Профессия как исторически развивающаяся система




Названная в вышеприведенном заголовке тема пред­ставляется весьма академичной, и если материал дан­ного раздела покажется вам трудным, неинтересным, или бесполезным, вы можете его пока пропустить, сразу перейдя к следующему. Назначение данного раз­дела в том, чтобы на частном примере развития опре­деленной профессии дать некоторое общее принципи­альное представление о процессах развития, происхо­дящих в мире профессий как сложных систем.

Это представление пригодится для понимания про­цесса формирования человека как субъекта деятель­ности, для осмысления динамики становления про­фессионального жизненного пути «вот этого челове­ка» в сложной действительности. Вернетесь или не вер­нетесь сюда по своему усмотрению.

Слово «профессия» восходит к латинскому profite-ri - «говорить публично» (Н.М. Шанский и др. Крат­кий этимологический словарь русского языка. М.,1971, с. 370), что осмысливалось в свое время, по-видимому, как «объявлять другим о своем деле, заня­тии, специальности». Для чего же мне объявлять? -Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности пред­мет своей потребности, чтобы установился некоторый диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей.

Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии. Обычно само собой разумеет­ся, что профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться (К.К. Платонов. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984, с. 107), что, впрочем, и народная мудрость давно отметила -«Не учась и лаптя не сплетешь»; отсюда понятие про­фессии содержательно «вклинивается» также в воз­растную и педагогическую психологию, педагогику, методику обучения.

Тенденции профессиональной специализации лю­дей возникли, по-видимому, задолго до появления об­щего понятия профессии и выражающих его слов. По­пытаемся далее начать рассмотрение этого процесса на материале, скажем, профессии психолога, педаго­га.

Будем исходить из того наиболее вероятного пред­положения, что человек, начиная с самых первых фаз антропогенеза, неизбежно сталкивался с проявления­ми психики, сознания как с обстоятельствами, содей­ствующими или противодействующими его важней­шей деятельности по жизнеобеспечению.

А поскольку сталкивался, то начинал замечать, вы­делять их по каким-то опознавательным признакам и фиксировать опыт этих столкновений в доступной ис­торически конкретной форме (не только в слове, но и в ответном или превентивном действии, поведении, в коллективном действе и т.п.).

Что это могли быть за проявление сознания, психики? - Это могли быть сон, прерывающий бодрство­вание (иногда и вопреки воле человека) и сопровожда­ющийся сновидениями, это также и освежающий сон;

усталость-работоспособность и их колебания; ошибоч­ные и удачные варианты действий; горе, радость, удив­ление, страх, гнев, боль, стойкие черты нрава окру­жающих людей и т.п.

Неизбежно человек нащупывал, находил хоть сколь­ко-нибудь эффективные средства овладения особеннос­тями психической реальности.

Скажем, настроиться на ответственную и опасную деятельность помогает некий условный ритуал (хотя бы некоторые позы, звуки), избежать опасности помо­гает то, что не забыл задобрить злых и добрых духов (вспомнив о них, вспомнил и об опасностях, а это уже неплохо, - в этом смысле знание о злых и добрых ду­хах срабатывает ничуть не хуже, чем знание совре-~менной инструкции по технике безопасности, а быть может и лучше, поскольку инструкции не обязатель­но так же хорошо возбуждают важные здесь эмоции, как это делают мифы) и т.п.

Обобщенно говоря, нечто во внешнем и внутреннем мире человека манифестирует, заявляет себя созна­нию в ситуации определенного столкновения, конфлик­та (в этом смысле конфликт - условие знания), а кон­фликты, манифестирующие психику, не могли отсут­ствовать уже на самых ранних фазах развития созна­ния; при этом (и поэтому) человек не мог не узнавать о психике.

Другой вопрос - у него не было готового языка для обозначения и описания своих психологических обре­тений. Поэтому должен был возникать, развиваться и сам этот язык, который вовсе не был обязан походить

 

прожитка для, где бы сыту быти» (по Н.М. Николь­скому, там же, с. 48). Понятие о единстве предметов веры и культа какое-то время просто отсутствовало (там же, с. 55). Но постепенно способы, формулы та. обряды сношений с божеством, узнавания его воли и выспрашивания у него милостей превращаются в «осо­бую тайную науку, не всегда доступную всякому смерт­ному» (там же, с. 70), происходит все более отчетли­вая профессионализация лиц, ответственных за вла­дение человеческими душами. Интенсивно развивает­ся монашество (некий аналог посреднического «коо­ператива» между людьми и божеством)... возникают многочисленные инакомыслия, ереси, расколы; и в недрах этих процессов постепенно вызревает атеисти­ческий, научно-рациональный взгляд на мир и на пси­хику.

Все грандиозные исторические процессы, связанные с лишь отчасти затронутыми выше, нет возможности здесь даже упомянуть. Но нам достаточно в конечном счете и того, чтобы если не увидеть, то почувствовать явления, факты существования и развития тех трудо­вых функций, которые сейчас так или иначе «записа­ны» за некоторой современной профессией. Разумеет­ся, вопросы рассмотренного рода требуют системати­ческого изучения на эмпирическом материале; и это может привести не обязательно к простому подтвер­ждению или отрицанию предложенной выше гипоте­зы об общей схеме развития деяний человеческих, но также и к ее продуктивным переформулировкам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: