Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народ ной культуры Доклад




Конец декабря

Январь Рождественский сочельник Консультация

Стенгазета

Творческая выставка детских работ

Конец января.

Февраль Размещение опыта работы в СМИ

Народные праздники в кругу семьи. Доклад

Фото выставка.

Конец февраля

Март Духовное развитие народов проживающих в Ростовской области. Консультация.

Конец марта.

Апрель Светлая Пасха Стенгазета

Папки передвижки для родителей

Конец апреля

Май «У семейного очага » подбор материала Мероприятие с родителями детьми.

Конец мая

Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.

Месяц Тема Цели и задачи Формы работы

с детьми с родителями

Сентябрь «Кто мы,

откуда? Где

наши корни?

«Путешествуем

в прошлое России»

«Русский народный костюм »

Знакомство детей с предметом «Народная культура », с русским народом и его корнями

На примере легенд, былин

показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

Рассматривание семейных фотографий;

Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»;

Изготовление семейного древа

Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других;

Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи)

Оформление альбома «Русский народный костюм » (совместно с родителями;

«К нам гости пришли» с/р игра

(Кукла в русском костюме);

Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.

Создание мини-музея русской старины

Анкетирование родителей «Народные традиции в семье »

Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуре »

Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках

Октябрь «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные

«С новым урожаем!»

«Покров – первое зимовье»

Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ

Продолжать знакомство детей с народными праздниками

Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);

Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.

Праздник «Осень, осень, в гости просим»;

Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;

Выставка поделок из природного материала.

Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;

Рисование не тему «Поздняя осень»

Круглый стол для родителей в рамках «Дня семейного общения » - «Семья – это главное»

Ноябрь «Дом, дом, открой свою тайну»

«Дух и природа»

«Синичкины именины»

Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа.

Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси

Развлечение «Милости просим, гости дорогие»

Отгадывание загадок о предметах быта;

Экскурсия в краеведческий музей;

Д/И «Собери целое из частей»

Чтение: «Сказания и поверья русского народа »;

Чтение стихов о природе;

Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги

(обыгрывание)

Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»

Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»

Конкурс «Родословное древо моей семьи»

Подарки и поздравления мамам к Дню Матери

Мамина школа «Волшебный лоскуток»

Декабрь «Начинаем готовиться к зимним святкам»

«Спиридон – солнцеворот»

«Новый год у ворот»

Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси

Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения.

Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках;

Разучивание колядок, игр к празднику;

Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням

Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)

Хоровод с Петрушкой;

Драматизация отрывков из сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка»

Презентация для детей «Новый год на Руси»

Пение колядок;

Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;

Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров»

Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы, «На пороге Новый год»

«Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника

Участие детей и родителей в творческом конкурсе в рамках Рождественского фестиваля «Возродим Русь Святую »,

«Декоративно-прикладное творчество»

январь «У нас Рождественский Сочельник»

«Русский самовар и чаепитие на Руси.

Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»

Конкурс рисунков «Рождественская сказка»

Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»

Рассматривание коллекций чая;

Лепка из соленого теста пряников, сушек;

Д. И «Разбитый чайник»

Чайный вечер с родителями.

Участие в муниципальном конкурсе «Кормушка для птиц»

Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании »

«Зимушка-зима» - экскурсия с родителями и детьми в парк

Февраль «Ждем весну. Готовимся к Масленице»

«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)

«Познаем секреты русской кухни. Печем блины»

Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека. Разучивание закличек на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров;

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;

Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица»

Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

Загадки о блинах;

Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;

с/р. Игра «Семья»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?»

«Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап

Фоторепортаж «Я и мой папа»

Папка передвижка «Россия – наша Родина»

Готовимся к народному празднику «Масленица»

Март «Народные промыслы:

хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

жестовские подносы»

Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор. Игра – путешествие «В музее народного творчества »

Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

- «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек»

Лепка на темы:

- «В гостях у сказки»

- «Дымковские игрушки»

Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек»

Дидактические игры:

«Укрась кокошник», «Составь узор»

Выставка работ детского творчества «Город мастеров»

Совместное творчество детей и родителей на региональный конкурс «Благовест» - изготовление птичек и рассказ о родном крае

Изготовление скворечников

Праздник для мам и бабушек

Мастерим подарки для мам

Фоторепортаж «Я и моя мама»

Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»

Апрель «Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

«Вербное воскресенье»

«Пасха»

Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

Рассматривание веточек вербы;

Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;

Игра с пением «Верба – вербочка»

Склеивание корзиночек подставок для яиц;

Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию»

Праздник «Пасха»

Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет»

Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи»

Изготовление пасхальной корзиночки

Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании »

Презентации «Семейное хобби »

Май «Не бывать на Руси весны без Егория»

«Про отцов и дедов помним»

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм.

Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.

Посещение Краеведческого музея (дети и родители)

Выставка работ детского творчества «Победный май»

Рассматривание фото из семейного альбома;

Утренник «День победы!»

Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»

Хоровод «Во поле береза стояла»

Загадывание загадок о березе, о лете;

Коллаж «Разноцветная полянка»

Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы

Конкурс творческих работ «Любимая сказка»

Психологический тест «Знаете ли вы своего ребенка?»

«Наши успехи» - родительское собрание

Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом.

Итоговые мероприятия

Заключение.

Планирование самообразования по этому направлению позволит

познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.

Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Список литературы для самообразования по теме:

6. Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.

7. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.

8. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.

9. Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2010-2011 г. г. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.

10. Дьяченко В. Ю., Власенко О. П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007.

11. Захарова Л. М., Ларина Т. В., Мубаракина И. Б. Мы дети России. Программа по воспитанию патриотических чувств. – Ульяновск: Вектор С, 2009.

12. Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей. // Управление ДОУ, №1, 2013.

13. Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю., Шагарова Г. В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей. – Ульяновск. УИПК ПРО, 2011.

14. Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю. Симбирский венец. Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению культурно историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.

15. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010.

16. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

17. Майданкина Н. Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.

18. Планирование игровой деятельности. «Управление ДОУ, №2, 2013.

19. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.

20. Семейный игровой центр «Вместе весело». // Управление МДОУ, 2013.

21. ФГОС дошкольного образования. Федеральный выпуск №6241, 2013.

22. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.

23. Шагарова Т. В., Косарева О. А., Майданкина Н. Ю. Программа «Сенгилеевское Белогорье». Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.

24. Шатунова О. Г., Майданкина Н. Ю. Потенциал досуговой деятельности в образовательном процессе в режимных моментах. // Детский сад. Теория и практика, №2, 2013.

25. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

26. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

27. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

28. Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

29. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

30. Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: