указанного Закона является то, что многие из них носят отсылочный характер и передают полномочия по более детальному регулированию указанных вопросов федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (Минтрансу России).

Специфика железнодорожного транспорта имеет свои особенности правового регулирования трудовых отношений, в которые может вступать только физическое лицо, обладающее трудовой правосубъектностью.

В законодательстве отсутствует легальное определение работника железнодорожного транспорта. Под "работником железнодорожного транспорта" следует понимать физическое лицо, достигшее возраста 18 лет и осуществляющее трудовую деятельность на железнодорожном транспорте общего пользования, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой".

Это основная категория работников, и указанное определение дано в узком смысле, однако в более широком смысле к работникам железнодорожного транспорта следует отнести всех работников организаций железнодорожного транспорта.

Основным регулятором трудовых отношений между работником и организацией железнодорожного транспорта является трудовой договор. Помимо общих норм заключения трудового договора, определенных ч. 3 ст. 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте", предусматривают, что лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

На работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, не принимаются лица, не прошедшие медицинский осмотр, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Особое внимание следует обратить на то, что с работником не может быть оформлен трудовой договор без предоставления им всех необходимых документов, связанных с его профессиональной деятельностью (документы о наличии специальных знаний, квалификации).

Требованиями, предъявляемыми при заключении трудового договора к работникам транспорта, являются:

· достижение совершеннолетия (возраста 18 лет);

· наличие соответствующей профессиональной подготовки;

· успешное прохождение профессионального отбора;

· наличие обязательного медицинского обследования и психиатрического освидетельствования.

Спецификой труда на железнодорожном транспорте обусловлены и особые требования к уровню профессиональной квалификации работников. Таким образом, лица, поступающие на соответствующую работу, обязаны подтвердить наличие необходимой квалификации и состояния здоровья, позволяющего трудиться на работе, связанной с использованием транспортных средств как источников повышенной опасности.

Подтверждение соответствия квалификационным требованиям и возможности трудовой деятельности, связанной с применением (использованием) транспортных средств, является обстоятельством, правопредшествующим заключению трудового договора. В совокупности они образуют сложный юридический фактический состав, завершающим элементом которого является трудовой договор

В трудовом договоре работника железнодорожного транспорта большое значение имеет условие о месте работы. В свою очередь, в трудовом договоре с работником, имеющим разъездной характер работы, в качестве места работы нужно указывать структурное подразделение, так как начало работы может осуществляться вне места постоянного пункта сбора.

В трудовом договоре работника, постоянная работа которого осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава, в качестве места работы необходимо указывать структурное подразделение с указанием его места нахождения для определения места явки для получения задания на выполнение трудовой функции.

В связи с особым характером работы в трудовом договоре необходимо указание и на возмещение расходов, которые несут работники, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Часть 2 ст. 168 ТК РФ гарантирует такие выплаты, а конкретные размеры устанавливаются соглашениями, локальными нормативными правовыми актами, трудовым договором.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Очевидно, что в действующем законодательстве следует также зафиксировать запрет на установление ненормированного рабочего дня всем работникам железнодорожного транспорта общего пользования.

Режим труда и отдыха работников железнодорожного транспорта также имеет свои особенности, которые установлены Приказом Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" <7> (далее - Приказ Минтранса России N 44).

Для работников, связанных с управлением транспортными средствами, как правило, устанавливается сменный режим рабочего времени, так как перевозки пассажиров осуществляются непрерывно в связи с необходимостью круглосуточного обслуживания населения, и данный процесс не может быть приостановлен по техническим и технологическим причинам. Основу сменного режима рабочего времени составляют графики сменности, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников.

В Приказе Минтранса России N 44 определены особенности режима рабочего времени различных категорий работников железнодорожного транспорта (локомотивных и кондукторских бригад, работников путевого хозяйства, восстановительных поездов и др). В частности, в соответствии с п. 12 Приказа Минтранса России N 44 работа локомотивных и кондукторских бригад организуется посменным графиком сменности или по безвызывной системе. В других случаях, а также в случаях нарушения работы по графикам сменности локомотивные и кондукторские бригады назначаются на работу по вызову. Способы вызова устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца, путем добавления 24 ч к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе. В соответствии со ст. 110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 ч. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчету она получается больше установленной.

Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляются в месте постоянной работы и объявляются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации железнодорожного транспорта. Дни еженедельного непрерывного отдыха работников, работающих на круглосуточных непрерывных работах, а также на других сменных работах с суммированным учетом рабочего времени, указываются в графики сменности.

Пункт 39 Приказа Минтранса России N 44 предусматривает, что предоставление, как исключение, дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде может допускаться: с согласия работников локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда, за период не более чем две рабочие недели; для работников пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов - за период не более чем две недели.

С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в месте постоянной работы работника продолжительностью не менее 12 ч.

Для работников железнодорожного транспорта предусмотрены как общие требования к соблюдению трудовой дисциплины, так и повышенные. В соответствие с п. 1 ст. 26 Федерального закона "О железнодорожном транспорте РФ" дисциплина труда работников железнодорожного транспорта регулируется трудовым законодательством и Положением "О дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ" от 25 августа 1992 г. N 621 <8> (далее - Положение N 621).

Дисциплина работников состоит в соблюдении ими порядка, правил и норм, установленных законодательством РФ, нормативными актами, применяемыми на железнодорожном транспорте, в выполнении приказов и указаний руководителей организаций железнодорожного транспорта, а также обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами.

В соответствии с п. 14 Положения N 621 виновное нарушение дисциплины работником является дисциплинарным проступком. Дисциплинарным проступком признается также виновное нарушение установленных правил поведения в служебных помещениях, поездах, на территории организаций железнодорожного транспорта, если оно совершено и не при исполнении трудовых обязанностей, за которое может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Пунктом 15 Положения N 621 за совершение работником дисциплинарного проступка к нему могут применяться, помимо предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение), следующие виды дисциплинарных взысканий:

· лишение машиниста свидетельства на управление транспортным средством, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста - свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев или до одного года с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок;

· освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог, предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работой, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, с предоставлением с согласия работника в порядке перевода другой работы;

· увольнение по основаниям, предусмотренным п. 18 Положения N 621.

Не допускается перевод работника в виде дисциплинарного взыскания на такую работу, которая противопоказана ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению.

При несогласии работника на продолжение работы в новых условиях, возникающих в связи с применением к нему дисциплинарных взысканий, предусмотренных пп. "а" и "б" п. 15 Положения N 621, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Дисциплинарное взыскание в виде лишения свидетельства на управление транспортным средством на срок до трех месяцев может быть применено за совершение машинистом, водителем, помощником машиниста проступка, который создавал угрозу крушения или аварии, жизни и здоровью людей.

В случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения указанные работники отстраняются от работы и могут быть лишены свидетельства на срок до одного года с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок.

Дисциплинарное взыскание в виде освобождения от занимаемой должности с предоставлением с согласия работника в порядке перевода другой работы может налагаться на работника за совершение дисциплинарного проступка, создающего угрозу безопасности движения поездов, жизни и здоровью людей, обеспечению сохранности грузов, багажа или иного вверенного имущества, нарушение законодательства по охране труда, повлекшее за собой причинение травм или гибель людей.

Следует отметить, что дисциплинарное взыскание может налагать руководитель, имеющий право приема на работу работника, совершившего дисциплинарный проступок.

До применения дисциплинарного взыскания руководитель обязан всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах допущенного проступка, предварительно затребовав от работника, совершившего его, письменное объяснение. Отказ от дачи объяснения не освобождает виновного работника от дисциплинарной ответственности.

Порядок применения дисциплинарных взысканий к работникам железнодорожного транспорта в основном аналогичен такому же порядку, предусмотренному для работников иных организаций ст. ст. 193, 194 ТК РФ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: