V. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




 

1. Философия – в переводе с греческого:

а) любовь к удовольствиям;

б) любовь к жизни;

в) любовь к мудрости;

г) мудрость.

 

2. Предметом философского постижения являются:

а) человек и его место в мире;

б) природа и ее законы;

в) всеобщие универсальные законы и принципы бытия;

г) мир как целостность.

 

3. Герменевтика – это

а) искусство истолкований посланий богов людям;

б) с греческого – «повивальное искусство»;

в) искусство красноречия, синоним понятия «риторика»;

г) универсальный метод духовно-практического постижения мира человеком путем придания смысла.

 

4. Диалектика – это

а) учение и метод познания о наиболее общих закономерностях в становлении, развитии бытия и сознания;

б) «майевтика» - повивальное искусство;

в) искусство «водить за нос», софистика;

г) учение о непрерывном становлении бытия.

 

5. Метафизика – это

а) учение и метод познания о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия и сознания;

б) «майевтика» - повивальное искусство;

в) учение и методологический принцип познания абсолютной сущности бытия;

г) учение о «сверхфизическом», мистическом.

 

6. Онтология – это

а) основной раздел философской рефлексии о фундаментальных качествах бытия;

б) способ метафизического постижения мира;

в) фундаментальная сфера философской рефлексии предметом, которой выступает общественное развитие;

г) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания.

 

7. Гносеология – это

а) искусство любви;

б) фундаментальная сфера философской рефлексии предметом, которой выступает общественное развитие;

в) область мистического вхождения в нирвану;

г) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания.

 

8. Философская антропология – это

а) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания;

б) область философских практик, предметом которых является сущность человеческого бытия;

в) раздел философии, исследующий качественное своеобразие общества, его законы, идеалы, генезис и развитие, логику и перспективы социальных процессов;

г) сфера философской рефлексии, исследующие ценности, как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизнедеятельности, конкретным деяниям и поступкам человека.

 

9. Аксиология – это

а) сфера философской рефлексии, исследующие ценности, как смыслообразующие основания человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизнедеятельности, конкретным деяниям и поступкам человека.

б) обозначение центрального вопроса философии;

в) метод постижения мира;

г) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания;

 

10. Социальная философия – это

а) область философской рефлексии над формами политического устройства;

б) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания;

в) умозрительная и интуитивная попытка постижения социально-исторической «сущности-души-идеи» человеческого бытия;

г) раздел философии, определенным образом объясняющий качественное своеобразие общества, его законы, идеалы, генезис и развитие, логику и перспективы социальных процессов;

 

11. Эстетика – это

а) существенная, необходимая область философского постижения мира специфика, которой состоит в изучении смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного;

б) философия культуры;

в) существенная, необходимая область философского постижения мира специфика, которой состоит в изучении смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства должного;

г) учение об эйдосах произведений культуры.

 

12. Этика – это

а) учение о ценностях человеческого бытия;

б) самая остропроблемная сфера философской рефлексии, объектом изучения которой является мораль, нравственность;

в) существенная, необходимая область философского постижения мира специфика, которой состоит в изучении смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного;

г) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания;

 

13. Экзегетика – это

а) область и метод фундаментальной теологии, занимающийся истолкованием текстов откровения;

б) искусство любви;

в) один из важнейших разделов философии, изучающий все многообразие взаимоотношений человека и мира в процессе познания;

г) синоним греч. «герменевтика».

 

14. Категории – это

а) метод философского познания мира, путем истолкования феноменов мира как символов;

б) предельные и по объему, и по содержанию общие понятия, отражающие фундаментальные связи и отношения объективной действительности и познания;

в) четко определенные термины, фиксирующие специфику той или иной стороны действительности;

г) геометрическая дефиниция.

 

15. Трансценденция – это

а) философский термин, означающий род интеллигибельных объектов, данных посредством медитации;

б) философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта;

в) существенная, необходимая область философского постижения мира специфика, которой состоит в изучении смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного;

г) практика приобщения к Абсолюту.

 

16. Абстракция – это

а) общий термин, обозначающий утопичность и «потерю связи» с действительностью;

б) одна из важнейших операций мышления, сущность которой состоит в отвлечении от данных воспринимаемых представлений, в выявлении сущностных аспектов предмета познания;

в) операция мышления, сущность которой состоит в перенесении свойств одних предметов на другие;

г) художественной прием в искусстве эпохи модерна (творчество Пикассо, С.Дали, К. Малевича).

 

17. Экзистенция – это

а) центральное понятие, обозначающий специфический способ бытия человека в мире и метод постижения мира, суть которого состоит в поисках смысла бытия;

б) одна из важнейших операций мышления, сущность которой состоит в отвлечении от данных воспринимаемых представлений, в выявлении сущностных аспектов предмета познания;

в) основное понятие психоанализа, обозначающее скрытые, бессознательные желания человека;

г) форма мистического ощущения мира.

 

18. Созерцание – это

а) операция мышления, выявление частных аспектов и связей предмета познания;

б) психический процесс, сопровождающийся чувством «вовлеченности» и «растворения» в предмете исследования;

в) одна из разновидностей любви к прекрасному, метод эстетики;

г) способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету.

 

19. Схоластика – это

а) интеллектуальный феномен средневековой, теологической европейской культуры, ставившей своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию христианского вероучения;

б) общее обозначение замкнутого, не признающего даже формального противоречия мышления, берущее начало в религиозной догматике;

в) метод преподавания, направленный на поиск новых методик;

г) учение о противоречиях в развитии мира.

 

20. Мировоззрение – это

а) совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, определяющих отношение человека к миру;

б) «жизненный мир» субъекта, обусловленный его переживанием бытия в мире;

в) научная картина мира;

г) фантастическое отражение существующих в природном и социальном мире связей и отношений.

 

21. Философия – это

а) форма мировоззрения, связанная с постижением сущности социального и природного бытия;

б) форма жизни человека вопрошающего о сущности и смысле бытия;

в) вид искусства, способ приукрашивания действительности;

г) форма общественного сознания, связанная с духовно-теоретическим и духовно-практическим постижением и освоением сущности бытия, места и роли человека в этом мире, отношение человека к миру и смысла человеческой жизни.

 

22. Миф, мифология – это

а) рассказ о прошлом;

б) тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхестественное;

в) форма мирочувствования, состоящая в антропоморфизации мира;

г) специфическое образное синкретическое мировоззрение.

 

23. Религия – это

а) исторически возникший и развивающийся тип мировоззрения, основанный на вере в Бога;

б) опиум для народа, форма бизнеса на экзистенциальных и социальных проблемах людей;

в) тип мировоззрения, «вырастающий» из веры в богов;

г) форма общественного сознания, связанная с духовно-теоретическим и духовно-практическим постижением и освоением сущности бытия, места и роли человека в этом мире, отношение человека к миру и смысла человеческой жизни.

 

24. Идеология – это

а) форма общественного сознания, связанная с осмыслением мира через призму политических, стратово-классовых интересов;

б) форма познания мира, ориентированная на поиск истины и справедливости;

в) то же что и декларация, политический манифест;

г) синоним термина «философия».

 

25. Наука – это

а) способ познания и покорения природы человеком;

б) исторически возникшая и развивающаяся форма, обладающая целым спектром функций теоретического и практического освоения мира, основанная на изучении объективных законов природной и социальной действительности;

в) форма общественного сознания, связанная с осмыслением мира через призму политических, стратово-классовых интересов;

г) проявление человеческой гордыни, патологическая социальная форма, ведущая человечество к гибели.

 

26. Учение ДАО принадлежит:

а) Конфуцию;

б) Лао-цзы;

в) Будде;

г) Кришне.

 

27. Мир есть «майя» (иллюзия) учил ____________, пришедший к постижению четырех истин, оставивший учение о пути избавления человека от страдания:

а) Конфуций;

б) Лао-цзы;

в) Будда;

г) Кришна;

28. Кто из перечисленных мыслителей не является «натурфилософом»:

а) Фалес;

б) Платон;

в) Гераклит;

г) Эмпедокл.

 

29. Платон создатель стройной философской концепции, которую можно охарактеризовать как:

а) объективный идеализм;

б) дуализм;

в) «стихийный материализм»;

г) субъективный идеализм.

 

30. Соотнесите эпохи и методологические принципы:

а) античность; а) теоцентризм;

б) Новое Время; б) пантеизм;

в) средние века; в) космоцентризм;

г) эпоха Возрождения; г) механицизм.

 

31. Эпикур считал, что цель и смысл человеческого бытия:

а) счастье (удовольствие);

б) страдание;

в) выживание;

г) отсутствует.

 

32. Соотнесите крупнейших мыслителей и философские направления античности:

а) Платон; 1) кинизм;

б) Демокрит; 2) гедонизм;

в) Эпикур; 3) стоицизм;

г) Сенека; 4) атомизм;

д) Антисфен, Диоген; 5) объективный идеализм.

 

33. «Родоначальником» немецкого классического идеализма является:

а) Иоганн Гердер;

б) Гете;

в) Людвиг Фейербах;

г) Иммануил Кант.

34. Философское наследие Карла Маркса (1818-1883 гг.) многопланово и противоречиво, но все же все исследователи сходятся в том, что он сформировал целостную концепцию:

а) объективного идеализма;

б) космизма;

в) исторического материализма;

г) самоорганизации (синергетику).

 

35. Основной философский труд П.Я. Чаадаева, вызвавший бурную реакцию в российской общественно-политической мысли называется:

а) «Слово о законе и благодати»;

б) «Философские письма»;

в) «Материализм и эмпириокритицизм»;

г) Россия и Европа».

 

36. Создателем теории культкрно-исторических типов был:

а) Н.Я.Данилевский;

б) В.С.Соловьев;

в) В.В.Розанов;

г) А.А.Богданов.

 

37. Соотнесите основные философские работы и их авторов:

а) «Философия хозяйства; 1) В.С.Соловьев;

б) «Духовные основы жизни»; 2) С.Н.Булгаков;

в) «Духовные основы общества»; 3) С.Л.Франк;

г) «Диалектика мифа»; 4) А.Ф.Лосев.

38. В советский период ведущее, доминирующее положение занимала философия:

а) О.Конта – позитивизм;

б) М.Бакунина – анархизм;

в) К.Маркса – исторический материализм;

г) З.Фрейда – психоанализ.

 

39. «Родоначальником» российской версии экзистенциализма (персонализма) был ___________, и предметом его размышлений по его собственному признанию была _____________:

а) С.Л.Франк; 1) Свобода;

б) Н.А.Бердяев; 2) Любовь;

в) Л.П. Карсавин; 3) Психика;

г) П.А.Флоренский; 4) история философии.

 

40. Многие из советских философов (А.А.Зиновьев, Э.В. Ильенков, Г.С.Батищев, М.К.Мамардашвили), пытающихся возродить свободные философские штудии в 50 – 60 гг., пытались сделать это под лозунгом:

а) «Назад к Марксу!»;

б) «Назад к В.И.Ленину!»;

в) «Назад к Канту!»;

г) «Вперед к победе коммунизма!»

 

41. О.Конт утверждавший, что «наука сама себе философия» был основателем такого философского направления как:

а) позитивизм;

б) экзистенциализм;

в) сциентизм;

г) утилитаризм и прагматизм.

 

42. Кто их перечисленных философов не принадлежал к влиятельному в конце 19 – начало 20 веков интеллектуальному течению как «философия жизни»:

а) Ф. Ницше;

б) А. Бергсон;

в) Г. Риккерт;

г) В. Дильтей.

 

43. Соотнесите персоналии и философские направления, к которым их можно отнести, согласно их философских воззрений:

а) К.Ясперс, А.Камю, Ж.П.Сартр; 1) «философия жизни»;

б) А.Грамши, Т. Адорно, Ю. Хамбермас; 2) психоанализ;

в) З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э. Фромм; 3) неомарксизм;

г) А.Бергсон, Г. Зиммель, В. Дильтей; 4) экзистенциализм.

 

44. Творчество немецкого философа М. Хайдеггера чрезвычайно многопланово, что создает определенные трудности при изучении его богатого философского наследия, но можно точно сказать, сто он не принадлежал к такому философскому течению как:

а) экзистенциализм;

б) феноменология;

в) неомарксизм;

г) герменевтика.

 

45. Соотнесите философов и основные понятия их философских концепций:

а) К.Поппер; 1) эпистема;

б) Томас Кун; 2) научно-исследовательская программа;

в) Имре Лакатос; 3) «открытое общество»;

г) Мишель Фуко; 4) парадигма.

 

46. Проект феноменологии как строгой науки в 20 веке был предложен:

а) Ж.П.Сартром;

б) Э.Гуссерлем;

в) С.Л.Франк;

г) Л. Витгенштейном.

 

47. Неотомизм – одно из влиятельных течений в современной философии, в основе которой лежат взгляды известного философа средневековья:

а) Ф.Аквинского;

б) А.Блаженного;

в) П.Абеляра;

г) У.Оккама.

 

48. Кто из перечисленных философов не относится к экзистенциализму:

а) А. Камю;

б) Э. Гуссерль;

в) К. Ясперс;

г) Н.А.Бердяев.

 

49. Кто из философов современности убежден в том, что герменевтика способна стать универсальным методом постижения мира:

а) А. Печчеи;

б) Г. Гадамер;

в) А. Витгенштейн;

г) М.Фуко.

 

50. Кого из известных философов 20 века называли «грузинский Сократ»:

а) М.К.Мамардашвили;

б) К.Мергелидзе;

в) В. Тевтадзе;

г) Д.Узнадзе.

 

51. Что означает понятие «материя»:

а) постоянный источник ощущений;

б) объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, но данная нам в ощущениях;

в) абсолютную неизменную субстанцию;

г) нечто не познаваемое, «вещь в себе».

 

52. Первым в философский оборот категорию «бытие» ввел:

а) Гераклит Эфесский;

б) Фалес Милетский;

в) Парменид Элейский;

г) Аристотель Стагирит.

 

53. Соотнесите понятие и определение, связанные с решением основного вопроса философии:

а) монизм;

б) плюрализм;

в) дуализм;

1) мировоззренческая и методологическая установка, согласно которой существование какой-либо области бытия, мира в целом определяется множеством разнородных, не сводимых друг к другу начал;

2) мировоззренческая и методологическая установка, согласно которой существование какой-либо области бытия, мира в целом определяется единой субстанцией;

3) мировоззренческая и методологическая установка, согласно которой существование какой-либо области бытия, мира в целом определяется двумя взаимосвязанными субстанциями образующими целостную форму мира.

 

54. Субстанция – это:

а) одна их фундаментальных философских категорий, обозначающая нечто неизменное, то, что существует само по себе, первооснова, определяющая существование других вещей;

б) базовая философская категория, указующая на идеальную основу бытия;

в) ничего не значащий термин;

г) термин, введенный З.Фрейдом для обозначения процесса преобразования сексуального влечения на достижение культурно-значимых целей.

 

55 Пространство – это:

а) одна из основных парных, (пространство – время) категорий философского дискурса, фиксирующая сферу бытия как таковую. В общем смысле, структурная организованность бытия, сосуществование вещей, явлений и процессов природной и социальной действительности;

б) одна из основных парных, (пространство–время) категорий философского дискурса, фиксирующая сферу бытия как таковую. В общем смысле, последовательность смены состояний, «одно после другого»;

в) то, что представляет себе человек об окружающем;

г) структура «жизненного мира человека».

 

56. Время – это:

а) одна из основных парных, (пространство – время) категорий философского дискурса, фиксирующая сферу бытия как таковую. В общем смысле, последовательность смены состояний, «одно после другого»;

б) понятие, окружающее становление бытия;

в) атрибут материи;

г) одна из основных категорий философского дискурса, фиксирующая сферу бытия как таковую. В общем смысле, структурная организованность бытия, сосуществование вещей, явлений и процессов природной и социальной действительности;

 

57. Движение – это:

а) всякое перемещение вообще;

б) отсутствие покоя;

в) атрибут материи;

г) всякое изменение вообще.

 

58. Субъективная реальность – это:

а) форма отражения и воспроизведения связей и отношений, существующих в мире в сознании отдельно взятого индивида, на основе его ощущений, опыта;

б) высший тип бытия, мир эйдосов в философии Платона;

в) мир фантазий и грез;

г) форма отражения и воспроизведения процессов, связей и зависимостей бытия «такими как они есть».

 

59. Объективная реальность – это:

а) материальный мир как система, существующая до, вне и независимо от сознания;

б) синоним понятия «материя»;

в) «мир природы» в противовес «миру культуры»;

г) всякое изменение вообще.

 

60. Социальная реальность – это:

а) общее понятие социологии, обозначающее всю совокупность жизнедеятельности человека;

б) сфера смыслов и ценностей;

в) форма и способ бытия, формируемая и развивающаяся на основе многообразной деятельности человека по освоению природных и своих родовых сил;

г) одна из форм движения материи, для которой характерны естественный отбор, наследственность, адаптация и т.д.

 

61. Развитие – это

а) такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, характеризующиеся направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

б) такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, характеризующиеся отсутствием направленности, определенных закономерностей и необратимостью.

в) структура «жизненного мира» человека;

г) всякое перемещение вообще.

 

62. Гармония – это

а) идеал развития человека;

б) процесс объединения разрозненных элементов в единое целое;

в) совокупность факторов, обеспечивающее подвижное равновесие системы;

г) философская категория, показывающая целесообразное и организованное соединение частей в одно целое, вызывающее чувство восхищения красотой и целесообразностью.

 

63. Структура – это

а) нечто целое;

б) духовный центр мира;

в) совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии;

г) инвариантное, или неизменное состояние системы.

 

64. Система – это

а) свойство объектов природной и социальной действительности сохранять свою структуру при неблагоприятных взаимодействиях извне и изнутри;

б) совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии;

в) нечто аморфное и неопределенное;

г) инвариантное, или неизменное состояние системы.

 

65. Саморегулирование (самоорганизация) – это

а) способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления;

б) процесс разделения системы на части;

в) регулятор двойного действия, работающий путем взаимного воздействия одной подсистемы на другую и обеспечивающий устойчивое функционирование всей системы;

г) смена внутренних алгоритмов функционирования систем.

 

66. Тектология, в философском учении А.Богданова:

а) раздел учения о разломах в земной коре;

б) наука о технике;

в) научное прогнозирование будущего;

г) учение о принципах организованности в природе и обществе.

 

67. Качество – это

а) несущественной, второстепенный аспект объективной реальности;

б) характеристика деятельности человека как субъекта деятельности;

в) «самое само» предмета исследования;

г) существенная определенность объекта.

 

68. Количество – это

а) внешнее формальное по отношению к сущности;

б) общее в вещах, безразличное к конкретному содержанию и качественной определенности объекта;

в) обозначение разнообразия и параметров бытия;

г) существенная определенность объекта.

 

69. Нигилизм – это

а) философская категория для обозначения определенного типа отношений между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта;

б) деконструктивное восприятие мира человеком;

в) философская категория для обозначения «снятия» без уничтожения;

г) философская категория для обозначения неопределенного типа отношений между двумя последовательными стадиями развивающегося объекта;

 

70. Прогресс – это

а) одна из спорных категорий новоевропейской философии, обозначающий направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного е более совершенному;

б) одна из спорных категорий античной философии, обозначающий направление развития бытия, характеризующееся трансформацией одного качества объекта в другое;

в) одна из спорных категорий средневековой философии, обозначающий направление развития, характеризующееся переходом от высшего к низшему, от более к менее совершенному;

г) торжество справедливости.

 

71. Революция – это

а) форма социального развития, осуществляемая путем насильственного (скачкообразного) перехода к новому качеству общества и познания;

б) попытка повернуть течение истории вспять;

в) синоним термина «эволюция»;

г) тип социального развития, связанный с теорией «малых дел» изменяющих качество жизни человека.

 

72. Атрибуты материи – это

а) пространство, время, движение;

б) пространство – время, движение, информация;

в) высота, ширина, высота;

г) трехмерность, необратимость, становление.

 

73. Бытие – это

а) объективная реальность;

б) общее определение природного и социального, божественного миров;

в) объективная и субъективная реальность в своей совокупности;

г) субъективная реальность.

 

74. Учение об атомах в античной философии принадлежало:

а) Солону;

б) Цицерону;

в) Демокриту;

г) Платону.

 

75. Такие свойства как трехмерность, бесконечность, протяженность являются атрибутами:

а) времени;

б) пространства;

в) движения;

г) материи в целом.

 

76. Монизм – это

а) тип организации философского знания, определяемый наличием одного основного принципа мироздания;

б) тип организации философского знания, определяемый наличием двух фундаментальных принципов мироздания;

в) тип организации философского знания, определяемый наличием многочисленности основоположений бытия;

г) методологический принцип, редуцирующий многообразие мира до натуралистического понимания.

 

77. Сенсуализм – это философское учение, представители которого убеждены, что человек способен познать мир, только на уровне:

а) чувств;

б) опыта и чувств;

в) интеллектуальной интуиции;

г) медитации.

 

78. Эмпиризм – это философское учение, представители которого убеждены, что человек способен познать мир, только на уровне:

а) чувств;

б) опыта и чувств;

в) интеллектуальной интуиции;

г) медитации.

 

79. Рационализм - это философское учение, представители которого убеждены, что человек способен познать мир, только на уровне:

а) чувств;

б) опыта и чувств;

в) интеллектуальной интуиции;

г) медитации.

 

80. Иррационализм – это чрезвычайное обширное философское направление объединяющее:

а) авторов учений о сверхразумном (божественное откровение, интуиция) постижении мира человеком;

б) мыслителей, отвергающих разум как единственную основу человеческого бытия и познания;

в) синоним термина «агностицизм»;

г) философов, утверждающих доминирование чувственного и опытного способов познания мира.

 

81. Учение о познании как «обратном плавании души» (анемнезисе) принадлежит:

а) Д. Локку;

б) Платону;

в) Р. Декарту;

г) Ф.Бэкону.

 

82. Знание – это

а) упорядоченные впечатления от ощущений и опыта;

б) способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов;

в) «тайна тайн» человеческого мышления;

г) упорядоченная, определенным способом полученная, в соответствии с какими-либо критериями оформленная информация, имеющая социальное значение.

 

83. Соотнесите понятия и их определения:

а) объективная истина;

б) ложь;

в) заблуждение;

г) познание.

1) адекватное отражение объекта познающим субъектом, знание, содержание которого не зависит от познающего;

2) многогранный процесс активного предметного отражения и воспроизведения мира человеком с помощью понятий и образов;

3) сознательное введение в заблуждение, дезинформация;

4) состояние сознания, в рамках которого субъект познания не всегда достаточно адекватно воспринимает связи и отношения, имеющие место быть в реальности.

 

84. Метод – это:

а) греч. «путь»;

б) система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания;

в) форма знания, объясняющая устойчивые связи и отношения объективной реальности;

г) сознательное введение в заблуждение, дезинформация.

 

85. Для обозначения совокупности принципов, методов и форм научного знания американский философ и методолог Томас Кун ввел понятие _________, а его труд называется:

а) парадигма; 1) «Логика и рост научного знания»;

б) синтагма; 2) «Логико-философский трактат»;

в) менталитет; 3) «Структура научных революций»;

г) идеология; 4) «О науке».

 

86. Понятие – это:

а) форма мысли, результат обобщения некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков;

б) «первый кирпичик» абстрактно-теоретического познания;

в) «языковая единица»;

г) форма мышления, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо;

 

87. Суждение – это:

а) элемент аргументации;

б) форма мышления, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо;

в) точка зрения, выраженная по тому или иному предмету дискуссии;

г) форма мысли, результат обобщения некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков;

 

88. Умозаключение – это:

а) форма мысли, результат обобщения некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков;

б) форма мышления, в рамках которой логически выводится новое суждение о предмете;

в) метод мышления, направленный на выявление сущностных связей и отношений предмета исследования;

г) форма мышления, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо;

 

89. Медитация – это:

а) форма психической активности, обеспечивающая погружение человека в особые трансовые состояния;

б) метод рационального доказательства;

в) погружение в нирвану;

г) катарсис.

 

90. Интуиция – это:

а) способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства;

б) озарение, откровение;

в) форма сверхсознания, данная как способность «живого» соприкосновения с сущностью явлений мира;

г) способность человека опираясь на опыт предугадывать будущее.

 

91. Гипотеза – это:

а) форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, посредством выдвижения предположений о сущностных сторонах познаваемой действительности;

б) форма научного знания, отражающая устойчивые причинно-следственные связи и отношения природной и социальной действительности;

в) догадка, идея интуитивно определяющая сущность проблемной ситуации;

г) метод сознания посредством абстрагирования идеального мира.

 

92. Проблема – это:

а) сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения;

б) форма научного знания, фиксирующая область непостижимого, «знание о незнании»;

в) препятствие, созданное объективность. Мира;

г) осознаваемое чувство отчуждения человека от самого себя, природы, общества.

 

93. Теория – это:

а) более или менее систематическое представление о мире;

б) форма и результат непосредственно приобщения к сущности бытия;

в) форма научного знания, отражающая устойчивые причинно-следственные связи и отношения природной и социальной действительности;

г) форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности.

 

94. Вера – это:

а) форма организации религиозного опыта основанная на убеждениях в существовании Абсолюта;

б) глубинная общечеловеческая универсалия культуры, обозначающая феномен человеческого бытия, связанная с убеждением в истинности принятых положений (о существовании Бога, истинности суждения, о честности другого человека).

в) неподдающаяся рациональному объяснению форма проявления бессознательного;

г) чувство расположения.

 

95. Мышление – это:

а) процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами;

б) функция мозга и высшей нервной системы;

в) метод, способ рассуждения, посредством которого осуществляется переход от знания общего к знанию частному и единичному;

г) форма проявления сознательного, связанной со способностью выявления оснований суждений и умозаключений о природной и социальной реальности.

 

96. Дедукция – это:

а) метод, способ рассуждения, посредством которого осуществляется переход от знания частного единичного к знанию общему;

б) метод, способ рассуждения, посредством которого осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному;

в) элемент аргументации;

г) наука об основаниях, формах и способах правильного мышления.

 

97. Ложь – это:

а) преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину;

б) форма сублимации несостоятельности человека в жизнедеятельности;

в) непреднамеренное несоответствие представлений реальному положению дел;

г) совпадение знаний с действительностью.

 

98. Знак – это:

а) одно из сокровенных чувств человека, связанных с признанием Бога;

б) материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве обозначения другого предмета, предназначен для приобретения, трансляции и преобразования знания;

в) графическое отражение мира, пример «экономии мышления»;

г) идеальный образ, определяющий поведение.

 

99. Методология – это:

а) форма идеализма, представители которого убеждены в первичности всеобщего надмирового начала;

б) способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов;

в) форма сверхсознания, данная как способность «живого» соприкосновения с сущностью явлений мира;

г) упорядоченная, определенным способом полученная, в соответствии с какими-либо критериями оформленная информация, имеющая социальное значение.

 

100. Концепция – это:

а) внутренние, устойчивые, необходимые повторяющиеся связи;

б) форма знания, полученная в результате инсайта;

в) основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения;

г) понятие, отражающее существенные связи и отношения объективной реальности.

 

101. Закон (в гносеологии) – это:

а) то, что издается людьми, правовой документ;

б) форма знания, отражающая внутренние, устойчивые, необходимые повторяющиеся связи природной и социальной реальности;

в) то, что устанавливается с помощью насилия, диктатура;

г) когнитивное образование, структура сознания.

 

102. Выражение «Сознание – это парадоксальность, к которой не возможно привыкнуть» принадлежит:

а) Р.Декарту;

б) Г.Ф.В. Гегелю;

в) М.К.Мамардашвили;

г) Э. Гуссерлю.

 

103. Сознание – это:

а) «парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть»;

б) это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно – творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека;

в) естественная функция мозга и всякой сложноорганизованной формы нервной системы;

г) информационное поле Вселенной.

 

104. Соотнесите понятия и их определения:

а) идеальное;

б) интуиция;

в) бессознательное;

г) архетип.

1) «первообраз», универсальная модель психической жизни, структурный принцип коллективного бессознательного (К.Г.Юнг);

2) совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся, контролю со стороны сознания;

3) способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства;

4) гносеологические образы и высшие ценности бытия человека, подлежащие осуществлению в деятельности человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: