Беседовала Татьяна Можаева




Олег Прокошев об архиве отца и фотоистории Гатчины

Фотоархив жителя Гатчины, участника Великой Отечественной войны, общественного корреспондента нашей газеты Юрия Алексеевича Прокошева продолжает набирать популярность. Размещенные в Интернете снимки советской Гатчины и района находят отклик в сердцах ее современных жителей.

На фотографиях - летопись того времени: улицы, парк, лица людей, новостройки и знаковые события того времени. Их комментируют, находят себя и знакомых, делятся воспоминаниями. Что подвигло сохранить коробки старых фотографий и негативов, сделать их доступными широкому кругу людей, рассказывает его сын Олег Юрьевич.

Олег Прокошев родился в Гатчине через две недели после полета первого человека в космос. Отца звали Юрий Алексеевич, как Гагарина. Можно сказать, что Олег вырос в гатчинском парке, рядом с дворцом. Учился в трех школах и работал на трех предприятиях города. Олег Юрьевич - старший научный сотрудник, кандидат технических наук. Недавно в составе авторского коллектива стал лауреатом премии имени академика Александр Петровича Александрова. Помимо основной деятельности занимается патриотической работой, на его беговой футболке лаконичная надпись - «Хочу в СССР».

- Олег Юрьевич, как, когда и почему фотография пришла в жизнь вашего отца? Чем она была для него?

- Увлечение фотографией у отца началось в начале 1950-х годов во время учебы в военной Академии им. Можайского. Первыми фотоаппаратами были легендарные «Смена-8м» и «Зоркий-4». Тогда они казались венцом творения инженерной мысли. С появлением первого сына это увлечение стало еще сильнее. После начала службы на Гатчинской рембазе (ныне 218 АРЗ) и позже фотография стала хорошим помощником в разных сферах его деятельности. Безусловным стимулом в этом деле была красота его родного города Ленинграда, а в дальнейшем и родной Гатчины, особенно парка. В конце жизни фотография стала его опорой. В 1987 году у Юрия Алексеевича произошел инсульт. Возникли нарушения двигательной активности, была частично потеряна речь. Он не мог писать и внятно говорить, но не сдался, и почти семь лет продолжал снимать и создавать фотоисторию родного города, уходя от болезни.

- Какие качества отца особенно для вас значимы и дороги? Передались ли они по наследству?

- Его целеустремленность, стремление к знаниям, желание помогать людям передалось детям, а позже и внукам. Оба сына защитили кандидатские диссертации. Позднее один из старших внуков тоже стал кандидатом наук, а второй возглавил отдел новых технологий на промышленном предприятии. Третий стал инженером-технологом. Самая младшая внучка, школьница, участвует в волонтерском движении.

Свою черту общественника, похоже, отец передал мне в детстве. Иногда и сам не рад этому, не все бывает так гладко. Себя спрашиваешь, зачем ты это делаешь? Но понимаешь, от этого не уйти.

- Как вы относились к увлечению отца в разные годы?

- В детстве это было какой-то сказкой. Все происходило в ванной, оборудованной под домашнюю фотолабораторию, в свете волшебного красного фонаря. Сейчас, перебирая те старые фотографии из прошлого, мы с братом испытываем ностальгию, а тогда ощущали чудо-удовольствие от классно получившихся изображений.

В более зрелом возрасте стал замечать и некоторые неудобства от этой работы в домашних условиях, а именно запачканную реактивами ванну и паркетный пол. Но сейчас, понимая значимость того, что делал отец, это кажется мелочью.

- Кто-то еще в вашей семье занимался фотографией?

- Отец Юрия Алексеевича, мой дед, был учителем, преподавал математику, черчение и рисование, учился в художественном институте в Ленинграде. Родом он был из села Кстинино Вятской губернии, родового гнезда предков художников братьев Васнецовых, Художественную жилку получил по наследству и Юрий Алексеевич.

Он во многом стал новатором в области комбинированной фотосъемки, делая кадры объектов съемки самих с собой, то есть получая их забавные изображения в разных позах и местах фотографии. Фактически уже в 1950-е годы отец делал фотоснимки людей в виде клонов-двойников простейшей «Сменой», оборудованной специальной авторской приставкой, без с современных ИТ, фотошопов и редакторов.

По мере того, как мы росли, увлечение отца передавалось нам, особенно старшему Владимиру. Ему хотелось вместе с отцом пройти все этапы создания фотографий: от зарядки пленки до самого увлекательного, когда в проявители на погруженной бумаге появляется изображение сделанного снимка. Освоив таинства черно-белой фотографии, Владимир потом перешел на цветную (со всеми сложностями фотолаборатории в домашних условиях), а в последующем передал эстафету своему сыну Илье. Он, став дипломированным специалистом информационных технологий, досконально освоил цифровую фотографию, выпустив на эту тему несколько популярных книг.

- Что вас подвигло сохранить фотоархив отца? Ведь многие поступают по-разному – кто-то выкидывает, кто-то продает, кто-то сдает в музей. Где и как хранился фотоархив Юрия Алексеевича?

- Фотоархив - это память об отце, это его огромный труд. Рука бы не поднялась выкинуть. Можно было сдать в музей, но при том объеме хранящихся там фотоматериалов советского времени, увидеть его оцифрованным можно было бы лет через 50, а то и больше. Архив хранился в квартире в диване, на шкафу, потом, когда возможности такой не стало, отвез на дачу. К сожалению, за эти годы перепутались многие негативы и записи к ним. А часть фото - с 1987 по 1993 год - вообще без подписей из-за болезни отца.

- Вы долгое время не знали, что делать с архивом. Когда осознали его ценность? Как пришло решение оцифровать фотоархив? Почему вы сочли необходимым это сделать?

- Я - советский человек и останусь им до конца своей жизни. С болью в сердце воспринял разрушение той великой страны, в которой мне посчастливилось родиться и жить. Но у меня остался фотоархив того времени: фронтовики, передовики производства, руководители, спортсмены, работники культуры, стройки, памятники, мемориальные доски, старинные дома и красота Гатчинского парка тех лет.

Почти через 25 лет, в 2016 году, я вернулся в беговое пространство города. Оказалось, что оно сейчас частично виртуальное: общение, размещение информации, регистрация на соревнования происходит ВКонтакте. Создал личную страницу в сети, разместил старые фото с пробегов конца 80-х, а также города и парка 1959 года. Приятель сделал перепост этих фото в группу «Гатчина. Фотоистория». Оказалось, что эти фото нужны людям. Познакомился с администратором группы Андреем Никофоровым. Увидел, какое благое дело он делает на чистом энтузиазме для города и района.

Считаю, что война с нами не закончилась ни в 1945, ни в 1991. В нашем регионе она имеет информационный характер, идет борьба за умы молодежи, а совсем рядом, на просторах СССР она уже перешла в горячую фазу. Архив отца - это оружие в этой войне. Кстати, я не одинок в этом. Благодаря интернету я познакомился со многими неравнодушными жителями города, отстаивающими нашу историю. Среди них Владимир Гречухин, Виктор Волохов, Людмила Рябинина, Ольга Большакова, Людмила Измайлова, Александр Зубарев.

- Где и как вы оцифровываете фотоархив? Кто вам помогает?

- Вначале я сканировал фотографии, их несколько коробок. Потом брат передал мне старенький сканер для негативов, и я перешел на эту технику. Режу негатив по шесть кадров и вперед. Стараюсь убрать большие царапины, и немного корректирую изображение. Иногда не знаешь, что получишь на выходе, трудно все просмотреть заранее. Иду за отцом, только уже через 30 лет. Зачастую не хватает времени, чтобы определить время и событие. Использую оцифрованные номера «Гатчинской правды», помогает мне в этом энтузиаст Игорь Мещеряков.

- Где можно увидеть фотографии вашего отца? По какому принципу вы размещаете фото ВКонтакте? Какая тематика архива преобладающая? Сколько времени вам надо, чтобы его оцифровать полностью?

- Все фотографии обязательно размещаю в группе «Гатчина. Фотоистория». Если известно событие, то это отдельный альбом. Если пока нет, то размещаю в крупные альбомы «Парк», «Город» или «Район». Мечтаю, когда число фото превысит число участников группы. Осталось совсем немного.

Размещаю фото и в самой многочисленной группе города «Моя Гатчина», а фото парка (их уже около 700) в группе «Гатчина. Наш парк». Встречи с фронтовиками в школах стараюсь выкладывать в группах поселений. Используют эти фото и местная печать. В архиве много фоторепортажей, встреч участников войны со школьниками города и района того времени. Создана целая галерея фронтовиков, жителей и освободителей города и района. К сожалению, они от нас уходят. Поэтому считаю очень важным сохранить лица победителей для истории. Эта работа большая, я думаю еще на год как минимум.

- Время идет. Гатчина меняется, уходят люди, которые помнили Гатчину советскую… Кому и для чего вы посоветовали бы заняться оцифровкой фотоархивов, альбомов воспоминаний?

- Архив моего отца - общественного корреспондента газеты «Гатчинская правда» - небольшая частичка фотоархива нашего города и района. В это время работал не один десяток фотографов. К сожалению, в силу разных причин мы не видим их фото. Но я надеюсь, что чиновники обратят на эту проблему внимание. Ведь без истории у народа не будет будущего.

Особенно это важно в деле патриотического воспитания молодежи. В советское время почти во всех школах, училищах были музеи боевой славы. Сохранились ли они сейчас? На фото отца –встречи фронтовиков со школьниками 80-х. Сейчас у этих школьников свои дети. Многие из них учатся в школах родителей. Хотелось бы, чтобы в рамках краеведческих программ нынешние школьники рассказали бы нам о подвигах тех фронтовиков, которые встречались с их родителями. Тогда связь времен не прервется!

- Спасибо вам за ту огромную работу, которую вы делаете. Это важно для Гатчины и Гатчинского района, а значит, и для каждого из нас.

Беседовала Татьяна Можаева

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: