Как организовать собрание-студию




Проведите собрание в форме студии, на которое точно придут родители

Елена Гавришова
канд. пед. наук, педагог дополнительного образования, научный руководитель экспериментальной площадки МБДОУ детский сад № 57 города Белгорода
Татьяна Панова
заведующий МБДОУ детский сад «Центр развития ребенка» № 57 города Белгорода

Если родители не посещают собрания в детском саду, возможно, вы неправильно выбираете формат общения с ними. Предлагаем провести собрание в форме студии. Такое мероприятие заинтересует родителей и повысит посещаемость последующих встреч.

 


«Студия» от итал. studio – изучение, мастерская. В ходе собрания-студии родители изучают вопросы по теме встречи в форме дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждают их за круглым столом, в процессе мозгового штурма. Также воспитатель использует рефлексивные методики оценки собственной деятельности.

 

Эффективность родительского собрания зависит от того, насколько родителям интересна обсуждаемая проблема, от их воспитательных потребностей и интересов, степени доверия к воспитателю. Также результат данного мероприятия определяется профессионализмом педагога, уровнем его педагогической культуры, тем, насколько хорошо он знает типологию семей воспитанников и умеет вовлекать родителей в обсуждение темы.

Воспитатель должен помнить, что родители пришли на собрание после работы, устали. Поэтому первое, что нужно сделать, – создать для них комфортные условия, чтобы расположить к продуктивному общению. Важно продумать, где им раздеться, как разместиться, чтобы всем было удобно и хорошо видно. Оптимальный вариант – круглый стол. Если есть возможность, поставьте для родителей большие стулья (не детские), хорошо проветрите комнату.

Второе – правильно организовать взаимодействие, выбрать интересный формат. Предлагаем проводить родительские собрания в форме студии.

В чем особенность собрания-студии

Родительское собрание-студия – способ педагогической и психологической поддержки родителей в вопросах воспитания детей. Суть студийных собраний заключается в обучении родителей, которое происходит одновременно на теоретическом, практическом и технологическом уровнях. Они обсуждают актуальные проблемы воспитания, вместе с педагогами выясняют, с помощью каких средств и методов можно решить их на практике.

Главные отличия собраний-студий – неформальное общение, равноправное положение и активность всех участников, положительный эмоциональный фон. Достичь этого помогают предварительные детско-родительские игры, развлечения, просмотры НОД и видеозаписей деятельности детей. Обязательным компонентом собраний-студий является рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.

Данная форма взаимодействия повышает рейтинг детского сада среди других ДОО. Родители активнее идут на контакт с воспитателями.

Фрагменты совместной деятельности детей и родителей

Как организовать собрание-студию

Организация родительского собрания-студии включает 5 этапов.

1-й этап – постановка цели. Педагоги, которые организуют родительское собрание, формулируют и записывают его цель. При этом они должны понимать, зачем собирают родителей, тратят свое и чужое время, что в результате хотят получить.

В собраниях-студиях в зависимости о темы принимают участие только те педагоги, которые заинтересованы в ней. Чтобы воспитатели, педагог-психолог, администрация и другие специалисты не дублировали друг друга, цели необходимо обсуждать заранее. В формулировках целей следует избегать слов «должны», «обязаны», «следует». Они напрягают собеседника, а атмосфера собрания-студии предполагает раскрепощение.

2-й этап – разработка содержания. На этом этапе в работу включается старший воспитатель. Он проводит консультации для воспитателей групп, рекомендует литературу, если необходимо, помогает разработать сценарий собрания, подобрать методы взаимодействия с родителями. Если в ходе собрания надо продемонстрировать работу с детьми или совместную детско-родительскую деятельность, старший воспитатель организует видеосъемку нужных эпизодов работы с детьми, помогает создать презентацию. В итоге к моменту проведения собрания воспитатели знают все детали проблемы и готовы обсуждать ее с родителями на профессиональном уровне.

3-й этап – диагностика. На этом этапе педагоги:

· анализируют родительские запросы;

· изучают антропометрические данные детей;

· смотрят на динамику заболеваемости;

· анализируют характер психического развития каждого ребенка (его активность в различных видах деятельности, индивидуальные особенности);

· собирают и анализируют сведения о вновь пришедших детях, заполняют паспорта семей.

Эту работу, наряду с воспитателями, выполняет педагог-психолог. К каждому собранию-студии он анализирует те аспекты, которые помогают понять проблему (например, почему ребенок плохо ест в детском саду, не общается с детьми в группе). Такой подход дает возможность педагогам совместно определить направления взаимодействия с родителями, чтобы создать оптимальные условия для развития детей.

4-й этап – практическая реализация – это непосредственное проведение собрания, предшествующая работа и последующее взаимодействие с родителями. Например, воспитатель проводит с родителями цикл предварительных индивидуальных бесед, рассказывает об особенностях детей и их возрастных возможностях, мерах профилактики заболеваний, организует открытый просмотр образовательной деятельности, затем готовит газету по теме собрания или оформляет родительский уголок.

5-й этап – анализ и рефлексия. На данном этапе воспитатель оценивает качество проведенной работы. Обычно это проходит в форме педагогического консилиума, на котором участники встречи обсуждают:

· сколько родителей приняли участие в разных мероприятиях детского сада;

· кто это были (отец, мама, бабушка, дедушка);

· что заставило родителей участвовать в педагогическом процессе;

· актуальна ли тема, четко ли поставлены цели и способы их достижения;

· соответствует ли содержание и тема целям собрания;

· использовались ли способы активизации родителей;

· целесообразна ли рефлексивная методика;

· какие затруднения возникли в процессе подготовки и проведения собрания.

Данная оценка помогает учесть все недостатки при подготовке к очередным собраниям с родителями.

В качестве примера в приложении представлен конспект родительского собрания-студии в начале учебного года. Чтобы повысить активность родителей, педагоги использовали различные методы:

· показали видеофильм о деятельности детей в течение дня, организовали обмен мнениями;

· дали родителям возможность высказаться об особенностях адаптации детей в ДОО (метод «Закончи предложение…«), сопоставили их мнение и объективные данные о заболеваемости, эмоциональном состоянии, познавательной активности детей на основе медицинских документов;

· продемонстрировали слайды о специфических видах детской деятельности с комментариями воспитателя;

· дали возможность родителям поделиться опытом семейного воспитания;

· организовали рефлексивную оценку совместной работы.

Приложение

Сценарий родительского собрания-студии
на тему «Адаптация – трудное время» в 1-й младшей группе

Цель: развивать взаимодействие родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Задачи:

· найти эффективные способы адаптации детей к условиям детского сада;

· сформировать у родителей педагогические умения, как вести себя с ребенком в период адаптации;

· создать положительное эмоциональное отношение родителей и интерес к деятельности детского сада, совместному обсуждению проблем воспитания детей.

Оборудование:

· видеофильм «Нам хорошо в детском саду!» (о жизни детей в группе);

· слайд-презентация «Ребенок развивается в деятельности»;

· заполненные адаптационные листы;

· карточка с высказыванием «Я думаю, что мой ребенок легко (трудно) привыкает к детскому саду, потому что…«;

· анкета для рефлексивной оценки совместной работы;

· видеоаппаратура.

Ход собрания:

Родители и педагоги собираются в методическом кабинете, удобно располагаются для совместной работы.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы собрались, чтобы обсудить, как привыкают дети к детскому саду и что мы должны сделать, чтобы облегчить им этот сложный период. Чтобы разговор был предметным, мы подготовили для вас видеофильм о том, чем занимаются дети в ДОО, как спят, едят, как себя чувствуют. Давайте перед обсуждением посмотрим его.

На экране демонстрируется видеофильм «Нам хорошо в детском саду!».

Педагог-психолог: Как вам кажется, воспитанникам в детском саду всегда хорошо или они улыбаются только на камеру?

Родители высказываются.

Педагог-психолог: Мы снимали повседневную жизнь детей, их обычные занятия. Заставить ребенка что-то делать специально для съемки невозможно, да мы таких целей и не ставили. Мы сделали фильм для того, чтобы вы не волновались: детям в детском саду хорошо. Они с удовольствием едят вкусную диетическую пищу, спокойно спят, дружно играют, занимаются. Все мероприятия направлены на полноценное развитие ребенка. А теперь перейдем к обсуждению.

Педагог-психолог дает родителям карточку и просит ответить на вопрос, который на ней написан.

Педагог-психолог: Воспитателям важно знать мнение каждого из вас о том, как адаптируется ваш ребенок в новых условиях. Для этого я передаю одному из вас карточку. На ней написано: «Я думаю, что мой ребенок легко (трудно) привыкает к детскому саду, потому что…» Выскажите свое мнение и передайте карточку дальше. По ходу ответов мы будем сравнивать ваши мнения и объективные показатели поведения, здоровья, активности ребенка. Затем вместе определим, в какой поддержке нуждается ребенок.

Родители по очереди рассказывают о том, как их ребенок адаптируется к детскому саду.
Воспитатель, педагог-психолог и врач зачитывают данные листа адаптации.
В ходе совместного обсуждения они сравнивают мнение родителей и объективные данные, делают вывод.

Воспитатель: Теперь мы покажем слайд-презентацию фотографий ваших детей, которые мы сделали во время разных видов деятельности.

Педагог-психолог: Развитие ребенка происходит только тогда, когда он включается в значимую для него деятельность. Психологи называют ее ведущей. Наши дети пока кто быстрее, а кто медленнее осваивают два первых вида – общение и предметно-орудийную деятельность.

На экране демонстрируется фотография, на которой дети
(педагог-психолог называет их по именам) общаются с воспитателем.

Педагог-психолог: Ребенку важно частое эмоциональное общение с любимым взрослым. Подражая ему, он учится говорить, чувствует себя нужным, защищенным. В раннем возрасте дети осваивают многие бытовые процессы. Смотрите!

На экране демонстрируются фотографии, на которых одни воспитанники аккуратно едят,
другие моют руки (педагог-психолог называет их по именам).

Педагог-психолог: Наши дети скоро будут учиться пользоваться вилками. Вот эти фотографии отражают ведущую деятельность детей от 1 до 2–2,5 года. Она называется предметно-орудийная.

Педагог-психолог подробно комментирует деятельность каждого ребенка, трудности,
которые были выявлены, дает советы по развитию тех или иных навыков, умений.

Педагог-психолог: Андрюше нужно научиться различать основные цвета, у него здесь пока проблемы. Такое упражнение с прищепками помогает не только с цветами разобраться, но и укрепляет пальчики, что тоже необходимо. На этом слайде Лера, Настя, Кира раскладывают абрикосовые и персиковые косточки. Для них эта работа интересна и полезна: девочки учатся различать большие и маленькие косточки. Величина – один из сенсорных признаков предметов. Возраст воспитанников – самый оптимальный период для сенсорного развития. Его еще называют сензитивным периодом. Альбина решает похожую проблему, но с другим пособием: видите, как старательно она вставляет вкладыш в окошечко. Правильно выполняет, умница! Владик и Лиза осваивают форму предмета, это пособие называется рамки-вкладыши Монтессори. Детям очень полезно заниматься с подобными игрушками. У кого-нибудь дома есть такие игрушки? Любят дети заниматься с ними?

Родители рассказывают, в какие игры и как дети играют дома.
Воспитатель продолжает демонстрировать слайд-презентацию о деятельности детей.
Педагог-психолог комментирует действия воспитанников, дает советы родителям,
что необходимо развивать у ребенка и какие игрушки для этого лучше покупать.

Педагог-психолог: Гоша и Вероника собирают пирамидку. Для индивидуальных домашних игр такая большая пирамидка не нужна, а обычная деревянная, из 5–10 колец, необходима. Покупайте подобные пособия для домашних игр. Смотрите: Рома заполняет песком формочку при помощи совочка, делает кулич. Такая деятельность называется орудийной. Она развивает мышление, речь, моторику ребенка. Дети очень любят играть с песком и водой, и это не просто забава. К числу любимых видов деятельности также относится двигательная.

На экране демонстрируется фотография, на которой дети играют в игру «Зайчики и лисичка».

Педагог-психолог: В игре детей принимает участие девочка из подготовительной группы. Это важный момент. Дети в этом возрасте осваивают опыт только одним способом – подражая старшим. Но чем меньше возрастной разрыв, тем легче подражать. Поэтому (если нет карантина) мы приглашаем старших детей поиграть с малышами. А к вашим детям приходят в гости старшие дети? Как вы помогаете им выстроить совместную деятельность? У кого есть такой опыт, расскажите о нем.

Родители рассказывают, приходят ли в гости к их ребенку старшие дети и во что они играют.

Педагог-психолог: Игра как деятельность в этом возрасте только начинает зарождаться. Дети пока еще не умеют принимать на себя роль другого. Они и себя еще не осознают в полной мере. Лучше всего это получается у Гоши и Дианы, потому что они постарше. У остальных детей процесс осознания себя еще продолжается. Это норма. Концепция «Я» формируется у ребенка на третьем году жизни. Когда это произойдет, вы сразу узнаете. Он громко и настойчиво будет требовать: «Я сам!» Кто-нибудь уже сталкивался с такой ситуацией? Поделитесь опытом.

Родители высказываются.

Воспитатель: Вам интересно было смотреть презентацию? Нужно ли в дальнейшем фотографировать детей, чтобы обсуждать их поведение во время наших встреч? (Родители отвечают.) Есть ли у вас пожелания по поводу организации жизни детей в группе? Что бы вы хотели еще узнать о воспитании и обучении детей в этом возрасте?

Родители высказывают свои пожелания.

Воспитатель: Когда будете выходить из кабинета, пожалуйста, отметьте смайликом свое отношение к нашей встрече. Будьте внимательны, на двери прикреплены два листа с разными текстами. Это не отнимет у вас много времени, а нам поможет в дальнейшем планировать встречи с вами.

При выходе из методического кабинета родители оставляют свой отзыв
о родительском собрании – отмечают одно из утверждений в анкете смайликом на самоклеящейся бумаге.

Анкета для родителей

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: