МОДУЛЬ 1. МИКРОЭКОНОМИКА




ЭКОНОМИКА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ и самостоятельной работы

Для студентов неэкономических направлений и специальностей

 

Составитель: Рыжкова О. И.

ИЖЕВСК 2018


УДК

ББК

 

Рабочая тетрадь рассмотрена и рекомендована к изданию Методической комиссией экономического факультета, протокол № 7 от 20.04. 2018 г.

 

 

Рецензенты:

Е.А.Конина – к.э.н.,

доцент кафедры экономика АПК ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

Н.В. Горбушина – к.э.н.,

доцент кафедры экономической кибернетики и информационных технологий ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

Составитель:

О.И. Рыжкова

Э Экономика: Рабочая тетрадь для практических занятий и самостоятельной работы для студентов неэкономических направлений и специальностей /О. И. Рыжкова. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2018. – 48 с.

 

В рабочей тетради представлены задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Экономика». Пособие предназначено для систематизации и углубления теоретических знаний с помощью тестов, графического материала, задач. Все предложенные задания имеют практическую направленность, позволят студентам закрепить знания, полученные в учебном процессе.

УДК

ББК

    © ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2018 © Рыжкова О.И., составление, 2018  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ КУРСА

«Экономика»

Цель дисциплины.

Цель освоения дисциплины: 1) подготовка студентов к выполнению в будущем профессиональных обязанностей: организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения аспирантуре; 2) формирование у студентов системного научного экономического мировоззрения.

1.2 Учебные задачидисциплины:

– помочь студентам освоить основные концепции микро- и макроэкономического анализа, понятия и методы экономической теории;

­­– ­­­­­ дать базовые представления о принципах и законах функционирования рыночной экономики;

- раскрыть содержание базовых терминов и понятий, используемых при изучении других экономических дисциплин;

– помочь понять взаимосвязи между экономическими концепциями и реальными экономическими проблемами, в том числе применительно к условиям сельского хозяйства;

­– помочь студентам овладеть навыками самостоятельной исследовательской работы и умению принимать самостоятельные эффективные решения.

Методика применения рабочей тетради по дисциплине «Экономика» предполагает соблюдение преподавателем ряда условий:

1) Задание предлагается студентам визуально (на рабочих листах), что позволяет дать студентам время на обдумывание ответа, подготовку аргументов для его обоснования.

2) Студенты должны не только обозначить, но и обязательно обосновать вариант ответа.

3) Заполнение рабочей тетради должно отражать степень обученности и обучаемости группы.

4) В законченном виде рабочая тетрадь может служить конспектом для повторения пройденного материала.

 

Задания для практической и самостоятельной работы

МОДУЛЬ 1. МИКРОЭКОНОМИКА

 

1. Сформулируйте определение.

Экономика – это наука ________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

2. В чем состоит, на ваш взгляд, условность разделения экономики на микро- и макросистемы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Говоря о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные изменения потребностей, качественные изменения или и те и другие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Если бы каждый человек получил такую сумму денег, какую хотел, означало бы это, что проблема ограниченности перестала существовать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

5. На рис. 1 изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы находимся в точке А. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку В? Каковы возможные пути возвращения в точку А? Что показывает точка С?

Рис.1Кривая производственных возможностей

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Кроссворд

 

 

 

Вопросы:

1. Метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части, и затем изучение каждой части?

2. Необходимость в чем-либо?

3. Целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей?

4. Изучает поведение отдельного домашнего хозяйства, отдельного предприятия?

5. Метод познания, предполагающий перенос свойств известного явления на неизвестное?

6. Финансовый фактор производства?

7. Пища, одежда, жилье –... потребности.

8. Средство для удовлетворения потребностей?

9. Фактор производства объединяющий все виды деятельности людей?

10. Один из видов благ?

 

7. а) Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:

материальные духовные социальные
  а)      
  б)        

A. одежда;

Б. ремонт автомобиля;

B. участие в городском субботнике;

Г. консультация юриста;

Д. жилье;

Е. потребность фирмы в автотранспорте;

Ж. благотворительность

З. удаление аппендикса;

И. посещение филармонических концертов.

б) Придумайте свои примеры и запишите их в таблицу.

8.Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое “экономическая система”?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Что представляет собой рыночная экономика?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите достоинства и недостатки рыночной экономики. Полученные

результаты оформите в таблицу:

 

Достоинства Недостатки  
   
   
   
   
   
   
   

 

9. Функция спроса имеет вид Д=30 ­­–­ 5р, а функция предложения S= –5 +2р. Определите:

а) Цену равновесия и объем продаж;

б) Как изменятся спрос и предложение, если установится цена, равная 4 единицам;

в) Что произойдет с объемом продаж, если цена установится на уровне 6 единиц?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10.В результате повышения цены товара с 5 денежных единиц до 7 денежных единиц объем спроса сократился с 9 млн. денежных единиц до 7 млн. денежных единиц. Определите эластичность спроса по цене.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Предположим, есть 2 рынка товара А. Функция спроса на первом:

Д1=25 – р, предложения S1 = –11+2р; на втором, соответственно Д2=60 – 2р,

S2= – 20 +2р. Как изменятся цена равновесия и объем продаж, если эти рынки объединятся?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Постройте график спроса и предложения на рынке товара В, исходя из следующих данных:

 

Цена товара В, долл.          
Объем спроса, шт.          
Объем предложения, шт          

 

Определите:

а) значение равновесной цены Р;

б) равновесный объем товара В;

в) величину избытка товара В при цене Р= 60 долл.;

г) при какой цене дефицит составит 4 ед. товара В?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

 

13.Спрос и предложение зерна на рынке можно описать следующими уравнениями: Qd = 20 + 2р – уравнение функции спрос; уравнение функции предложения: Qs = 6р + 8. Определите параметры равновесия. Изобразите кривые спроса и предложения зерна. Как изменятся параметры равновесия, если спрос сократится на 10 %, а предложение увеличится на 20 %?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

14.Дайте определение бухгалтерским издержкам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Что значит явные и неявные издержки? Приведите примеры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Что такое кратко- и долгосрочный периоды в экономическом понимании?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

17. Охарактеризуйте рыночные структуры:

Основные черты рыночной структуры Рынок совершенной конкуренции Рынок совершенной конкуренции
монополия олигополия монополистическая конкуренция
Количество фирм        
Тип продукции        
Степень сложности входа в рынок        
Контроль над ценами          
Доступность экономической информации        
Условия максимизации прибыли        

 

18. Перечислите общие признаки рынков несовершенной конкуренции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

19. Приведите примеры монополий в России

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

20.Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

21. Что показывает индекс Герфиндаля – Хиршмана? Какой рынок сильнее монополизирован? Сравните два рынка: рынок №1, на котором действуют три фирмы, контролирующие 23 %, 10 % и 12 % производства, и № 2, на котором действуют фирмы, контролирующие 25 %, 35 % и 30 % производства.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

22. Задана зависимость общих издержек предприятия (ТС) от выпуска продукции (Q):

Выпуск продукции              
Валовые издержки              

 

Рассчитайте: постоянные (FC), переменные (VC), предельные (МС), средние (АС), средние постоянные (АFC), средние переменные (АVC) издержки; постройте их графики.

 

Q ТС FC VC МС АС АFC АVC
               
               
               
               
               
               
               

 

                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

 

 

23. Заполните недостающие значения в таблице:

 

Q AFC AVC VC ATC MC TC FC
               
               
               
               
               
               

 

 

24. Если прибыль фирмы-монополиста максимизируется в условиях заданного объёма производства Q = 10 ед., то цена (Р) на товар равна _____ ден. ед. Обведите правильный ответ и обоснуйте.

а) 13

б) 12

в) 11

г) 5

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

25. Фирма – «чистый монополист». Если она установит цену 50 денежных ед., то продаст 1 ед. продукции; снизив ее до 45 денежных ед., продаст 2 единицы. Снижая цену на 5 денежных ед. при каждом расширении сбыта на одну дополнительную единицу продукции, какой фирма будет получать предельный доход (МR) и общий доход (ТR)? Составьте таблицу и график общего дохода.

 

Р Q TR MR
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

26. Ответьте на следующие вопросы:

а) Почему спрос на ресурсы носит производный характер?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Перечислите особенности формирования спроса на трудовые ресурсы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Чем определяются различия в уровне заработной платы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Каковы отличия фактора «капитал» от факторов «труд» и «земля?»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

д) Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

е) Является перевозка радиоактивных отходов процессом производства?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

27. В таблице приведены источники средств американских корпораций в текущих ценах. Определите структуру источников средств корпораций и сделайте выводы.

 

Источники Количество, млрд. долл. Структура, %
Прибыль 43,9  
Амортизация 303,3  
Ценные бумаги (продажа) 24,3  
Краткосрочные займы 53,1  
Торговый долг 18,6  
Иностранные вложения 39,9  
Налог на прибыль, подлежащий оплате 1,0  
Итого: 484,1  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. Инвестиции а тыс. руб. обеспечивают доход b тыс. руб. в конце первого года и доход а тыс. руб. – в конце второго года. Найти приведенную доходность инвестиций, если ставка процента равна 3 b %.Сделйте выводы.

 

Вариант                
А                
B                
Приведенная доходность инвестиций                

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

29. Верны ли следующие утверждения?

утверждения обоснование
а) предложение земли абсолютно неэластично для любого потенциального покупателя (да, нет);  
б) цена земли зависит от ее местоположения (да, нет);  
в) поскольку на конкурентном рынке земли цены выравниваются, дифференциальная рента в условиях долгосрочного равновесия должна быть равна нулю (да, нет);  
г) снижение реальной ставки процента при прочих равных условиях ведет к повышению цены земли (да, нет);  
д) спрос на землю абсолютно неэластичен (да, нет).    

Модуль 2 Макроэкономика

30. Выберите правильные ответы

  Пояснения
В рыночной экономике домохозяйства являются:  
а) экономическими агентами, владеющими производственными ресурсами;
б) продавцами потребительских товаров и услуг;
в) основными производителями благ и услуг;
г) покупателями производственных ресурсов.
Национальное богатство страны в широком понимании – это:  
а) стоимость всего, чем владеет страна: лесов, рек, полей, фабрик, заводов, имущества ее граждан;
б) стоимость всех факторов производства;


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: