Ребенок в различных видах деятельности




Программа учебной практики

По составлению психолого-педагогической характеристики

Ребенка дошкольного возраста

специальность 050144 Дошкольное образование
План учебной практики

№ п/п Тема Количество часов
Общие рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики ребенка  
Общие сведения о ребенке
Характеристика семьи
Соматическое здоровье
Особенности эмоционально-волевой сферы  
Характеристика развития психических процессов  
Индивидуально-типологические особенности ребенка  
Проявление личностных качеств  
Положение ребенка в группе сверстников  
Ребенок в различных видах деятельности  
Рекомендации  
Всего:  

Психолого-педагогическая характеристика

Воспитанника

Детского дошкольного учреждения

Общие рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики ребенка.

 

  1. Общие сведения о ребенке:

 

  • Ф. И. О.
  • Дата рождения:
  • Домашний адрес:
  • Дата поступления в детский сад:
  • Откуда поступил:
  • Были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам:

 

  1. Характеристика семьи:

 

  • Ф. И. О. матери, место работы:
  • Ф. И. О. отца, место работы:
  • Состав семьи:
  • Кто занимается воспитанием ребенка?
  • Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

 

  1. Соматическое здоровье (болеет редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит).

 

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы

Определить общий эмоциональный настрой ребенка, выделить преобладающее эмоциональное состояние, уровень беспокойства-тревожности; выявить особенности восприятия окружающих, собственной эмоциональной чувствительности, эмпатийные тенденции; определить особенности формирования волевых качеств и их развития.

 

  1. Характеристика развития психических процессов

На основе диагностических данных определить уровень развития психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, сравнить с основными возрастными нормами развития.

 

Индивидуально-типологические особенности ребенка

Определить преобладающий тип темперамента ребенка, особенности складывающегося характера.

 

Проявление личностных качеств

Определить уровень самооценки ребенка, уровень тревожности, определить потребности в общении.

 

Положение ребенка в группе сверстников

Диагностика статусного положения ребенка в группе сверстников (звезды, принятые, изолированные, изгои).

 

Ребенок в различных видах деятельности

Игровая деятельность: (любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; какие роли реально выполняет в игре; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; роль в коллективной игре; поведение в конфликтной ситуации; отражает ли свой опыт в игре; (не) умеет поддерживать игру, нарушение игровой деятельности и их предполагаемые причины).

Диагностика развития игровых умений детей в одной возрастной группе (на примере сюжетно-ролевой игры): составление протокола наблюдения за самостоятельной игрой ребенка по предложенному плану,формулировка вывода об уровне развития игровых умений дошкольника.

План анализа:

  1. Характеристика темы и сюжета (наличие замысла, самостоятельность в выборе, связь с социальным опытом).
  2. Характеристика ролевых взаимоотношений (разнообразие, умение принять роль, умение вступать в ролевой диалог, умение изменять роль по необходимости).
  3. Характеристика игровых действий (развернутые-свернутые, целенаправленные-нецеленаправленные, с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами).
  4. Характеристика игровых ситуаций (разнообразие, соответствие теме, содержание отражает действия с предметами, взаимоотношения между людьми).
  5. Реальные взаимоотношения детей в игре (умение договариваться, распределять роли, намечать план игры и осуществлять его, самостоятельно подбирать и изготавливать оборудование, устанавливать правила и следить за их выполнением, организованно заканчивать игру).
  6. Вывод о соответствии всех компонентов игры возрастным нормам.

 

Учебно-познавательная деятельность ребенка в одной возрастной группе (в дидактической игре).

План анализа:

1.Учебный мотив.

2. Умение слушать инструкцию взрослого

3. Умение выполнять инструкцию взрослого

4. Самоконтроль

5. Умение доводить дело до конца

6.Умение проявлять самостоятельность

7. Вывод об уровне развития учебно-познавательной деятельности

 

Отношение к занятиям: (не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход).

 

Уровень развития трудовых умений, изобразительных навыков, умение конструировать.

 

Диагностика развития трудовых умений детей в одной возрастной группе (на примере труда в природе): составление протокола наблюдения за самостоятельным выполнением поручения детьми по предложенному плану,формулировка вывода об уровне развития трудовых умений дошкольников, разработка предложений для воспитателя

План анализа:

1. Принятие цели (характер мотивации: игровая, личностная, общественная).

2. Характеристика трудовых действий (содержание, самостоятельность, аккуратность, правильность, соответствие задаче).

3. Отношение к процессу труда (проявляет инициативу, выполняет задание с желанием, эмоциональные реакции, доводит начатое дело до конца).

4. Характеристика умения планировать труд (определяет цель, готовит и убирает оборудование, определяет предмет труда, последовательность трудовых операций, оценивает результат).

5. Вывод о соответствии всех компонентов труда возрастным нормам.

 

Рекомендации

По окончанию диагностической работы необходимо обобщить полученные данные о развитии ребенка, сопоставить с возрастными нормами развития и сделать соответствующие выводы. На основе выводов составить рекомендации для родителей и воспитателей по дальнейшему развитию ребенка и определить коррекционную работу по устранению недостатков развития.

 

Дневник

Дата Деятельность студента Методики Самоанализ (примечания) Подпись воспита-теля
10.09.13 Диагностика развития психических процессов - Методика «Запомни рисунки» (цель: диагностика уровня развития зрительной памяти). - Методика «Запомни цифры» (цель: диагностика уровня развития слуховой памяти) - Наблюдение (цель: диагностика уровня развития произвольного внимания) Проведение методики не вызвало затруднений, ребенок справился с заданием быстро  
29.10.13 Диагностика личностных качеств ребенка - Методика «Лесенка» (цель: выявить уровень самооценки ребенка)   - Наблюдение (цель: выявить уровень самооценки ребенка) Проведение методики вызвало затруднения: ребенок отказывался выполнить предложенное задание  
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: