Лекция №2 (28.09.2011).
Этика как наука о морали.
Профессиональная этика
Этика юриста как разновидность профессиональной этики.
Предмет судебной этики.
Судебная этика как учебная дисциплина.
Соотношение норм права и морали в уголовном процессе.
Мораль рассматривается как совокупность норм, правил поведения человека в обществе, которыми руководствуются люди и которые служат критериями оценки поведения, отдельных действий, помыслов с точки зрения моральных категорий «добра» и «зла», «хорошо и плохо». Мораль составляет определенную систему социальных норм, которые регулирует поведение людей в обществе. Мораль в целом может рассматриваться как философская категория. Оценка её может быть многосторонней.
Подходы к категории «морали»:
1) С точки зрения юристов: категория, регламентирующая общественные отношения.
2) Общеспециализированное значение (Гегель): мораль как определенная философская категория рассматривается как нормы и правила, которые формируются в социальной группе. Нравственность же проявляется как свойство человека быть моральным (реализация моральной нормы). Мораль приобретает объективное значение, нравственность – субъективное (проявляется в поведении отдельных лиц).
Мораль всеобъемлющий регулятор отношений, который возникает в человеческом обществе. Влияние норм морали распространяется на различные взаимоотношения:
· человека с самим собой,
· когда человек общается с природой,
· взаимоотношение с животными,
· взаимоотношения человека с человеком,
· многосторонние человеческие взаимоотношения.
Моральные нормы могут применяться в действиях, в принимаемом решении, к формированию взглядов или установок. С точки зрения перспективных установок (например, политических установок). Все эти сферы подвержены влиянию норм морали. Нормы права являются лишь маленькой частью отношений, которые складываются в обществе.
Таким образом, мораль является основным регулятором общественных отношений в обществе.
Моральные нормы формируются, укладываются в человеческой голове посредством постоянного поведения, однотипных, одноразовых поступков, которые имеют определенное значение. При этом могут регулироваться и конфликтные отношения и бесконфликтные отношения.
Соблюдение норм морали связано с внутренней оценкой своего поведения человеком, с внутренними установками, своими воззрениями, сформировавшимися титульными образами поведения. Корректировка этих установок если и происходит, то происходит напряженно, чаще всего из вне.
Формирование моральных правил внутри человека связано с «нравственной санкцией». Она связана с идеальной духовной оценкой, которая даётся с точки зрения «хорошего и плохого», «добра и зла» в соответствии с общими нормами и принципами морали и которое человек внутренне сам осознает, воспринимает, переживает и в дальнейшем руководствуется.
Моральные санкции могут выражаться в различных формах: в стандартном поведении. Правовые санкции опираются на моральные. Но моральные санкции могут быть существеннее правовых.
Моральные нормы связаны с осознанным поведением.
Основные категории, которые связаны с моралью: нравы, обычаи, мода, поведение. С точки зрения философии мораль – это форма общественного сознания, которое проявляется в виде общественных отношений. Регулирующий элемент морали уходит на второй план. С точки зрения этики мораль рассматривается более конкретно – это основной тип регуляции действий человека.
Мораль формирует целостную систему воззрений на все явления и отношения, с которыми сталкивается человек. Система воззрений может иметь различный характер. Может формироваться вокруг человека, вокруг группы людей, проживающих на конкретной территории (складываются традиции). Моральные категории могут преобразовываться на государственном уровне и приобретать общеправовое значение (например, моральный кодекс представителей коммунизма лёг в основу законодательства Советского Союза). Привязанность к определенной территории формирует различные моральные установки.
Этика как наука о морали. Определение границ этики как учебной дисциплины, изучаю.
Этика рассматривается как философская наука. Как раздел философии, который формирует учение о нравственных нормах человеческих отношений, основанных на представлениях о справедливости, о добре и зле, о похвальном и постыдном, положительном и отрицательном и т.д.
Почему этика наука!?!?!?
Этика изучает определенный круг вопросов и вырабатывает свой понятийный аппарат:
1. Сущность морали, её происхождения, законы о развитии и функционировании морали в обществе;
2. Этика как философская наука, как раздел философии, как учебная дисциплина.
Комбинированное определение этики. Этика – философская наука, раздел философии, учебная дисциплина, изучающая и формирующая представление о происхождении, сущности, законах развития и общественных функциях морали, о нравственности поведения человека и человеческих отношений, основанных на категориях справедливости, добра и зла, правды и лжи, смысла жизни и т.д.
Формируется профессиональная этика. Особенности её формирования связано со спецификой классификации профессии на две категории: человек объектом воздействия не является, объектом непосредственного профессионального воздействия является человек (например, учитель, воспитатель, юрист).
Глубина профессиональной подготовки, социальная значимость и социальное доверие других лиц к представителям этой профессии. Это приобретает особую значимость, когда профессиональная деятельность может нанести большой вред. Поэтому начались формироваться клятвы, присяги. Эти традиции начали формироваться в военной области, потому что военным выдавалось оружие, которое можно было применить в различных целях.
Профессиональная этика:
1) Субъекты профессиональной этики (судья, прокурор, следователь, адвокат). Вокруг них формируются соответствующие профессиональные отношения. Этот круг взаимоотношений может быть достаточно широким:
· Профессиональный (служебный)
· Внеслужебный.
2) Профессиональная деятельность:
§ Отдельная деятельность;
§ Совместная деятельность (например, судебное разбирательство).
3) Правила и условия взаимоотношений – это предмет изучения судебной этики.